Система управления продуктивной деятельностью учителя как фактор развития его профессиональной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:31, диссертация

Описание

Возможности (условия) развития профессиональной компетентности учителя общеобразовательного учреждения в аспекте его продуктивной деятельности. Разработка научного обоснования модели внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя с целью развития его профессиональной компетентности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления продуктивной деятельностью учителя
1.1 Продуктивная деятельность учителя как педагогический феномен
1.2.Внутришкольное управление как средство развития продуктивной деятельности учителя
1.3.Внутришкольное управление продуктивной деятельностью учителя -аспект развития его профессиональной компетентности
Выводы по главе 1
Глава 2. Проектирование системы внутришкольного управления как фактора развития профессиональной компетентности учителя на основе его продуктивной деятельности
2.1. Моделирование системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя
2.2. Конструирование системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя
Выводы по главе 2
Глава 3. Опытная работа и внедрение организационной структуры управления продуктивной деятельностью учителя.
3.1. Опытная работа
3.2. Внедрение организационной структуры управления продуктивной деятельностью учителя в практическую деятельность образовательного учреждения
3.3. Оценка эффективности эксперимента
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

Система управления продуктивной деятельностью учителя как фактор развития его профессиональной компетентности.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

- осуществление  внутришкольного управления продуктивной  деятельностью учителя будет  рассматриваться в качестве системообразующей основы для создания новой организационной структуры - научно-методической службы (новой рефлексивной культурно-образовательной среды);

- смыслообразующим  элементом системы будет выступать  продуктивная деятельность учителя; 

- научно-методическая  служба общеобразовательного учреждения  предполагает организацию продуктивной деятельности учителя на основе актуализации потребности в росте профессиональной компетентности при осуществлении инновационной деятельности педагогического коллектива;

- профессиональный  рост компетентности учителя  будет осуществляться с помощью  реализации стимулирующей роли субъекта управления;

- эффективное  функционирование системы будет  обеспечиваться комплексом организационно-педагогических  условий: рефлексивной культурно-образовательной  средой, мониторингом успешности деятельности.

Для решения  обозначенной выше проблемы и проверки достоверности гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1 .уточнить феномен  продуктивной деятельности учителя; 

2.установить  корреляции между продуктивной  деятельностью учителя и его  профессиональной компетентностью;

3.рассмотреть  внутришкольное управление продуктивной  деятельностью учителя как фактор  развития его профессиональной  компетентности;

4.предложить  модель системы внутришкольного  управления, побуждающего учителя  к продуктивной деятельности;

5.внедрить предложенную организационную структуру управления в практику работы школы; б.оценить эффективность внедряемой системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя как фактора развития его профессиональной компетентности.

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1996 по 2007 год. Анализ и обобщение опыта различных аспектов внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя гимназии 29 города Уссурийска осуществлялись в течение всего периода исследования. Систематизированная в диссертации организационно-управленческая модель продуктивной рефлексивной культурно-образовательной среды образовательного учреждения в полном объеме была введена в 2003-2006 годах. Исследованием было охвачено в общей сложности 80 учителей гимназии, 860 учащихся. С диагностической целью было посещено 1511 уроков и других мероприятий.

I этап исследования (1996 - 1999 годы) - изучение специальной  литературы по исследуемой проблеме; формулирование цели, задач и  гипотезы исследования; анализ и обобщение опыта работы внутришкольного управления в гимназии 29 г.Уссурийска Приморского края по стимулированию инновационной деятельности учителей.

II этап (1999-2003 годы) - разработка организационно-управленческой  модели продуктивной рефлексивной культурно-образовательной среды образовательного учреждения для личностно-профессионального развития учителей в условиях инновационной деятельности школы и проведение опытной работы по ее внедрению.

III этап (2003-2006 годы) - сбор и анализ диагностических материалов с целью оценки эффективности внедряемой модели системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя как фактора развития его профессиональной компетентности, осуществление качественного и количественного анализа полученных результатов, формулирование выводов, разработка практических рекомендаций.

IV этап (2006-2007 год) - оформление материалов диссертационного  исследования.

