Система образования в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:

– изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;

– проанализировать образовательные системы современных западных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии и Франции);

– выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран и их вклад в развитие мирового образовательного пространства.

Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:
Анализ педагогической литературы, учебных пособий и публикаций периодической печати.
Сравнительно-сопоставительный анализ различных научных и документальных источников.
Конспектирование, реферирование, аннотирование источников.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….





I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США

И ВЕЛИКОБРИТАНИИ ……………………………………………………..

1.1. Образовательная система США ………………………………………..

1.2. Образовательная система Великобритании ...........................................


II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ КРУПНЕЙШИХ СТРАН КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ………………………………..
2.1. Образовательная система Германии ……………………………………
2.2. Образовательная система Франции ...........................................................


III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

3.1. Сравнительный анализ современных систем среднего

образования западных стран .............................................................................
3.2. Сравнительный анализ современных систем высшего

образования западных стран ............................................................................

Заключение ...............................................................................................

Список литературы ..........................................................................

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 133.38 Кб (Скачать документ)

Главный способ оценки и контроля знаний в американской школе – тесты. В тестах закладывают вопрос и варианты ответов, один из которых верен. Чаще стали применять тесты, где есть вопрос, но нет ответа.

При оценке и контроле прибегают  к использованию кредита – стандартной единицы измерения объема знаний в соответствии с количеством затраченного на их приобретение времени. Для получения аттестата об окончании старшей средней школы чаще всего требуется иметь 16 кредитов, половина из которых начисляется по программам обязательных учебных дисциплин. Кроме того, в средних школах учебный год делят на два-три периода, в конце которых выставляются оценки по пятибалльной или стобалльной системам: А (93-100) – отлично; В (85-92) – выше среднего; С (75-84) – удовлетворительно; Д (65-74) – плохо; Е (0-64) – не засчитывается 5

Профессиональное  обучение осуществляется в средних школах, региональных профессиональных центрах (организуются посредством кооперации нескольких средних учебных заведений) и в центрах профессиональных навыков. Учащиеся приобретают различные специальности на уровне квалифицированного рабочего. Масштабы профессионально-технического обучения весьма внушительны. Обычно ученикам предлагают не менее двух-трех курсов профессионального обучения. В ряде школ этот набор достигает шести курсов. Не менее двух третей учащихся средней школы обучаются, по крайней мере, по одной программе профессиональной подготовки.

Профессионально-техническое образование охватывает не только подготовку рабочих, но и лиц, занятых в сферах услуг, конторского труда и др. Овладение учащимися профессиональными знаниями и навыками рассматривается как одна из задач общеобразовательных учебных заведений, для чего в средних школах формируются профессиональные отделения или потоки. Многие школы располагают учебными мастерскими; изучение предметов профессиональной специализации организуется также в группах на уроках и т.п. Одним из важнейших направлений государственной политики стала ликвидация неравноценности образования, получаемом учащимися этих потоков, в сравнении c выпускниками, избравшими академическое направление. Окончание профессионально-технического отделения средней школы дает возможность поступления в младшие колледжи. Альтернативными путями получения профессионально-технической подготовки (на базе 9 лет школы) может быть обучение (с получением полного среднего образования) в средних профессионально-технических школах, где обеспечен более широкий выбор профессий и специализаций, и в межокружных профессионально-технических школах (для учащихся, не имеющих возможности пользоваться учебными мастерскими).

Активно участвуют в организации  трудового и профессионального обучения бизнесмены. При министерстве образования в 80-х годах создано специальное управление, призванное налаживать контакты школ с корпорациями. Тогда же был запущен ряд программ: «Партнерство в области образования», «Усыновление школы» и др., которые имели в виду обеспечить такие контакты. Согласно этим программам, бизнесмены посылают специалистов в учебные заведения в качестве преподавателей, оказывают финансовую и другую поддержку, необходимую для обучения (в этом участвовали компании «Тексас инструмент», «Кайзер кемикал», «Блиу корпорейшн» и др.) 6

Высшее  образование США характеризуется значительным разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин, представляя собой единый социальный институт, осуществляющий важные экономические, социальные и идеологические функции.

В 90-х гг. система высшего образования – наиболее динамично развивающаяся отрасль образования США.

К категории высших в  США причисляют, как правило, послесредние учебные заведения с двумя ступенями подготовки: академическим колледжем и профессиональной (или исследовательской) школой. Требования к выпускнику по массовым профессиям определяются самим вузом. Государство контролирует качество подготовки отдельных категорий специалистов лицензированием их самостоятельной профессиональной деятельности.

Среди почти 5 тыс. послесредних учебных заведений к высшим относятся  около 1,5 тыс., в том числе около 600 вузов искусств и т.п. Большинство  колледжей присуждает только степень  бакалавра; относительно небольшая  часть университетов присуждает степени бакалавра и магистра. Лишь около 200 вузов присуждает высшую в США ученую степень доктора философии. Однако и внутри этой категории имеются значительные различия. Среди наиболее престижных вузов – известные в мире частные университеты Гарвардский, Йельский, Стэнфордский, Принстонский и близкие к ним по организации Калифорнийский и Массачусетский технологические институты, т. е. крупные научные центры (около 20), готовящие исследователей широкого профиля.

Следующую группу составляют многоотраслевые и технические университеты (Колорадский и Аризонский университеты, Техасский университет сельско-хозяйственных и технических наук; всего свыше 40), считающиеся национальными центрами подготовки специалистов, но с меньшим, чем у первой, объемом научно-исследовательских работ. Две первые группы готовят основную часть докторов наук – преподавателей вузов.

Третья группа университетских  систем – свыше 30 университетов и их объединений – отличается значительным числом студентов, приехавших из других штатов. Эти группы вузов определяют качественный уровень высшей школы США. Вузы первой сотни осваивают 1/10 суммарных ассигнований на НИОКР и 1/2 всех расходов в США на фундаментальные исследования. Вузы, выпускающие докторов наук, осваивают 98% средств на НИОКР. 7

 

Деятельность  других вузов в значительной степени связана с узкоспециальными или региональными проблемами 8

Американские вузы обычно представляют собой учебные городки, так называемые кампусы. В них имеются учебно-лабораторные здания, библиотеки, общежития, жилые дома для профессорско-преподавательского состава, объекты общественного питания, спортивные и культурные сооружения.

Учебные кабинеты и классы оснащены современными техническими средствами обучения, включая электронно-вычислительную технику, магнитофоны, проекторы и замкнутые телевизионные системы. Широко представлены лингафонные кабинеты, поскольку при обучении иностранным языкам упор делается на разговорную практику. Научно-исследовательские лаборатории постоянно пополняются оборудованием, позволяющим вести исследования на современном уровне. 2

Во многих вузах имеются в достаточном количестве копировальная техника и компьютеры, доступные как преподавателям, так и студентам. Широко развито использование персональных компьютеров студентами,

в том числе и  в учебном процессе. Большое внимание уделяется формированию и использованию библиотек

Актуальной  проблемой высшего образования  остается привлечение способной  молодежи в технические вузы, необходимость реорганизации системы обучения для получения степеней магистра (2-й академической) и ученой – доктора. По прогнозам ученых, в предстоящем столетии будет ощущаться значительная нехватка специалистов инженерно-технического

профиля. В свете перестройки высшего образования Комитетом по образованию и людским ресурсам были определены приоритеты, включающие:

  • совершенствование содержания образования, пересмотр учебных планов и программ;
  • усиление естественно-математической и научно-технической подготовки студентов;
  • обновление и переподготовка профессорско-преподавательского состава;

активизация мотивации студентов к обучению;

  • переосмысление места и роли научно-исследовательской работы в вузах;

введение  инновационных моделей в учебный процесс, новых форм и методов обучения 9

Важный показатель уровня вуза – так называемая степень селективности. Почти 1400 вузов принимают всех, подавших заявлении о приеме; свыше 100 вузов отдельных штатов относятся к высокоселективным, хотя и на них распространяется правило преимущественного зачисления «местных» абитуриентов. Частные высокоселективные вузы принимают около 30% подавших заявления. Выявление лучших и создание им благоприятных условий продолжается в течение всего срока обучения. Другой важный показатель качества вуза – соотношение студентов и преподавателей. В лучших вузах США на одного преподавателя приходится 6 студентов; среди вузовских наставников доля докторов наук – около 97%.

Большинство государственных вузов финансируется соответствующими штатами. Частные вузы содержат себя за счет платы за обучение, доходов от продаж научной продукции и услуг и частных пожертвований; доля федеральных ассигнований – около 20%; эти средства перечисляются на реализацию общенациональных программ (например, федеральной помощи студентам) и на целевое финансирование исследовательских работ по заказам государственных ведомств

Качественная  реализация принципов совершенствования  высшего образования, адаптация  их к постоянно изменяющемуся обществу, позволит подняться на уровень осознания новых, необходимых современному человеку знаний и умений, по достоинству оценить новую информационно-технологическую эру. 10

 

1. 2. Образовательная система Великобритании.

 

В последние десятилетия образование  в Великобритании стало одним  из наиболее приоритетных направлений  в государственной политике вне  зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу  развития отрасли, осуществляется на самом  высоком уровне в иерархической  структуре управления парламентом, правительством. Первым актом общенационального  значения считают Закон об образовании 1944г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному образованию, в  значительной мере упорядочил систему  образования в целом и определил  органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она имеет тенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании. Они сформулированы в виде следующих целей:

 

  • сокращение объема обязательного образования;
  • совершенствование системы повышения квалификации преподавателей;
  • сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа;
  • увеличение инвестиций в образование;
  • расширение участия общественности в деятельности школы 11

Центральным органом управления образования в Англии является Департамент образования и науки. Он принимает непосредственное участие в выработке общей стратегии развития всех видов и уровней образования, оказывает посредством финансовых операций влияние на большинство учебных заведений, включая и университеты. Следует отметить, что департаменты образования не контролируют деятельность отдельных учебных заведений. Такой контроль возложен на Королевскую инспекцию и местные органы образования.

Королевская инспекция осуществляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в последнее время правительственные  круги все чаще выступают с  предложением о работе инспекторов  и в университетах. Непосредственный контроль за деятельностью учебных  заведений систем школьного и  дальнейшего образования осуществляется местными органами образования. Характерной  особенностью системы образования  в Англии является преобладание государственного сектора. Процесс «огосударствления» системы образования начался  значительно позже, чем в других странах Западной Европы. В последние  десятилетия влияние государства  на развитие образования еще более  возросло, что связано с необходимостью его финансирования.

В настоящее время государство  оплачивает 80% текущих и 90% капитальных  расходов университетов. Частные вложения не превышают 4% общих расходов на образование.

Системой  образования руководит Министерство образования, которое вырабатывает общенациональные стандарты, рекомендации, инспектирует

учебные заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета. Каждая школа  сама определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40% общественных затрат на школы. Министерские субсидии распределяются в зависимости от того, руководствуется ли учебное  заведение рекомендациями центра, а  также от успешности работы заведения.

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования  Великобритании подразделяется на три  подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности. Современная система образования Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание, начальное образование, общее среднее образование, систему дальнейшего образования и высшее образование 12

По всей стране действует система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального положения, национального происхождения и т.п. Существуют школы муниципальные и частные. В муниципальных школах обучение бесплатное, в частных – платное. В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или малышовых центрах 2 ( см. приложение 2). Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными организациями и родителями.

Информация о работе Система образования в зарубежных странах