Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении теоретических основ, разработке и экспериментальной проверке программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков.
Задачи:
1.Обосновать актуальность проблемы.
2.Изучить литературу по проблеме, провести научный анализ состояния теории и практики делинквентного поведения у младших подростков.
3.Определить сущность социально-педагогической профилактики делинквентного поведения.
4.Разработать программу социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы.
5. Проанализировать полученные в ходе формирующего эксперимента данные.

Содержание

Введение________________________________________________4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
1.1. Делинквентное поведение младших подростков как социально-педагогическая проблема__________________________________10
1.2. Специфика социально-психологического развития и характерные проблемы социализации младших подростков, обусловливающие возможность возникновения делинквентного поведения______________________________________________18
1.3. Сущность и содержание профилактики делинквентного поведения у младших подростков___________________________________25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
2.1. Диагностика проблем социализации младших подростков, обусловливающих возможность возникновения у них делинквентного поведения______________________________________________33
2.2 Разработка и реализация программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков______________________________________________45
2.3 Анализ и описание результатов опытно-экспериментальной работы_________________________________________________54
Заключение____________________________________________58
Список литературы_____________________________________60

Работа состоит из  1 файл

диплом 2011.Ксеня А.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)

2) содействовать формированию просоциальных ценностных ориентаций;

3) способствовать совершенствованию у учащихся навыков трудовой деятельности;

4) осуществить информационно-просветительскую работу с родителями учащихся.

Программа деятельности социального педагога предусматривает  цикл занятий. Занятия проводятся с  соблюдением основных требований в  процессе работы:

  1. непринужденные дружеские отношения с детьми;
  2. принятие детей такими, какие они есть;
  3. отсутствие комментариев со стороны взрослого во время тренингов;
  4. уважение чужого мнения;
  5. Для достижения цели и задач программы нами были выделены три основных направления работы:
  • воздействие на разум;
  • воздействие на чувства и эмоции;
  • воздействие на поведение.

Первое  направление включает в себя информационный блок. Мы информируем детей, а также их родителей, о том, что такое делинквентное поведение, и какие бывают последствия данного поведения.

Второе  направление включает в себя просмотр познавательного фильма о данном типе поведения, а также различные тренинги.

Третье  направление включает в себя закрепление полученных навыков, а также воспитание через общественно-полезную деятельность.

В процессе реализации обозначенных трех направлений применяются разнообразные приемы и формы работы, а именно:

  • Беседа
  • Показ фильма
  • Игра
  • Труд
  • Анкетирование
  • Перевоспитание
  • Диагностирование

Занятия проводятся в течение 3месяцев.

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы социального педагога по профилактике делинквентного поведения у младших подростков.

 

Направления работы

Название

занятий

Содержание

Сроки проведения

Воздействие на разум

Беседа «делинквентное поведение»

Родительское  собрание

Сформировать  представления, предупредить  возможные нарушения

февраль 2011г

Воздействие на чувства

Просмотр фильма, тренинги

сформировать  представление о последствиях  делинквентного поведения

Март 2011г.

Воздействие на поведение

Ген.уборка класса, оформление классного уголка, посадка  комнатных растений.

Способствовать  формированию бережного отношения к окружающему через труд.

Апрель 2011г.


 

1. Беседа о делинквентном поведении.

Цель: сформировать представления о том, что такое делинквентное поведение и о том, к чему оно приводит.

В начале беседы был задан вопрос: что такое делинквентное поведение? Участники пытались ответить на данный вопрос. Далее были даны определения делинквентного поведения. Затем были раскрыты причины возникновения данного поведения. Также рассматривались виды делинквентного поведения и приводились конкретные примеры такого поведения[13]. После всей беседы, учащиеся задавали различные вопросы по данной теме, просили привести конкретные примеры делинквентного поведения.

Данная проблема вызвала интерес у учеников.  Беседа получилась очень оживленной и интересной. Большинство учащихся пришли к выводу, что не стоит совершать противоправные поступки.

2. Проведение родительского собрания  на тему «Что такое делинквентное поведение, последствия данного поведения»

Цель: предупреждение возможных нарушений поведения детей.