Методологическую  основу исследования составляют принципы:

- системности,  обеспечивающие реализацию продуктивной деятельности (JI.C. Выготский; В.Е. Клочко; Б.С. Гершунский; Г.С. Костюк; А.Б.Курлов, А.И.Селиванов; А.Н. Леонтьев; Б.Ф. Ломов);

- развития, характеризующие  психологические аспекты личности  и профессиональной деятельности  учителя (А.Г. Асмолов; Ф.Н. Генов; Ф.Н. Гоноболин;

A.И. Донцов; М.И.  Дьяченко, Л.А. Кандыбович; Е.С. Жариков; А.К. Маркова;

B.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев; А.И. Резник; И.М. Сергиенко; С.Ю. Степанов, Г.Ф. Похмелкина, Ю. Колошина, Т.В. Фролова; С.Г. Вершловский; А.Э. Штейнмец и др.);

- культуросообразности, составляющие основу общественного развития, признания его деятельностной и творческой сущности (Ш.А. Амонашвили;

Б.Г. Ананьев; В.П. Беспалько; Н.В. Кузьмина; А.В. Петровский; C.J1. Рубинштейн; А.П. Сергеева; Г.Н. Сериков; В.П. Симонов; Л.И. Фишман; В.Д. Шад-риков; Г.П. Щедровицкий и др.);

- праксеологии  как общей теории педагогической  деятельности, направленной на оценку  структуры педагогической деятельности  с позиций ее продуктивности, на рефлексию профессионально-педагогического поведения и всех видов опыта, поиск способов повышения успешности деятельности учителя (И.А. Колесникова, Е.В. Титова, А.И. Субетто, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и др.).

Источниками исследования явились труды отечественных  и зарубежных ученых, философская и психолого-педагогическая литература по проблеме, личный опыт работы над проблемой в течение ряда лет.

Методы исследования выбраны в соответствии с задачами и гипотезой исследования:

1. теоретические  методы: анализ (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный) научно-методической, философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; ц

- статистическая  обработка результатов исследования:

2. эмпирические  методы:

- включенное  педагогическое наблюдение для  обобщения и интеграции отдельных положений о влиянии системы внутришкольного управления на профессиональное развитие учителя,

- обобщение опыта  инновационных школ по совершенствованию  системы внутришкольного управления  в новых социально-экономических  и социокультурных условиях,

- педагогический  констатирующий и преобразующий эксперимент для проверки эффективности разработанной внутришкольной системы управления продуктивной деятельностью учителя;

- изучение продуктов  деятельности учителя для получения  данных о достигнутом им уровне профессиональной компетентности;

- анкетирование, рейтинг, диагностирование для сбора информации об уровне профессиональной компетентности учителя и эффективности управляющей системы;

- математическая (таблично-графическая) обработка результатов исследования.

Научная новизна  исследования обусловлена тем, что  в нем впервые:

- раскрыта сущность  феномена продуктивной деятельности  учителя в аспекте праксеологических  проблем педагогической деятельности;

- проанализирована  эффективность системного влияния внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя на развитие его профессиональной компетентности в целом и ее отдельные составляющие в частности;

- систематизированы  методы самооценки продуктивной  педагогической деятельности.

Теоретической значимостью проведенного исследования являются:

- теоретическое  обоснование и проектирование  структурно-содержательной модели  системы внутришкольного управления  продуктивной деятельностью учителя  с целью развития его профессиональной компетентности и условий для ее реализации;

- разработка  критериев для определения уровня  педагогической компетентности  учителя, установление корреляции  уровня профессиональной компетентности  учителя и его продуктивной  деятельности;

- специальное  выделение и теоретическое обоснование комплекса условий внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя, а также основных направлений и форм работы по этому направлению в аспекте решения праксеологических проблем.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что автором внедрена на практике и экспериментально проверена принципиально новая система управления продуктивной деятельностью учителя для развития его профессиональной компетентности. Сформулированные и обоснованные диссертационные положения могут быть использованы:

- при организации  работы методической службы школы  на новых продуктивных основаниях;

- в активизации  инновационных процессов в деятельности  общеобразовательных учреждений;

- при разработке  программы развития конкретного образовательного учреждения,

- в создании  внутрифирменной системы повышения  квалификации;

- при мониторинге  качества профессиональной педагогической  деятельности в соответствии  с перспективой прогнозируемого  и контролируемого становления  профессиональной компетентности учителя в результате его продуктивной деятельности,

- в различных  системах повышения квалификации  руководящих работников.

