Система образования в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:

– изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;

– проанализировать образовательные системы современных западных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии и Франции);

– выявить специфические особенности развития образовательных систем данных стран и их вклад в развитие мирового образовательного пространства.

Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:
Анализ педагогической литературы, учебных пособий и публикаций периодической печати.
Сравнительно-сопоставительный анализ различных научных и документальных источников.
Конспектирование, реферирование, аннотирование источников.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….





I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США

И ВЕЛИКОБРИТАНИИ ……………………………………………………..

1.1. Образовательная система США ………………………………………..

1.2. Образовательная система Великобритании ...........................................


II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ КРУПНЕЙШИХ СТРАН КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ………………………………..
2.1. Образовательная система Германии ……………………………………
2.2. Образовательная система Франции ...........................................................


III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

3.1. Сравнительный анализ современных систем среднего

образования западных стран .............................................................................
3.2. Сравнительный анализ современных систем высшего

образования западных стран ............................................................................

Заключение ...............................................................................................

Список литературы ..........................................................................

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 133.38 Кб (Скачать документ)

Педагоги сходятся на том, что уровень  образования, изъяны в подготовке учащихся становятся все нетерпимее. В связи с этим растет тревога, порожденная неспособностью школы обучать всех качественно и основательно.    Подъем планки минимального образования сопровождается развитием нового явления – функциональной неграмотности. На результативность обучения отрицательно повлиял количественный рост системы полного общего образования. На это обстоятельство указывается, например, в упомянутом документе американского правительства «Нация в опасности». Как считают авторы документа, старшую среднюю школу захлестнула волна посредственности. Из-за превращения этой ступени в массовый тип образования знания учащихся девальвируются: обычный балл выпускников старшей средней школы спустился до минимально удовлетворительной отметки [39; 61].

В педагогических кругах считают, что для повышения уровня образования, прежде всего, необходимо модернизировать содержание, формы и методы школьного образования.

В ведущих  странах мира предпринимаются активные попытки для повышения результативности образования. На Западе во главе движения за улучшение качества образования стоят США. В этой стране на основе общих стремлений улучшить результативность школы объединяются центральные и местные власти, учителя и общественность. Для стимулирования соответствующей деятельности отдельных учебных заведений применяется определенная процедура аккредитации. В случае успешной аккредитации, когда подтверждается состоятельность учебного заведения, обеспечивающего качественное образование, школа получает дополнительные кредиты.

В 1991 г. правительство США приняло документ «Америка – 2000: стратегия в образовании». В нем во имя более качественного образования предусмотрено выполнить 4 основные задачи: : радикально совершенствовать существующие школы; создать «новое поколение» учебных заведений (1 тыс. к 2000 г.); приучить каждого взрослого американца к самообразованию в течение всей жизни; мобилизовать усилия социальной среды (общины и семьи). Запланировано к началу нового тысячелетия достичь следующих результатов: 90% подростков будут заканчивать старшую среднюю школу; все учащиеся получат возможность овладеть базовой подготовкой в английском языке, математике, естественных науках, географии; американские школьники окажутся первыми в мире по успеваемости в математике и естественных науках; каждый взрослый житель станет функционально грамотным.

Заметную роль в практической реализации поставленных задач играет общество «Фи Дельта Каппа», объединяющее свыше 135 тыс. профессиональных педагогов. Специалисты общества выявляют негативные факторы в обучении и находят способы их преодоления. Так, ими определены свыше 40 причин неуспеваемости учащихся. Среди собственно педагогических причин это, прежде всего, угроза искчючения из школы, напряженные отношения с учителем, взгляд на ученика как на потенциального неуспевающего и т.д. 43

Не меньше заботятся о повышении качества образования и в других странах. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учиться преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее». Рекомендации, как добиться положительных перемен, сформулированы в виде нескольких целей: сокращение объема обязательного образования, совершенствование системы повышения квалификации преподавателей, сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа, увеличение инвестиций в образование, расширение участия общественности в деятельности школы.