На данном собрании рассказывалось родителям о том, что такое делинквентное поведение, о том, к чему приводит данное поведение, и как предотвратить появление данного типа поведения [15]. Также рассматриваются конкретные причины противоправного поведения. Далее родители анализируют полученную информацию, и обсуждают совместно друг с другом.

3. Показ фильма о делинквентном  поведении.

Цель: сформировать представление о последствиях  делинквентного поведения, стимулировать формирование осознанного негативного отношения к  данному поведению.

К просмотру предоставляется фильм «Девочка» Е.Николаевой. Фильм «Девочка» рассказывает о последствиях делинквентного поведения ребенка. После фильма шло обсуждение. Подросткам задавались  вопросы:

  1. «Как вы поняли, о чём этот фильм?»
  2. «Как предотвратить данное поведение людей?»
  3. «К каким последствиям ведёт делинквентное поведение?»
  4. «Какой вид делинквентного поведения рассматривается в данном фильме?»
  5. «Как вы оцените сверстника, который будет совершать такие же поступки как в фильме?»
  6. Учащимся очень понравилась данная форма работы.

4. Тренинг « Я уверенный, неуверенный  или грубый?»

Цель: развитие навыков уверенного поведения, формирование адекватной самооценки.

Тренинг состоит  из трёх частей.

1 часть. Учащиеся играют в игру «Стражники и арестанты», группа делится на 2 части, в одной из которой на одного человека меньше, чем в другой. Меньшая часть группы рассаживается на стулья, расставленные в круг, лицом в центр круга – это «арестанты», однако один стул остаётся пустым. За их спинами встаёт другая часть группы, в том числе и позади пустого стула – это «стражники». Тот, кто стоит за пустым стулом старается незаметно для «стражников» установить контакт глазами с одним из «арестантов», который должен быстро пересесть на пустой стул – «совершить побег». Это упражнение используется как разминка.

У участников данного  упражнение не просто получалось установить контакт глазами.

2 часть. Учащиеся, сидя в кругу, и передавая друг другу мяч последовательно называют ассоциации, вызванные словосочетанием «грубый человек», «неуверенный человек», «уверенный человек».Далее ведущий представляет три персонажа (мягкие игрушки с бейджиками «уверенный», «неуверенный», «грубый»). От имени этих персонажей разыгрываются различные ситуации, демонстрирующие грубое поведение, уверенное и неуверенное.

У учеников данного  класса словосочетание «грубый человек» вызвало такие ассоциации как  злой, неуверенный, несчастный, агрессивный. Словосочетание «неуверенный человек» вызвало такие ассоциации как жалкий человек, робкий, обидчивый и др. Словосочетание «уверенный человек» вызвало такие ассоциации как стабильный, спокойный, целеустремлённый.

3 часть. Ведущий ещё раз демонстрирует участникам персонажей и предлагает назвать кто из них самый слабый, кто чаще добивается успеха и решить, является ли грубость признаком силы.

Ребята приходят к выводу, что грубый человек – это слабый, неудачливый человек, а уверенный человек – это целеустремлённый, сильный человек, всегда добивающийся успеха во всём.

5. Тренинг «Мой гнев»

Цель: способствовать формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях, умение контролировать негативные эмоции.

Занятие состоит  из 3 частей.

1 часть. Каждый из участников получает карточку, с какой – либо скороговоркой. Участники, насупив брови, и сжав кулаки, ходят по комнате и «ворчат» себе под нос свои скороговорки.

2 часть. Участники обсуждают, что такое гнев и к каким последствиям он может привести. Разыгрываются различные ситуации.

3 часть. Ведущий проводит с ребятами упражнение на самоконтроль.

Больше всего  ученикам данного класса понравилось  выполнять первую часть занятия, с помощью которой можно выплеснуть весь негатив наружу, а также последнюю  часть занятия, так как данное упражнение помогает контролировать свои эмоции.

6. « Мозговой штурм»

Цель: при помощи этого метода определяют уровень знаний и основное направление интересов участников группы.

Материал: карточки и ручки, большая доска, на которую  можно прикрепить, листки кнопками, кнопки или большой лист ватмана и клей.

Временные рамки: 60-90 минут [29].

