Система управления продуктивной деятельностью учителя как фактор развития его профессиональной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:31, диссертация

Описание

Возможности (условия) развития профессиональной компетентности учителя общеобразовательного учреждения в аспекте его продуктивной деятельности. Разработка научного обоснования модели внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя с целью развития его профессиональной компетентности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления продуктивной деятельностью учителя
1.1 Продуктивная деятельность учителя как педагогический феномен
1.2.Внутришкольное управление как средство развития продуктивной деятельности учителя
1.3.Внутришкольное управление продуктивной деятельностью учителя -аспект развития его профессиональной компетентности
Выводы по главе 1
Глава 2. Проектирование системы внутришкольного управления как фактора развития профессиональной компетентности учителя на основе его продуктивной деятельности
2.1. Моделирование системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя
2.2. Конструирование системы внутришкольного управления продуктивной деятельностью учителя
Выводы по главе 2
Глава 3. Опытная работа и внедрение организационной структуры управления продуктивной деятельностью учителя.
3.1. Опытная работа
3.2. Внедрение организационной структуры управления продуктивной деятельностью учителя в практическую деятельность образовательного учреждения
3.3. Оценка эффективности эксперимента
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

Система управления продуктивной деятельностью учителя как фактор развития его профессиональной компетентности.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

В данном диссертационном  исследовании констатируется целесообразность применения таких приемов развития педагогических компетенций учителей, как предложение заданий по анализу  разных аспектов образовательного процесса в соответствии со специально разработанными схемами, с опорой на указанные научные источники; демонстрация образцов научно-методической работы; информирование о новых педагогических идеях, концепциях, технологиях с целью проведения самостоятельного анализа применяемых форм и методов работы, достигаемых результатов; создание проблемных сиуаций на основе мониторинга, обозначение «разрывов» в системе работы школы, преодоление которых предполагает педагогический поиск; наглядная фиксация результатов проводимой учителями исследовательской деятельности; запрос на документальное оформление научно-методических разработок.

Актуализация  роли личного примера руководителей  школы, заведующих кафедрами, отдельных  учителей как субъектов продуктивной деятельности и собственного профессионального развития оказывает стимулирующее воздействие, определяет содержание, методы и средства такого воздействия, создает условия для восприятия продуктивной деятельности как фактора развития.

Использованные для оценки эффективности эксперимента методы статистического анализа, психологической самоаттестации коллектива, анкетного опроса, рейтинговой оценки, самоанализа профессиональной позиции, сравнительного анализа, экспертной оценки и самооценки, а также независимой экспертизы позволили решить задачу определения эффективности эксперимента. Положительная динамика обусловлена развитием профессиональной компетентности учителя в результате внутришкольного управления его продуктивной деятельностью и соответствующим ему включением учителя в инновационную деятельность.

Оценка эффективности  позволяет утверждать, что апробированная организационно-управленческая модель обусловливает:

• активное и  инициативное участие учителей школы  в разработке и реализации образовательных продуктов- проектов

• переход от авторитарной управленческой позиции  дидактоцентризма и дисциплинирования  к гуманистической позиции сотрудничества руководителей с учителями, актуализации их творческих резервов;

• повышение  эффективности педагогического взаимодействия учителей с учащимися, результативности педагогической деятельности в плане достижения более высоких результатов обученности и обучаемости, воспитанности и воспитуемости школьников;

• развитие у  учителей педагогического целеполагания, педагогического мышления, педагогической рефлексии как системообразующих качеств профессионального самосовершенствования;

• рост удовлетворенности  учителей качеством и результатами педагогической деятельности и профессионального  саморазвития.

Таким образом, осуществленный теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа позволили констатировать подтверждение исходной гипотезы исследования по всем пунктам.

