Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:31, диссертация
Возможности (условия) развития профессиональной компетентности учителя общеобразовательного учреждения в аспекте его продуктивной деятельности. Разработка научного обоснования модели внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя с целью развития его профессиональной компетентности.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления продуктивной деятельностью учителя
1.1 Продуктивная деятельность учителя как педагогический феномен
1.2.Внутришкольное управление как средство развития продуктивной деятельности учителя
1.3.Внутришкольное управление продуктивной деятельностью учителя -аспект развития его профессиональной компетентности
Выводы по главе 1
Глава 2. Проектирование системы внутришкольного управления как фактора развития профессиональной компетентности учителя на основе его продуктивной деятельности
2.1. Моделирование системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя
2.2. Конструирование системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя
Выводы по главе 2
Глава 3. Опытная работа и внедрение организационной структуры управления продуктивной деятельностью учителя.
3.1. Опытная работа
3.2. Внедрение организационной структуры управления продуктивной деятельностью учителя в практическую деятельность образовательного учреждения
3.3. Оценка эффективности эксперимента
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
В результате мы смогли:
- выделить основные
понятия исследования «
- уточнить научное
знание о сущности процесса
управления деятельностью
- сформулировать основные принципы внутришкольного управления деятельностью учителя как фактора развития его профессиональной компетентности, определить методы, позволяющие определить эффективность разработанной системы управления продуктивной деятельностью учителя .
Продуктивность проявилась как дополнительный по отношению к культу-росообразности принцип, раскрывающий важнейшее качество педагогической деятельности — созидающий характер. Продуктивность - показатель качества самоопределения, самообразования, самореализации компетентности учителя, она прямо зависит от выбора учителем направления и содержания своей деятельности в общем образовательном процессе, доведения его до завершающей стадии - создания индивидуального продукта.
Продуктивная деятельность как вид педагогической деятельности связана разработкой и внедрением технологически новых или усовершенствованных технологических процессов или способов передачи знаний и умений.
Показателями продуктивности деятельности учителя становится реальный продукт деятельности - специально подготовленный образовательный и вспомогательный методический материал, создание рефлексивной культурно-образовательной среды, полная реализация индивидуального интереса, высокая мотивация, самостоятельность, ответственность и успешность в профессиональной деятельности. Мерой продукта при таком подходе становится учитель с его интересами, опытом и образовательными идеями, а самим продуктом -выполненная им реальная, завершенная работа, реальная вещь.
Различные подходы к определению продуктивной деятельности не противоречат друг другу, а лишь отражают тот факт, что наука и практика имеют дело с многомерным феноменом, позволяют говорить о нем как о необычном, исключительном факте: продуктивная деятельность — основа развития современного общества и важнейшее средство, обеспечивающее развитие личност-но-компетентностного потенциала индивида в новых информационных условиях. Теория управления деятельностью акцентирует внимание на основных положениях, характерных для различных подходов при определении данного процесса. В исследовании выделены те из них, которые отражают сущность такого процесса управления на уровне школы, а именно: управление деятельностью учителя является одной из функций внутришкольного управления; средством совершенствования существующей системы.
Внутришкольное управление предусматривает сочетание программно-целевого управления с ориентацией на развитие профессиональных компетенций учителя через повышение уровня самооценки, самоконтроля и самоуправления. Все это побуждает рассматривать включение педагогического коллектива в процесс управления как важнейшее условие успешного функционирования и развития школы. При этом продуктивная деятельность педагогического коллектива, когда учителя постоянно ощущают свою вовлеченность в управление изменениями, вследствие которых школа приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образовательной деятельности, рассматривается как средство развития их профессиональной компетентности. Эффективность влияния системы внутришкольного управления деятельностью учителя на его профессионально - компетентностное развитие, адекватное требованиям гуманистической педагогики, определяется соответствием управленческой деятельности принципам личностно-ориентированного образования и технологическим осмыслением условий, содержания, методов и приемов организации научно-методической работы учителей.
Новым управленческим
подходом, призванным устранить несоответствие
результатов образовательной
Поэтому следующей
задачей исследования стало рассмотрение
внутри-школьного управления продуктивной
деятельностью учителя как
Система описанных в данной диссертации методов и приемов управленческих действий предлагается как действенный фактор повышения профессиональной компетентности учителей. Основой эффективного личностно-профессионального развития учителей в системе внутришкольного управления выступают условия, методы и приемы организации и стимулирования продуктивной деятельности.
Участие всего педагогического коллектива:
- в процессе продуктивной деятельности,
- в реализации
совместно с администрацией
- в определении их функций, задач и полномочий, регламентирования характера их деятельности,
- фиксации форм отчета о ее результатах,
- при проведении
педагогических советов и
Важным фактором повышения эффективности стимулирующей функции управления продуктивной деятельностью учителя является «принцип первого лица» - личный пример руководителя, разрабатывающего и реализующего программу развития школы, выступающий как образец активности, инициативы, корректности проведения исследовательской деятельности, четкости ее самоорганизации. Технологизация воздействия личным примером через создание специальных условий повышения его действенности и преднамеренное использование приемов воздействия повышает его роль в стимулировании лично-стно-профессионального развития учителей. С учетом вышеизложенного управление продуктивной деятельностью учителя в диссертации рассматривается как процесс целенаправленного воздействия на факторы, определяющие развитие профессиональной компетентности учителя. Результатом управления продуктивной деятельностью являются внутренние изменения в самом учителе на основе рефлексии.
Следующую задачу
исследования мы решали методом моделирования
системы внутришкольного
Предлагаемая организационно-управленческая модель рефлексивной культурно-образовательной среды гимназии позволяет обеспечить устойчивость уровня профессиональной компетентности. Характеризуя педагогический профессионализм, используя понятие «профессиональная компетентность учителя», выделены следующие её составляющие:
- профессиональные
(объективно необходимые)
- профессиональная позиция как устойчивая система отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам);
- психологические особенности познавательной и мотивационной сферы (педагогическое мышление, наблюдательность, рефлексия и самооценивание; целеполагание, направленность личности и др.);
- высокая результативность деятельности.
При выделении уровней профессиональной компетентности учитывались, прежде всего, такие базовые критерии, как «профессионализм, творчество, мастерство, результативность, эффективность, оптимальность, индивидуальность».
В данном исследовании определено пять уровней профессиональной компетентности учителя:
• репродуктивный, когда учитель - предметник хотя и достигает определенных положительных результатов в работе, но преимущественно ориентирован на воспроизведение чужих образцов;
• репродуктивно-конструктивный, здесь учитель является «разумным консерватором», является транслятором известных в науке и практике приемов, овладел основами профессиональных компетенций,
• конструктивный: учитель - экспериментатор, повседневно открывающий для себя способы решения нестандартных педагогических задач, стремится и умеет изучать значимость своих оригинальных идей, передового педагогического опыта, оценивает эффективность и оптимальность собственных способов деятельности;
• конструктивно-творческий, где учитель- профессионал - гуманист, владеющий багажом современной науки; затруднения при овладении новыми профессиональными компетенциями побуждают его искать новые пути; в совершенстве владеет известными в практике приемами, демонстрирует устойчиво высокую эффективность деятельности, ее оптимальность;
• творческий: учитель-новатор - яркая индивидуальность, носитель объективно новых задач, методов, способов, приемов обучения и воспитания, творческая личность, яркая индивидуальность, реализатор творчества как «открытия для себя»; передает опыт другим учителям.
Именно эта
схема использована нами при моделировании
системы внутришкольного
Данная схема уровней профессиональной компетентности учителя удачно дифференцирует высшие проявления профессионализма, что позволяет отследить этапы творческого роста учителя. Развернутый мониторинг продуктивной деятельности педагогического коллектива и ее влияния на профессиональное самосовершенствование учителей обусловливает профессиональное развитие учителей непосредственно - на основе осмысления его результатов, а также косвенно - через обозначение важности определенных направлений работы, уровня возможных достижений.
Реализация задачи внедрения предложенной организационной структуры управления в практику работы МОУ Гимназия 29 г.Уссурийска осуществлялась как включение учителей в продуктивную деятельность и обеспечения условий устойчивого развития их профессиональной компетентности.
Устойчивый рост профессиональной компетентности учителей достигается в условиях:
- сотрудничества:
специального включения
- субъектного позиционирования каждого учителя в процессе личностно-профессионального развития;
- индивидуализации
и дифференциации научно-
- развивающей продуктивной и в то же время рефлексивной среды;
- поиска новых
путей и средств научно-
Эффективными организационными формами, реализующими принципы продуктивной деятельности, развивающими специальные профессиональные компетенции учителей в процессе управленческой деятельности школы выступили научно-методический совет, активные формы проведении педагогических советов (рефлексивно-ролевая, проблемно-деятельностная игра, брейнстор-минг, групповая дискуссия и др.); предметные кафедры; творческие группы учителей, созданные на междисциплинарной основе; экспертные комиссии; аналитические группы с участием психологов.
Важной составляющей
системы внутришкольного
Привлечение учащихся
к разработке и анализу образовательных
проектов, участию в заседаниях педагогического
и экспертного советов