Проведение: Каждый член группы получает от трех до шести  карточек (в зависимости от количества человек в группе). На каждой 'карточке записывается понятие, которое спонтанно  ассоциируется, например, с темой «Наркомания и наркотики». Карточки раскладываются так, чтобы всем было видно, и зачитываются вслух. Теперь понятия надо сгруппировать по темам и по возможности подобрать понятие, характеризующее всю группу (например, «виды зависимостей», «причины зависимости», «последствия», «возможности помощи», «чувства», «способ приобретения», «места, где потребляют наркотики» и т. д.). Затем карточки прикрепляют к доске или на бумагу. Результат используется как основа для дальнейших дискуссий.

Вариант проведения: Возможен также вариант, когда понятия, называемые участниками, записываются на доске. Каждый участник группы выбирает несколько понятий, которые ему особенно понравились, и пишет на эту тему историю. Либо участники выбирают понятия, затрагивающие их лично, чтобы обратиться к своим собственным качествам, которые могут привести к зависимости, и, возможно, рассказать об этом.

7. Оформление классного уголка.

Цель: Способствовать повышению уровня групповой сплочённости, созданию эмоциональной ситуации, формированию негативного коллективного отношения к  делинквентному поведению.

Ребята разработали  такие рубрики классного уголка как «Мы дежурим», «Это интересно», «Наши достижения». В рубрике «Это интересно»  поместили информацию о делинквентном поведении и о последствиях данного поведения [28]. Учащиеся работали дружно, сплоченно, помогали и советовались друг с другом, в классе была комфортная, спокойная, дружная атмосфера.

 

 

8.Генеральная  уборка в классе.

Цель: Способствовать формированию бережного отношения к окружающему через труд.

Проводилось мытьё парт, стен в классе. Сначала подростки не хотели проводить уборку в классе, но позже осознали, что делают они в первую очередь это для себя. После данного мероприятия ребята осознали, что труд надо беречь и уважать.

9. Посадка комнатных растений.

Цель: способствовать повышению уровня групповой сплоченности, формирование бережного отношения к окружающему нас миру.

Ребята пересаживали  растения из маленьких горшков в большие. В дальнейшем они будут поливать эти растения, ухаживать за ними.

Данная серия  мероприятий направлена на воспитание в детях таких качеств, как  бережное отношение к труду, к  природе, негативное отношение к  делинквентному поведению и к  различным формам данного поведения. Учащиеся получают максимум информации о данном поведении и о его последствиях. Также помогает родителям в воспитании своих детей.

Если говорить о программе в  целом, то к концу занятий дети стали гораздо гуманнее, появилось умение понимать и рефлексировать, давать правильную оценку своим поступкам, а также поступкам других детей, сопереживать и уважать окружающих.

Очень важным этапом работы является рефлексия занятия. Если на первых занятиях ребята старались просто перечислить  сделанное, а порой и не могли  вспомнить что делали, то постепенно положение менялось. Дети с каждым разом более серьезно относились к тому, чем занимались и зачем. Если в начале оценки выражали эмоциональную сторону: «Мне понравилось, было весело, было смешно», то постепенно суждения менялись: «Сегодня мы учились быть вместе», «Я раньше не умел сдерживать свои негативные эмоции, а сейчас умею».

Мы считаем, что данная программа была успешна реализована при условии системности и комплексности, а также при учете возрастных особенностей младших подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ и описание результатов опытно-экспериментальной работы

После проведения формирующего эксперимента была проведена  повторная диагностика, как в  экспериментальной, так и в контрольной  группе с использованием тех же методик, что и в первоначальной диагностике.

По результатам  методики «Социометрия» Морино, можно сказать что % детей группы риска снизился в эксперементальной группе, в контрольной остался таким же.

Экспериментальная группа:                   Контрольная группа:

Андрей А. – «предпочитаемый»                Анжела А.- «пренебрегаемая»

Татьяна Б. – «предпочитаемый»  Артем В.- «предпочитаемый»

Александра  Г. – «предпочитаемая»      Руслан К.-«предпочитаемый»

Настя К. – «социометрическая звезда»  Яна М.-«изолированная»

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы