Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении теоретических основ, разработке и экспериментальной проверке программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков.
Задачи:
1.Обосновать актуальность проблемы.
2.Изучить литературу по проблеме, провести научный анализ состояния теории и практики делинквентного поведения у младших подростков.
3.Определить сущность социально-педагогической профилактики делинквентного поведения.
4.Разработать программу социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы.
5. Проанализировать полученные в ходе формирующего эксперимента данные.

Содержание

Введение________________________________________________4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
1.1. Делинквентное поведение младших подростков как социально-педагогическая проблема__________________________________10
1.2. Специфика социально-психологического развития и характерные проблемы социализации младших подростков, обусловливающие возможность возникновения делинквентного поведения______________________________________________18
1.3. Сущность и содержание профилактики делинквентного поведения у младших подростков___________________________________25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
2.1. Диагностика проблем социализации младших подростков, обусловливающих возможность возникновения у них делинквентного поведения______________________________________________33
2.2 Разработка и реализация программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков______________________________________________45
2.3 Анализ и описание результатов опытно-экспериментальной работы_________________________________________________54
Заключение____________________________________________58
Список литературы_____________________________________60

Работа состоит из  1 файл

диплом 2011.Ксеня А.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)

В психологической  литературе понятие делинквентности  скорее связывается с противоправными поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальными поведением. Оно также может встречаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом.

Приведенные виды делинквентного поведения можно  рассматривать и как этапы  формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые  его проявления [1] .

Многообразие  общественных правил порождает большое  количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер.

В социально-правовом подходе широко используется деление  противоправных действий на насильственные и ненасильственные.

В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В.В. Ковалева, построенная по нескольким осям [29]. На социально-психологической оси - антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической – непатологические и патологическое формы;

Для определения  степени выраженности и меры воздействия на личность, важное значение имеет систематизация типов правонарушителей, отмечает Е.В. Змановская [12] .

В 1932 г. Н.И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие, профессиональные правонарушители [28] .

Рассмотрим  типы делинквентности среди подростков, совершивших правонарушения. Так, А.И. Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкина в свою очередь выделяют следующие типы [8]:

  1. последовательно-криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;
  2. ситуативно- криминогенный – нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;
  3. ситуативный тип – незначительная выраженность негативного поведения, решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.

М.А. Галагузова также выделяет 3 типа делинквентного поведения:

1) агрессивно-насильственное  поведение (оскорбления, побои,  поджоги);

2) корыстное  поведение (мелкие кражи, вымогательство, угоны транспорта);

3) распространение  и продажа наркотиков [6] .

Несмотря на разнообразные общественные меры, направленные на побуждение граждан следовать установленным законам и правилам, множество людей ежедневно их нарушают. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные с виду люди вдруг совершают серьезное преступление. Чаще всего это психически здоровые личности, в том числе дети и подростки.

Для наиболее полного  понимания сущности делинквентного поведения рассмотрим ряд присущих ему особенностей, которые выделяет Клейбер Ю.А [14] .

Во-первых, это  один из определённых видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников».

Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами – законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

В-третьих, противоправное поведение признаётся одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку  угрожает самим основам социального устройства – общественному порядку.

В-четвертых, такое  поведение личности активно осуждается и наказывается  в любом обществе. Основной функцией любого государства  является создание законов и осуществление  контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: следственными органами, местами лишения свободы.

В-пятых, важно  то, что противоправное поведение  по своей сути означает наличие конфликта  между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

Также рассмотрим классификацию причин возникновения делинквентного поведения, предложенную А.Л. Дементьевой [29] . Автор выделяет следующие причины:

1). Деформация ценностных ориентаций – несоответствие потребностей возможностям.

2). Отрицательное влияние ближайшего окружения.

3). Зависимость подростка от референтной группы.

4). Различные формы насилия по отношению к ребенку, в т.ч. и в семье.

5). Эмоциональная неразвитость

6). Недостаточно правовая информированность.

