Система управления продуктивной деятельностью учителя как фактор развития его профессиональной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:31, диссертация

Описание

Возможности (условия) развития профессиональной компетентности учителя общеобразовательного учреждения в аспекте его продуктивной деятельности. Разработка научного обоснования модели внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя с целью развития его профессиональной компетентности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления продуктивной деятельностью учителя
1.1 Продуктивная деятельность учителя как педагогический феномен
1.2.Внутришкольное управление как средство развития продуктивной деятельности учителя
1.3.Внутришкольное управление продуктивной деятельностью учителя -аспект развития его профессиональной компетентности
Выводы по главе 1
Глава 2. Проектирование системы внутришкольного управления как фактора развития профессиональной компетентности учителя на основе его продуктивной деятельности
2.1. Моделирование системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя
2.2. Конструирование системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя
Выводы по главе 2
Глава 3. Опытная работа и внедрение организационной структуры управления продуктивной деятельностью учителя.
3.1. Опытная работа
3.2. Внедрение организационной структуры управления продуктивной деятельностью учителя в практическую деятельность образовательного учреждения
3.3. Оценка эффективности эксперимента
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

Система управления продуктивной деятельностью учителя как фактор развития его профессиональной компетентности.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

Наглядно проиллюстрировать  формирование рефлексивной культурно-образовательной  среды можно следующим образом.

В гимназии создан коллектив единомышленников, что обеспечивает ответственность каждого за решение поставленных задач и позволяет перевести гимназию в режим развития. Управление осуществляется на основе сотрудничества, самоуправления с опорой на инициативу и творчество.

Высшим органом  самоуправления являются «взрослая» и «детская» конференции, где принимаются важнейшие решения, определяется стратегия развития гимназии, определяются на основе анализа работы цели и задачи на следующий учебный год. В работе конференций принимают участие представители всего педагогического коллектива, родителей, учащихся, общественности. На конференции проводится заключительный этап конкурса «Учитель года гимназии» и педагогическая методическая ярмарка, подводятся итоги конкурса проектов (ученических, учительских и родительских). Опыт работы нашего образовательного учреждения показывает, что детская научно- практическая конференция является творческим продуктом совместной деятельности всех участников образовательного процесса. Организатором данного мероприятия является «Лидер-клуб», члены научно- методического совета гимназии, родители. Приглашаются к сотрудничеству и участию общественные молодежные объединения города и края. Детская научно-практическая конференция проходит в рамках Дней науки и творчества. (Смотри приложение 3.) Регулярно работающим коллегиальным органом гимназического управления является педагогический совет. Рассмотрим тематические педагогические советы. Они собираются обязательно четыре раза в год и работают с учетом позиций попечительского совета и проблем, определенных научно-методическим советом. Создаются мобильные творческие группы из учителей и учащихся, представителей научного общества гимназистов для решения актуальных проблем. Практика работы в творческих группах по подготовке и проведению педагогических советов наиболее эффективна для развития профессиональной компетентности учителя. Каждый имеет возможность высказать свое видение обсуждаемой проблемы с опорой на собственный опыт, вынужден находиться в постоянной рефлексивной позиции, имеет возможность отследить собственное продвижение и наметить пути решения возникающих в ходе работы вопросов. Отрытый диалог строится на научных знаниях и рассматривается как школа повышения своего методического мастерства. В процессе работы осуществляются мониторинговые действия. (Смотри приложение 4.) Следующий элемент структуры -научно-методический совет гимназии - является координирующим органом методической и научно-экспериментальной работы. В его состав входят представители администрации, руководители кафедр, учителя- новаторы. Научно-методический совет разрабатывает тему, программу развития гимназии и определяет тактические и стратегические задачи реализации концепции развития гимназии.

Предметные кафедры  реализуют решения НМС, педсоветов и конференций. Рассматривают и анализируют образовательные программы учителей по предметам; организуют методическую помощь молодым специалистам, создают условия для самообразования и самореализации; организуют проведение Дней науки и творчества, предметных декад, мотивируют и стимулируют учителей на участие в научно-исследовательской, экспериментальной работе через презентирование опыта, участие в педагогических ярмарках и конкурсах разного уровня, обучают различным способам и видам продуктивной деятельности.

Рефлексивная культурно-образовательной среда позволяет учитывать особенности методической системы работы с учителями на современном этапе -отход от традиционных форм организационного построения, перестройка структур соответственно новым требованиям. Специфику целей и задач, методов и форм управления современной школой составляют демократизация ее организационно-педагогической структуры и расширение взаимодействия с социальной средой, при этом учитываются специфические особенности каждой категории работников.

Вывод. Переход  к описанной в исследовании организационно-управленческой модели работы с педагогическим коллективом осуществлялся поэтапно. Исследование проводилось в период с 1996 по 2007 год. В 2003 году возникла потребность в проектировании и создании системы внутришкольного управления, ориентированной на продуктивную деятельность учителя.

Вся работа с  учителем строилась на организации  условий для обретения учителем собственного педагогического опыта  посредством различных направлений  продуктивной деятельности и мониторинга.

Ill

3.2. Внедрение  организационной структуры управления продуктивной деятельностью учителя в практическую деятельность образовательного учреждения.

В полном объеме описанная модель внутришкольного  управления продуктивной деятельностью  учителя с целью его профессионального  развития была построена и апробирована в 2003- 2006 учебных годах, хотя некоторые ее элементы были внедрены уже в предыдущие два года. В этот период целенаправленно проводился формирующий эксперимент, предполагающий повышение уровня профессиональной компетентности учителей в условиях специального ее стимулирования (а не просто стимулирования инновационной деятельности).

Стратегическая  цель эксперимента нами была определена так: обеспечение качественных условий  для продуктивной деятельности учителя  как фактора развития его профессиональной компетентности. Данный период включал:

- апробирование модели управления,

- сбор и анализ  диагностических материалов с  целью оценки эффективности внедряемой  модели,

- осуществление  качественного и количественного  анализа полученных результатов,

- формулирование  выводов, 

- разработка  практических рекомендаций.

Главным событием, обозначившим переход к описанной  модели был педагогический совет (2003 г.), посвященный внедрению в школе  системы самоуправления. Впервые  была осуществлена идея проведения совместных педагогических советов с учащимися: были приглашены ученики 9-10-х классов; в работе педсовета участвовало более 20 гимназистов. Далее проведение таких педсоветов стало традицией. Данный педагогический совет был организован в форме проблемно-деятельностной игры с элементами групповой дискуссии и игры-драматизации. Помимо преимуществ организующего и стимулирующего влияния на учителей, он проводил идею интеграции учебного и воспитательного процесса и реализовал методику коллективных творческих дел не на материале досуговой деятельности учащихся, а при изучении проблем совершенствования образовательного процесса. Средством профессионального развития учителей выступала и сама система самоуправления, поскольку методика продуктивной деятельности учителя подразумевала реальное принятие позиции сотрудничества с другими участниками образовательного процесса, но при этом на паритетных началах (т.е. переход к модели личностно-ориентированного процесса управления); проявились новые для учителя виды работы (составление индивидуальных программ самообразования с учетом профессионального выбора, участие в программах работы психологической службы школы и др.).

Таким образом, мы вышли на магистральный путь продуктивного  образования: от продуктивного учителя к продуктивному ученику через естественное взаимодействие - сотрудничество детей и взрослых; данный вывод можно представить как первое условие внедрения.