В заключение можно выделить несколько основных закономерностей общего среднего образования развитых стран:

• длительность обучения в полной средней школе, за редким исключением, составляет 12 лет;

• полная средняя школа преимущественно подразделяется на 3 уровня: начальная, средняя и старшая;

• обязательным является обучение только в средней школе, после окончания которой ученик выбирает дальнейший путь получения образования: академический – с целью поступления в вуз или профессиональный – для получения среднего специального образования;

• в старшей школе (это, как правило, 10–12 классы) обучение профильное – с количеством направлений специализации от двух до четырех;

• количество обязательных учебных дисциплин в старшей школе значительно уменьшается, как правило, до 58, на изучении которых и делается акцент в течение последующего периода обучения;

• в некоторых странах, например в Великобритании и Франции, аттестат об окончании старшей средней школы (диплом, сертификат) получают далеко не все его соискатели;

• в большинстве стран зачисление в вуз происходит по конкурсу аттестатов (дипломов, сертификатов) либо по результатам тестирования, единого по стране или индивидуального по вузам, основанного, как правило, на измерении уровня способностей абитуриента 44

 

3. 2. Сравнительный анализ системы высшего образования современных западных стран

 

В ведущих странах мира за последнюю  четверть столетия резко расширились сети высшего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение представлений о жизненных идеалах. Заметно переменился социальный состав студенчества: он стал более демократическим. Меняется содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования.

Ключевой проблемой политики ведущих стран мира в отношении высшей школы является поддержание качества образования. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностью высшей школы. Так, в Англии с 1993 г. действует система оценки качества высших школ, осуществляемой Советом по высшему образованию. Размеры государственных субсидий на отдельные учебные заведения зависят от результатов такой оценки. Аналогичная система действует в США. В отдельных штатах подобную оценку осуществляют особые агентства проверки качества образования45.

Усилившееся соревнование государств в сфере высшего образования – это, по сути, соревнование экономическое, так как образование в современных условиях стало основным источником экономического роста. По данным американских ученых, исследующих проблемы экономики образования, на долю последнего приходится 15–20% роста национального дохода. Кроме того, от 20 до 40% роста дает совершенствование научных знаний и их применение – процесс, в котором ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям, а именно там во всех странах Запада сконцентрирована подавляющая часть фундаментальных исследований. 2

Для уяснения природы и движущих сил развития высшего образования в постиндустриальных странах необходимо рассмотреть общие факторы социально-экономического и научнотехнического характера, предопределяющие его быстрый количественный и качественный рост. К таким факторам следует отнести

1. Устойчивое развитие экономики, стремительный рост наукоемких производств, что обеспечивается персоналом, половину которого составляют лица с высшим или специальным образованием. Данный фактор в основном и определяет темпы развития национальных систем высшего образования.

2. Приоритетность государственной образовательной политики. Глубокое понимание обществом и политической элитой в постиндустриальных странах того, что успешное развитие высшего образования является одним из важнейших факторов повышения национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина, эффективное средство социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса.

3. Интенсивный рост объема научно-технической информации, который удвоился за последние 7–10 лет, быстрая смена технологий и приоритетное внедрение наукоемких технологий. Этот фактор обусловливает необходимость наличия у специалистов способностей быстро осваивать новые технологии, навыков самообразования и обязательного вовлечения их в систему непрерывного образования и повышения квалификации.

4. Постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, ведущий к уменьшению доли населения, занятого непосредственно материальном производстве, и увеличению числа лиц, занятых интеллектуальным трудом и работой в сфере услуг. Сегодня в развитых странах около 60% работающих занято умственным трудом в сфере информации и услуг и только 15–25% – в производственной сфере. Этот фактор предопределяет необходимость форсированного развития университетского сектора высшей школы, где в настоящее время концентрируется подготовка научной, экономической и управленческой 46 элиты общества, в то время как подготовка специалистов для производства начинает преимущественно осуществляться учебными заведениями неуниверситетского сектора высшей школы.

5. Возрастание роли и практической значимости научных исследований, проводимых на стыке различных направлений наук, что требует от высшей школы подготовки специалистов по межотраслевым, интегральным и сдвоенным специальностям, смещения акцента при обучении студентов в сторону увеличения объема фундаментальных знаний и универсализации, т.е. расширения профиля подготовки специалиста.

6. Развитие мощных внешних средств программной мыслительной деятельности, ведущее к автоматизации и увеличению производительности умственного труда. Этот фактор приводит к росту спроса на специалистов, способных к творчеству, имеющих навыки самостоятельной исследовательской, конструкторской и изобретательской деятельности.

7. Повышение благосостояния и денежных доходов населения, способствующее росту платежеспособного спроса на образовательные услуги и постепенному смещению центра тяжести инвестиционной финансовой нагрузки от государства к частному сектору.

Таким образом, значимость вклада высшей школы в реформирование общества подтверждается мировым опытом. Он показывает, что все страны, успешно преодолевшие переход к современным рыночным отношениям, рассматривали сферу высшего образования как приоритетную и исходили из этого в своей инвестиционной политике.

Политической  элитой в этих странах был сформирован своеобразный культ образования, поддерживаемый регулярными встречами глав государств с лучшими студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их перед общественностью как «интеллектуальной ценности страны». В настоящее время в США действует программа «Национальные цели образования», в которой подчеркивается, что «образование – основной показатель качества жизни. Это сердцевина экономического могущества и безопасности, творческого потенциала науки, культуры, искусства. Образование – это ключ к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире XXI века» 47

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Образование на сегодняшний день стоит  перед необходимостью глубоких всеохватывающих  перемен, отражающих новую парадигму  научной картины мира и переживаемую современным обществом глобальную социокультурную трансформацию  к становлению постиндустриальной цивилизации.

Закономерно, что проблемы образования всегда занимали важнейшее место в деятельности любого государства: именно образование является одним из основополагающих средств воспроизводства и развития культуры общества и человека, духовного, интеллектуального и профессионального потенциалов социума. Последнее время, обозначенное переходным периодом для развития общества, тематика образования, в силу целого ряда объективных и субъективных условий, выдвинулась в центр общественных идей и дискуссий, в которых участвуют практически все слои и группы населения, представители науки различных стран, всех ветвей и уровней законодательной и исполнительной властей.

Необходимость осмысления реальных проблем  образования в современных условиях становится все более актуальным и значимым. Это обусловливается не только причинами социально-экономического порядка, а в значительной мере сменой парадигм общественного развития, в том числе изменением ценностного контекста в формировании культуры. Все это, безусловно, отражается на состоянии и перспективах развития образования как важнейшей части социальной сферы, феномена культуры, одного из движителей поступательного общественного движения.

Иная общественная и культурная ситуация по-новому поставила ряд проблем современного научного знания, среди которых на первое место выдвигается проблема исследования образования в контексте общекультурного развития и взаимодействия человека и общества в интересах целостного формирования личности, гражданина, родителя, работника. В целом можно говорить, что в настоящее время назрела необходимость незамедлительной и качественной модернизации всей системы образования.

Это обусловливает необходимость осмыслить специфические особенности уже сложившихся систем образования, выявить основные тенденции их реформирования, дать оценку современной образовательной ситуации в мире, обосновать прогностику долговременных перспективных программ развития образования.

Проанализировав современные тенденции  развития систем образования ведущих  западных стран, можно сделать вывод, что каждая из этих стран обладает определенными сложившимися традициями в области образования, которые  связаны с особенностями их социально-экономического развития, историческими и национальными  условиями. Но в то же время они обладают и определенным сходством проблем реформирования школы, связанных с модернизацией содержания образования, что приводит к объединению усилий всего мирового сообщества для разрешения данных проблем.