7). Незнание социальных норм.

8). Развод родителей.

9). Смерть близкого человека.

10). Низкая досуговая культура.

Е.В. Змановская также выделяет внешние условия и внутренние причины, вызывающие делинквентное поведение [12] .

1). Социальные условия (слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни). Согласно Р. Мертону, некоторые люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху [28] . Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем. Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества раздавать ярлычки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление – наказание – опыт насильственных отношений – последующие трудности социальной адаптпации –вследствие ярлыка «преступника» - накопление социально-экономических трудностей и вторичная делинквентность – более тяжкое преступление.

2). Фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка.

3). Физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний).

4). Недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания.

5). Острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах.

6). Чрезмерная стимуляция ребенка, слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам.

7). Смена родителей (опекунов).

8). Хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать).

9). Нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери).

10). Усвоение ребенком через научения в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).

Таким образом, рассмотрев сущность и проявления делинквентного поведения, можно отметить, что данный тип поведения – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Выделяют 3 типа делинквентного поведения:

1) агрессивно-насильственное  поведение (оскорбления, побои,  поджоги);

2) корыстное  поведение (мелкие кражи, вымогательство, угоны транспорта);

3) распространение и продажа наркотиков [6] .

Также можно  отметить ряд особенностей делинквентного поведения, которые выделяет Клейбер Ю.А.

Во-первых, это  один из определённых видов отклоняющего поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенство большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников».

Во-вторых, делинквентное  поведение регулируется преимущественно  правовыми нормами – законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

В-третьих, противоправное поведение признаётся одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку  угрожает самим основам социального  устройства – общественному порядку.

В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается  в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами следственными органами, местами лишения свободы.

Также можно  отметить ряд причин, вызывающих делинквентное  поведение у младших подростков, которые выделяет А.Л. Дементьева:

1). Деформация  ценностных ориентаций – несоответствие потребностей возможностям.

2). Отрицательное влияние ближайшего окружения.

3). Зависимость подростка от референтной группы.

4). Различные формы насилия по отношению к ребенку, в т.ч. и в семье.

Для наиболее эффективного процесса профилактики делинквентного поведения подростков целесообразно  проанализировать особенности реализации социальным педагогом профилактической функции, а также особенности социально-психологического развития и социализации младших подростков, обусловливающих возможность возникновения у них делинквентного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Специфика социально-психологического развития и характерные проблемы социализации младших подростков, обусловливающие возможность возникновения у них делинквентного поведения

Для наиболее эффективного процесса профилактики делинквентного поведения младших подростков необходимо рассмотреть и проанализировать характеристики данного возраста.

Подростковый  возраст (11-15 лет) рассматривается А.А.Реаном как время жизни, когда формируются нормы и способы общения с другими и с самим собой. В этом возрасте происходит переход от детства к взрослости, когда переплетаются противоречивые тенденции [27] . Переход к подростковому возрасту, как утверждает Р.С. Немов, характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка [12] .

Подростничество раскрывает Р.С. Немов как самый  трудный и сложный из всех детских  возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Этот период развития (10-15 лет), для которого характерны:

  1. доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей. Однако к концу периода появляются возможность самостоятельно удовлетворять часть материальных потребностей;
  2. решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;
  3. возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях. Возникает юридическая ответственность за правонарушения;
  4. сохранение высокой зависимости от влияния взрослых (учителей, родителей) в развитии самопознания, личного самоопределения.

Во многом психолого-педагогические доминанты развития определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселерации, т.е. ускорению физического и физиологического становления.

Главные мотивационные  линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному совершенствованию, - это самопознание, самовыражение, самоутверждение.

Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду  сверстников и взрослых.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. С.Холл назвал его периодом «бури и натиска» [28] . По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности выделения себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Центральным личностным новообразованиям этого периода является становление нового уровня самосознания, Я - концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы