Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа
Цель исследования состоит в выявлении теоретических основ, разработке и экспериментальной проверке программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков.
Задачи:
1.Обосновать актуальность проблемы.
2.Изучить литературу по проблеме, провести научный анализ состояния теории и практики делинквентного поведения у младших подростков.
3.Определить сущность социально-педагогической профилактики делинквентного поведения.
4.Разработать программу социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы.
5. Проанализировать полученные в ходе формирующего эксперимента данные.
Введение________________________________________________4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
1.1. Делинквентное поведение младших подростков как социально-педагогическая проблема__________________________________10
1.2. Специфика социально-психологического развития и характерные проблемы социализации младших подростков, обусловливающие возможность возникновения делинквентного поведения______________________________________________18
1.3. Сущность и содержание профилактики делинквентного поведения у младших подростков___________________________________25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
2.1. Диагностика проблем социализации младших подростков, обусловливающих возможность возникновения у них делинквентного поведения______________________________________________33
2.2 Разработка и реализация программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков______________________________________________45
2.3 Анализ и описание результатов опытно-экспериментальной работы_________________________________________________54
Заключение____________________________________________58
Список литературы_____________________________________60
В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправными поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальными поведением. Оно также может встречаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом.
Приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления [1] .
Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер.
В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные.
В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В.В. Ковалева, построенная по нескольким осям [29]. На социально-психологической оси - антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической – непатологические и патологическое формы;
Для определения степени выраженности и меры воздействия на личность, важное значение имеет систематизация типов правонарушителей, отмечает Е.В. Змановская [12] .
В 1932 г. Н.И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие, профессиональные правонарушители [28] .
Рассмотрим типы делинквентности среди подростков, совершивших правонарушения. Так, А.И. Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкина в свою очередь выделяют следующие типы [8]:
М.А. Галагузова также выделяет 3 типа делинквентного поведения:
1) агрессивно-насильственное
поведение (оскорбления, побои,
2) корыстное
поведение (мелкие кражи,
3) распространение и продажа наркотиков [6] .
Несмотря на разнообразные общественные меры, направленные на побуждение граждан следовать установленным законам и правилам, множество людей ежедневно их нарушают. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные с виду люди вдруг совершают серьезное преступление. Чаще всего это психически здоровые личности, в том числе дети и подростки.
Для наиболее полного понимания сущности делинквентного поведения рассмотрим ряд присущих ему особенностей, которые выделяет Клейбер Ю.А [14] .
Во-первых, это один из определённых видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников».
Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами – законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.
В-третьих, противоправное поведение признаётся одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства – общественному порядку.
В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: следственными органами, местами лишения свободы.
В-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.
Также рассмотрим классификацию причин возникновения делинквентного поведения, предложенную А.Л. Дементьевой [29] . Автор выделяет следующие причины:
1). Деформация ценностных ориентаций – несоответствие потребностей возможностям.
2). Отрицательное влияние ближайшего окружения.
3). Зависимость подростка от референтной группы.
4). Различные формы насилия по отношению к ребенку, в т.ч. и в семье.
5). Эмоциональная неразвитость
6). Недостаточно правовая информированность.
7). Незнание социальных норм.
8). Развод родителей.
9). Смерть близкого человека.
10). Низкая досуговая культура.
Е.В. Змановская также выделяет внешние условия и внутренние причины, вызывающие делинквентное поведение [12] .
1). Социальные условия (слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни). Согласно Р. Мертону, некоторые люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху [28] . Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем. Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества раздавать ярлычки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление – наказание – опыт насильственных отношений – последующие трудности социальной адаптпации –вследствие ярлыка «преступника» - накопление социально-экономических трудностей и вторичная делинквентность – более тяжкое преступление.
2). Фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка.
3). Физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний).
4). Недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания.
5). Острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах.
6). Чрезмерная стимуляция ребенка, слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам.
7). Смена родителей (опекунов).
8). Хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать).
9). Нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери).
10). Усвоение ребенком через научения в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).
Таким образом, рассмотрев сущность и проявления делинквентного поведения, можно отметить, что данный тип поведения – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Выделяют 3 типа делинквентного поведения:
1) агрессивно-насильственное
поведение (оскорбления, побои,
2) корыстное
поведение (мелкие кражи,
3) распространение и продажа наркотиков [6] .
Также можно отметить ряд особенностей делинквентного поведения, которые выделяет Клейбер Ю.А.
Во-первых, это один из определённых видов отклоняющего поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенство большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников».
Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами – законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.
В-третьих, противоправное поведение признаётся одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства – общественному порядку.
В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами следственными органами, местами лишения свободы.
Также можно
отметить ряд причин, вызывающих делинквентное
поведение у младших
1). Деформация ценностных ориентаций – несоответствие потребностей возможностям.
2). Отрицательное влияние ближайшего окружения.
3). Зависимость подростка от референтной группы.
4). Различные формы насилия по отношению к ребенку, в т.ч. и в семье.
Для наиболее эффективного процесса профилактики делинквентного поведения подростков целесообразно проанализировать особенности реализации социальным педагогом профилактической функции, а также особенности социально-психологического развития и социализации младших подростков, обусловливающих возможность возникновения у них делинквентного поведения.
1.2 Специфика социально-психологического развития и характерные проблемы социализации младших подростков, обусловливающие возможность возникновения у них делинквентного поведения
Для наиболее эффективного процесса профилактики делинквентного поведения младших подростков необходимо рассмотреть и проанализировать характеристики данного возраста.
Подростковый возраст (11-15 лет) рассматривается А.А.Реаном как время жизни, когда формируются нормы и способы общения с другими и с самим собой. В этом возрасте происходит переход от детства к взрослости, когда переплетаются противоречивые тенденции [27] . Переход к подростковому возрасту, как утверждает Р.С. Немов, характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка [12] .
Подростничество раскрывает Р.С. Немов как самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Этот период развития (10-15 лет), для которого характерны:
Во многом психолого-педагогические доминанты развития определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселерации, т.е. ускорению физического и физиологического становления.
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному совершенствованию, - это самопознание, самовыражение, самоутверждение.
Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.
После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. С.Холл назвал его периодом «бури и натиска» [28] . По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности выделения себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Центральным личностным новообразованиям этого периода является становление нового уровня самосознания, Я - концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.