В течение всех этапов исследования фиксировались  данные об участии учителей в продуктивной деятельности, о фактах проявления инициативы в разработке и существенной перестройке учебно-воспитательного процесса в связи с включением в продуктивную инновационную деятельность школы. Метод анкетирования позволил наметить перспективы дальнейшего развития направлений продуктивной деятельности учителя в развивающейся школе.

Список литературы: 

1.Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Алферов А.Д., Рогов Е.И. Ускорение профессионального развития личности с помощью рейтинговой системы контроля. //Психологические и педагогические проблемы развития профессиональной личности. Армавир, 1990.

3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. - 628 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М: Изд-во МГУ, 1988.-432 с.

5. Анисимов В.В. Развитие теории и практики начального профессионального образования в России. Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 2000.

6. Асмолов А.Г. Личность и образование. //Начальная школа: плюс минус, 2000, №6. С. 3-11.

7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.

8. Богданов Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя. Автореф. канд. дисс. М: РАГС, 1995.-16 с.

9. Болтышев Ю.П. Сетевое планирование в школе. — М.: Просвещение, 1980.-80 с.

10. Ю.Бондаревская  Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студентов сред, и высшей пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов -на -Дону Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

11. Бочкарёва  А.Г. Система внутришкольного управления и продуктивная деятельность учителя. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.№ 18(41): Аспирантские тетради. Научный журнал. СПб.,2007.-376c.C.31-40.

12. Бочкарёва  А.Г. Реализация идей продуктивного  образования в МОУ Гимназия 29 г.Уссурийска // Сб. материалов научно-практической конфер. «Продуктивное образование: от идеи к реализации.». -Владивосток: Изд.ДВГУ, 2006. С. 50-66.

13. Бочкарёва  А.Г. Управление инновационными  образовательными практиками // Материалы  научно-практического семинара. Уссурийск:  Изд.УГПИ, 2007,- 86с. 

14. М.Бочкарёва А.Г. Рефлексивная культурно-образовательная среда гимназии как средство реализации основных (развивающих) целей общего образования.// Практическое пособие. Уссурийск: Изд. УГПИ, 2005.-79с.

15. Бочкарёва  А.Г. Формирование компетентностных умений и навыков. //Практическое пособие.Уссурийск: Изд.УГПИ, 2006.- 137с.

16. Бочкарёва  А.Г. Формирование филологических  компетенций на педагогических  мастерских. // Сб. материалов научно-практической  конфер. «Продуктивное образование:  от идеи к реализации.»- Владивосток: Изд.ДВГУ, 2006.-С.93.

17. Бочкарёва  А.Г. Аналитическая деятельность  администрации школы // Сборник  тезисов и докладов научно-практической  конференции «Приморье-94»;Уссурийск, 1995. С.82-87.

18. Буя Т.А. Управление процессом формирования профессиональных умений и навыков будущих учителей начальной школы. Автореф. дисс. кандидата пед. наук, М., 1997. - 18 с.

19. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе. М.: Педагогика, 1990.-144 с.

20. Вертгеймер  М. Productive Thinking (Продуктивное мышление), 1945. -215 с.

21. Волков В.И,  Трайнев В.А. Информационно-аналитические методы экспертных оценок в системах управления и образования: Учеб. пособие/МПГУ им. В.И.Ленина. М., 1996. - 180с.

22. Генов Ф.  Психология управления. М.: Прогресс, 1982. - 422 с.

23. Годник Н.А. О сущности профессионально-педагогической деятельности. /Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. - С. 11-14.

24. Голд А.  Создание команды. //Управление в  образовании: проблемы и подходы: Практическое руководство. /Под. Ред. П. Карстанье, К. Ушакова. -М.: Сентябрь, 1995. С. 265-273.

25. Гончар М.  Непрерывное образование в педагогическом  коллективе на примере школы  инновационного типа. //Народное  образование, 2000, №9. С. 106-115.

26. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990,- 144 с.

27. Голубков С.В. Особенности организации педагогического общения в различных типах профессионального отношения учителя. Афтореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2001. - 20 с.

28. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн., 1976. - 200 с.

29. ЗЗ.Зязюн И.А., Кривонос И.Ф. Тарасевич Н.Н. и др. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений. /Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. - 302 с.

30. Кан-Калик  В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

31. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. М.: Знание, 1979.-96 с.

32. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. - 80 с.

33. Компьютер  как средство управления в  педагогических системах: проблемы  моделирования информационных связей/ В.Н. Аниськин, В.И. Пугач, Л.И. Фишман, А.В. Шабанов. Самара, ГПИ, 1993.-115 с.

34. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000. - 224 с.

35. Костинская А.Г. Динамика взаимодействия и восприятия в условиях группового принятия решений. //Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М: МГУ, 1987. - С. 112-130.

36. Краснорядцева О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности. Автореф. дисс. доктора псих. наук. М., 1996. - 47 с.

37. Красовский Ю.Д. Заставь себя услышать. //Не повторить ошибок: Практические советы руководителю. /Сост. И.В. Липсиц. М.: Экономика, 1988.-С. 139-148.

38. Краткий психологический  словарь. /Ред. сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яюшевского. 2 изд., расш., испр., и доп. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.

39. Кричевский Р.Л. Исследование эффективности руководства учебными коллективами. //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. Сб. научн. тр. /Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. -М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. -С. 149 157.

40. Крутиков Л.С., Зазнобина Л.С. Медиаобразование, интегрированное с базовым: реальный опыт. //Завуч, 2000, №6. С. 24 - 30.

41. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. - 142 с.

42. Кузьмина В.Н. Педагогическое мастерство Учителя как фактор развития способностей учащихся. // Вопросы психологии, 1984, №1. С. 20-26.

43. Кузнецова А.Г. Развитие системного подхода в отечественной педагогике конца 60-х и 80-х годов XX века: Дисс. доктора педагогических наук: 13.00.01: Хабаровск, 2000-383 с. РГБ ОД, 71:01-13/138-9.

44. Куликова JI.H. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Издательство ХГПУ, 1997. - 315 с.

45. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М.: ЦМИПКС, Научно-технический кооператив «Менеджер», 1989. - 186 с.

46. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993. - 48 с.

47. Левит М.В. Как сделать хорошую школу?! (Книга 1). М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000. - 160 с.

48. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. -М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. 160 с.

49. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. -Новосибирск: Наука, 1987.- 526 с.

50. Москвина Н.Б. Трансформация риска личностно-профессиональных деформаций учителя в ресурс развития: педагогическое обеспечение. Хабаровск, 2005. 431 с.

51. Лисивненко В.В., Старых М.В. Формы профессионального общения: педагогическая практика. //Завуч, 2000,№ 5. С. 51 - 81.

52. Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя. Автореф. канд. дисс. М.гМПГУ, 1994. — 16 с.

53. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

54. Мартос Л.Ш. Как оптимизировать распределение учебного времени.1. М.: Знание, 1991.-90 с.

55. Мендра А.  Основы социологии. М., 1998

56. Митина J1.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). -М.: Дело, 1994. 216 с.

57. Монахов В.М. Основные аспекты использования информационных технологий обучения в совершенствовании методической системы обучения. М., 1987. -35 с.

58. Морозова Т.В., Иванченко С.Н., Лизинский В.М. Педсовет: идеи, методики, формы. (Рекомендации по подготовке и проведению педагогических советов в школе). М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1996.-72 с.

59. Мороз А.Г. Социально-психологическая адаптация молодого учителя. // Рад. школа. 1985, № 8. - С. 21-28, 95.

60. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., Просвещение, 1986.-196 с.

61. Мушкина И.А. Педагогическая рефлексия как основа совершенствования профессионального мастерства учителя (организационно-педагогический аспект). Авт. дисс. канд. пед. наук. М., 1999. - 20 с.

Информация о работе Система управления продуктивной деятельностью учителя как фактор развития его профессиональной компетентности