В нашей системе  научно-методическая служба обращает внимание на субъектную позицию учителя, делая акцент на повышение «педагогического интеллекта» и личностно-профессиональное развитие - это второе условие внедрения. Использовались следующие приемы организационного стимулирования теоретико-познавательной и исследовательской деятельности учителей:

• делегирование  части организаторских функций новым структурным подразделениям, временным творческим группам;

• организация  инертных в отношении инновационной  деятельности учителей через объединение  их в составе творческих групп  с учителями, реализующими авторскую, исследовательскую позицию; включение каждого учителя в состав нескольких творческих групп, занимающихся совершенствованием разных сторон образовательной деятельности школы с целью обмена опытом, актуализации соревновательного момента, расширения сферы профессионального самоутверждения, поиска новых, нестандартных вариантов решения педагогических задач;

• целеполагание  при согласовании образовательных  проектов, разрабатываемых группами учителей, в отношении горизонтальных (с другими предметами) и вертикальных (во временной перспективе) связей;

• осуществление  взаимоанализа и экспертизы образовательных проектов компетентными группами учителей;

• включение  психологов в состав творческих и  экспертных групп с целью стимулирования генерации идей, осуществления части контрольных и регулятивных функций;

• привлечение  научных руководителей, внешних  экспертов (специалисты вуза) к работе творческих групп учителей.

Внедрение компетентностного подхода в методической работе поставило вопрос «как?» (формы) над вопросом «что?» (содержание деятельности). Поэтому нетрудно назвать основные условия, при выполнении которых учителя могут развивать педагогические компетентности:

• деятельностный характер системы методической работы (т.е. методический процесс должен трансформироваться таким образом, чтобы в нем появились «пространства реального действия», когда создается определенный продукт);

• ориентация методического  процесса на развитие самостоятельности и ответственности учителя за процесс и результаты своей деятельности;

• создание условий  для осознания собственных педагогических ценностей и приобретения опыта достижения цели.

Эти условия  позволяют создавать для учителей развивающую продуктивную и в  тоже время рефлексивную среду, которая является важнейшим фактором развития педагогических компетентностей - так мы обозначили третье условие.

Создавая организационную  структуру, мы рассматривали педагогический коллектив своей гимназии как  творческий союз единомышленников, способный  к исследованию, проектированию, творчеству. И развитие образовательного процесса видели, прежде всего, в продуктивной работе всех структурных звеньев в логике компетентностного подхода: именно он является основным способом достижения нового качества образования.

Принципы индивидуализации и дифференциации стали важным (четвертым) условием внедрения системы. Особо выделена поддержка молодых специалистов и учителей с небольшим стажем работы. Это дополнительно:

•организация  обучающих семинаров, инструктивно-методических совещаний и консультаций по выявленным проблемам;

• проведение молодыми специалистами собственных открытых уроков с последующим подробным самоанализом;

•участие в  конкурсе молодых специалистов «Педагогические надежды».

Для более опытных  учителей предусматривается:

•участие в  коллективных дискуссионных обсуждениях, работа в творческих и проблемных группах;

• привлечение  к проведению локальных исследований, к руководству исследовательской  и творческой работой гимназистов;

•посещение  серии уроков с последующим коллективным обсуждением и самоанализом с целью изучения педагогического опыта;

•творческий отчет  о работе над методической темой;

•участие в  конкурсах педагогического мастерства;

• проведение семинаров  городского и краевого уровней на базе гимназии;

•руководство различными структурными подразделениями гимназии.

С учителями-мастерами  педагогического труда работа методического  совета строится в направлении распространения  их опыта на уровне города, края, России. Они рекомендуются для участия  в конкурсах «Учитель года» и на получение фанта в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в качестве руководителей городских творческих и проблемных групп учителей; привлекаются к проведению мастер - классов и педагогических мастерских на различных уровнях. Им оказывается помощь в размещении наработанных материалов на образовательных сайтах или в издании собственных учебных пособий и т.п.

Таким образом, происходит расширение горизонтальных связей в управлении ОУ. Поэтому  мы разработали модель Портфолио учителя гимназии (см.

Заключение 

Предлагаемое  диссертационное исследование имеет  теоретико - экспериментальный характер. В процессе его выполнения были решены поставленные во введении задачи.

Проведенный в 1 главе анализ научно-методической и  психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил решить задачи по уточнению феномена продуктивной деятельности учителя и установлению корреляции между продуктивной деятельностью учителя и его профессиональной компетентностью.

Информация о работе Система управления продуктивной деятельностью учителя как фактор развития его профессиональной компетентности