Достоверность исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических  позиций, длительной опытно-экспериментальной работой автора и его коллег, качественным и количественным анализом данных, полученных с помощью теоретических и эмпирических методов поиска.

Апробация и  внедрение результатов исследования в практику. Апробация модели системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя как фактора развития его профессиональной компетентности осуществлялась в условиях муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия 29 г. Уссурийска Уссурийского городского округа Приморского края.

Материалы и  результаты исследования докладывались  и обсуждались на одиннадцати  научно-практических конференциях и  семинарах для руководителей  образовательных учреждений города Уссурийска и Приморского края, на ежегодных фестивалях-конференциях, проводимых АНОП «Эврика» г. Москва: «Дифференциация обучения в современной школе»; «Воспитание и школа на рубеже XXI века» (2000 год); «Руководство инновационными процессами в школе» (2001 год), «Способы обучения учащихся и учителей рефлексии»; «Рефлексивная культурно-образовательная среда гимназии как средство реализации основных (развивающих) целей общего образования» (2002 год); «Проблемы гуманизации современного образования (принципы, компетентности, содержание)» (2003 год); «Образовательные технологии и педагогическая рефлексия» (2004 год); «Развитие педагогических компетенций через внутри-школьную систему повышения квалификации» (2005 год); «Формирование компетентностных умений и навыков», «Продуктивное образование: от идеи к реализации» (2006 год); «Управление инновационными образовательными практиками» (2007 год) и др.

Созданная и  представленная в диссертации организационно-управленческая модель продуктивной рефлексивной культурно -образовательной среды, способствующей развитию педагогической компетентности учителя, внедрена в муниципальном образовательном учреждении Гимназия № 29 г. Уссурийска Приморского края, отдельные стороны опыта внут-ришкольного управления, организации инновационной деятельности описаны в публикациях сотрудников школы, в публикациях местной печати о школе, в девяти публикациях автора по теме диссертационного исследования. Рекомендациями по построению организационно-управленческой модели школы на основе рефлексивной культурно-образовательной среды образовательного учреждения руководствуются школы образовательного округа Дальневосточного государственного университета в Приморском крае, находкинские муниципальные средние школы, школы г. Арсеньева. Материал диссертации используется Приморским институтом переподготовки повышения квалификации работников образования в курсовой подготовке руководителей школ. На защиту выносятся следующие положения:

1. теоретические  и организационно - управленческие  основы системы управления продуктивной  деятельностью учителя включают:

- понятие продуктивной деятельности учителя как особого вида праксеологической педагогической деятельности, направленной на развитие его профессиональных компетенций;

- общеметодологические, организационные и деятельностно - функциональные принципы построения школьной системы управления продуктивной деятельностью учителя;

- структурно - функциональную  модель системы управления продуктивной  деятельностью учителя, которая  включает блоки: аналитико-рефлексивный, конструктивно - прогностический,  организационно - деятельно-стный, оценочно - информационный и коррекционно - регулирующий, выполняет нормативную, рефлексивную, проектировочную, диагностическую и организационно - управленческую функции; - и комплекс условий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие школьной системы управления продуктивной деятельностью учителя;

2. управление  продуктивной деятельностью учителя  рассматривается нами как процесс  целенаправленного воздействия на факторы ( потребности, способности, профессиональные компетенции), определяющие уровень педагогической компетентности учителя (феномен продуктивной деятельности);

3. управление  продуктивной деятельностью учителя,  выполняя специфические функции,  позволяет обеспечить системность  управленческих мер, направленных  на непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности учителя; основные элементы системы (организационная структура научно-методической службы: условия, ресурсы, процедуры) обладают функциональной специфичностью и функциональной интегративностью;

Информация о работе Система управления продуктивной деятельностью учителя как фактор развития его профессиональной компетентности