Следовательно, можно сказать, что  сравнительный анализ различных  систем образования и выявление  конкретных подходов к содержанию образования  дают возможность выделить предпосылки  и тенденции формирования единого  образовательного пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире //Педагогика, 2002, №7.
  2. Ахтамзян Н.А. Система государственно-общественного управления образованием в Германии //Педагогика, 2004, №6.
  3. Барбарига А.А. Среднее и среднее специальное образование в современной Англии. – Киев, 1985.
  4. Вейзеров В.А. Дошкольное образование и воспитание в Британии //Образование в современной школе, 2005, №4.
  5. Вендеровская Р.Б. Тесты в американской системе образования //Педагогика, 2001, №2.
  6. Воробьев Н.Е., Иванова Н.В. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии //Педагогика, 2002, №7.
  7. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. – М., 2003.
  8. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. – М., 1999.
  9. Вульфсон Б.Л. Управление образованием на Западе: тенденции централизации и децентрализации //Педагогика, 1997, №2.
  10. Высшее образование в США //Педагогика, 2004, №3.
  11. Галаган А.И. Финансирование образования в развитых зарубежных странах. – М., 2003.
  12. Гребнев А. Об организации высшего технического образования в США //Высшее образование в России, 2004, №1.
  13. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.
  14. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. – М., 1998.
  15. Зоны приоритетного школьного образования во Франции //Социология образования, 2003, №10.
  16. Карташевич А.Н. Высшее образование в США //Социология образования, 2004, №12.
  17. Майбуров И. Высшее образование в развитых странах //Высшее образование в России, 2003, №2.
  18. Малькова З.А. Американская школа в оценке общественности //Педагогика, 1997, №4.
  19. Мельсен У.С. Непрерывное образование во Франции //Социология образования, 2003, №1.
  20. Модернизация учебного процесса в Германии в средней школе //Педагогика, 2002, №7.
  21. Начальное и среднее образование во Франции. – М., 1994.
  22. Образование в мире на пороге XXI века. – М., 1991.
  23. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. /Под ред. М.И. Кондакова – М., 1986.
  24. Омельяненко Б.Л. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. – М., 1989.
  25. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. – М., 2001.
  26. Писарева Л.И. Модернизация школьного образования ФРГ //Народное образование, 2004, №2.
  27. Писарева Л.И. Тенденция развития современной школы ФРГ //Педагогика, 1991, №2.
  28. Поздеев М.М. Обзор исследований по педагогическому образованию в Великобритании //Педагогика, 1994, №1.
  29. Попов М.Ю. Профориентация образования во Франции //Социология образования, 2004, №8.
  30. Прихожан А. Прогнозы развития образования во Франции до 2009 года //Социология образования, 2002, №1.
  31. Российская педагогическая энциклопедия. /Под ред. В.В. Давыдова – М., 1993.
  32. Рыжов В.А. Профессиональное ориентация и подготовка кадров в Великобритании. – М., 1991.
  33. Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. – М., 2001.
  34. Сапрыкин Д. Государственное образование в Германии //Высшее образование в России, 2005, №1.
  35. Сергеева Н.Б. Впечатления о современной немецкой школе //Педагогика, 1993, №2.
  36. Синягина Н. Начальное образование в Америке //Народное образование, 2003, №5.
  37. Система образования в Германии //Учительская газета, 2003, №48.
  38. Система образования в США. Справка //Отечественные записки, 2002, №1.
  39. Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире. – Карачаевск, 1999.
  40. Сравнительные исследования в образовании: мировые тенденции //Высшее образование сегодня, 2004, №9.
  41. Стародворцева Н. Средняя школа США: модернизация образования //Педагогическая мастерская, 2004, №3.
  42. Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н. Образование в Великобритании //Социально-политический журнал, 1997, №3.
  43. Фуряева Т.В. Экспертиза университетов: опыт ФРГ //Высшее образование сегодня, 2005, №2.
  44. Эволюция в системе образования в США //Народное образование, 2004, №9.

Информация о работе Система образования в зарубежных странах