Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:31, диссертация
Возможности (условия) развития профессиональной компетентности учителя общеобразовательного учреждения в аспекте его продуктивной деятельности. Разработка научного обоснования модели внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя с целью развития его профессиональной компетентности.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления продуктивной деятельностью учителя
1.1 Продуктивная деятельность учителя как педагогический феномен
1.2.Внутришкольное управление как средство развития продуктивной деятельности учителя
1.3.Внутришкольное управление продуктивной деятельностью учителя -аспект развития его профессиональной компетентности
Выводы по главе 1
Глава 2. Проектирование системы внутришкольного управления как фактора развития профессиональной компетентности учителя на основе его продуктивной деятельности
2.1. Моделирование системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя
2.2. Конструирование системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя
Выводы по главе 2
Глава 3. Опытная работа и внедрение организационной структуры управления продуктивной деятельностью учителя.
3.1. Опытная работа
3.2. Внедрение организационной структуры управления продуктивной деятельностью учителя в практическую деятельность образовательного учреждения
3.3. Оценка эффективности эксперимента
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
- осуществление
внутришкольного управления
- смыслообразующим
элементом системы будет
- научно-методическая
служба общеобразовательного
- профессиональный
рост компетентности учителя
будет осуществляться с
- эффективное
функционирование системы
Для решения обозначенной выше проблемы и проверки достоверности гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1 .уточнить феномен
продуктивной деятельности
2.установить
корреляции между продуктивной
деятельностью учителя и его
профессиональной
3.рассмотреть
внутришкольное управление
4.предложить
модель системы
5.внедрить предложенную организационную структуру управления в практику работы школы; б.оценить эффективность внедряемой системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя как фактора развития его профессиональной компетентности.
Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1996 по 2007 год. Анализ и обобщение опыта различных аспектов внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя гимназии 29 города Уссурийска осуществлялись в течение всего периода исследования. Систематизированная в диссертации организационно-управленческая модель продуктивной рефлексивной культурно-образовательной среды образовательного учреждения в полном объеме была введена в 2003-2006 годах. Исследованием было охвачено в общей сложности 80 учителей гимназии, 860 учащихся. С диагностической целью было посещено 1511 уроков и других мероприятий.
I этап исследования
(1996 - 1999 годы) - изучение специальной
литературы по исследуемой
II этап (1999-2003 годы)
- разработка организационно-
III этап (2003-2006 годы) - сбор и анализ диагностических материалов с целью оценки эффективности внедряемой модели системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя как фактора развития его профессиональной компетентности, осуществление качественного и количественного анализа полученных результатов, формулирование выводов, разработка практических рекомендаций.
IV этап (2006-2007 год)
- оформление материалов
Методологическую основу исследования составляют принципы:
- системности,
обеспечивающие реализацию
- развития, характеризующие
психологические аспекты
A.И. Донцов; М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович; Е.С. Жариков; А.К. Маркова;
B.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев; А.И. Резник; И.М. Сергиенко; С.Ю. Степанов, Г.Ф. Похмелкина, Ю. Колошина, Т.В. Фролова; С.Г. Вершловский; А.Э. Штейнмец и др.);
- культуросообразности, составляющие основу общественного развития, признания его деятельностной и творческой сущности (Ш.А. Амонашвили;
Б.Г. Ананьев; В.П. Беспалько; Н.В. Кузьмина; А.В. Петровский; C.J1. Рубинштейн; А.П. Сергеева; Г.Н. Сериков; В.П. Симонов; Л.И. Фишман; В.Д. Шад-риков; Г.П. Щедровицкий и др.);
- праксеологии
как общей теории
Источниками исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, философская и психолого-педагогическая литература по проблеме, личный опыт работы над проблемой в течение ряда лет.
Методы исследования выбраны в соответствии с задачами и гипотезой исследования:
1. теоретические методы: анализ (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный) научно-методической, философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; ц
- статистическая
обработка результатов
2. эмпирические методы:
- включенное педагогическое наблюдение для обобщения и интеграции отдельных положений о влиянии системы внутришкольного управления на профессиональное развитие учителя,
- обобщение опыта
инновационных школ по
- педагогический констатирующий и преобразующий эксперимент для проверки эффективности разработанной внутришкольной системы управления продуктивной деятельностью учителя;
- изучение продуктов
деятельности учителя для
- анкетирование, рейтинг, диагностирование для сбора информации об уровне профессиональной компетентности учителя и эффективности управляющей системы;
- математическая
(таблично-графическая)
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем впервые:
- раскрыта сущность
феномена продуктивной
- проанализирована эффективность системного влияния внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя на развитие его профессиональной компетентности в целом и ее отдельные составляющие в частности;
- систематизированы
методы самооценки
Теоретической значимостью проведенного исследования являются:
- теоретическое
обоснование и проектирование
структурно-содержательной
- разработка
критериев для определения
- специальное выделение и теоретическое обоснование комплекса условий внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя, а также основных направлений и форм работы по этому направлению в аспекте решения праксеологических проблем.
Практическая значимость исследования заключается в том, что автором внедрена на практике и экспериментально проверена принципиально новая система управления продуктивной деятельностью учителя для развития его профессиональной компетентности. Сформулированные и обоснованные диссертационные положения могут быть использованы:
- при организации
работы методической службы
- в активизации
инновационных процессов в
- при разработке программы развития конкретного образовательного учреждения,
- в создании
внутрифирменной системы
- при мониторинге
качества профессиональной
- в различных
системах повышения
Достоверность исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, длительной опытно-экспериментальной работой автора и его коллег, качественным и количественным анализом данных, полученных с помощью теоретических и эмпирических методов поиска.
Апробация и
внедрение результатов
Материалы и
результаты исследования докладывались
и обсуждались на одиннадцати
научно-практических конференциях и
семинарах для руководителей
образовательных учреждений города
Уссурийска и Приморского края, на
ежегодных фестивалях-
Созданная и
представленная в диссертации организационно-
1. теоретические
и организационно - управленческие
основы системы управления
- понятие продуктивной деятельности учителя как особого вида праксеологической педагогической деятельности, направленной на развитие его профессиональных компетенций;
- общеметодологические,
организационные и
- структурно - функциональную
модель системы управления
2. управление
продуктивной деятельностью
3. управление
продуктивной деятельностью