Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа
Цель исследования состоит в выявлении теоретических основ, разработке и экспериментальной проверке программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков.
Задачи:
1.Обосновать актуальность проблемы.
2.Изучить литературу по проблеме, провести научный анализ состояния теории и практики делинквентного поведения у младших подростков.
3.Определить сущность социально-педагогической профилактики делинквентного поведения.
4.Разработать программу социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы.
5. Проанализировать полученные в ходе формирующего эксперимента данные.
Введение________________________________________________4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
1.1. Делинквентное поведение младших подростков как социально-педагогическая проблема__________________________________10
1.2. Специфика социально-психологического развития и характерные проблемы социализации младших подростков, обусловливающие возможность возникновения делинквентного поведения______________________________________________18
1.3. Сущность и содержание профилактики делинквентного поведения у младших подростков___________________________________25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
2.1. Диагностика проблем социализации младших подростков, обусловливающих возможность возникновения у них делинквентного поведения______________________________________________33
2.2 Разработка и реализация программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков______________________________________________45
2.3 Анализ и описание результатов опытно-экспериментальной работы_________________________________________________54
Заключение____________________________________________58
Список литературы_____________________________________60
2) содействовать формированию просоциальных ценностных ориентаций;
3) способствовать совершенствованию у учащихся навыков трудовой деятельности;
4) осуществить информационно-просветительскую работу с родителями учащихся.
Программа деятельности социального педагога предусматривает цикл занятий. Занятия проводятся с соблюдением основных требований в процессе работы:
Первое направление включает в себя информационный блок. Мы информируем детей, а также их родителей, о том, что такое делинквентное поведение, и какие бывают последствия данного поведения.
Второе направление включает в себя просмотр познавательного фильма о данном типе поведения, а также различные тренинги.
Третье направление включает в себя закрепление полученных навыков, а также воспитание через общественно-полезную деятельность.
В процессе реализации обозначенных трех направлений применяются разнообразные приемы и формы работы, а именно:
Занятия проводятся в течение 3месяцев.
Перспективный план работы социального педагога по профилактике делинквентного поведения у младших подростков.
Направления работы |
Название занятий |
Содержание |
Сроки проведения |
Воздействие на разум |
Беседа «делинквентное поведение» Родительское собрание |
Сформировать представления, предупредить возможные нарушения |
февраль 2011г |
Воздействие на чувства |
Просмотр фильма, тренинги |
сформировать представление о последствиях делинквентного поведения |
Март 2011г. |
Воздействие на поведение |
Ген.уборка класса, оформление классного уголка, посадка комнатных растений. |
Способствовать формированию бережного отношения к окружающему через труд. |
Апрель 2011г. |
1.
Беседа о делинквентном
Цель: сформировать представления о том, что такое делинквентное поведение и о том, к чему оно приводит.
В начале беседы был задан вопрос: что такое делинквентное поведение? Участники пытались ответить на данный вопрос. Далее были даны определения делинквентного поведения. Затем были раскрыты причины возникновения данного поведения. Также рассматривались виды делинквентного поведения и приводились конкретные примеры такого поведения[13]. После всей беседы, учащиеся задавали различные вопросы по данной теме, просили привести конкретные примеры делинквентного поведения.
Данная проблема вызвала интерес у учеников. Беседа получилась очень оживленной и интересной. Большинство учащихся пришли к выводу, что не стоит совершать противоправные поступки.
2.
Проведение родительского
Цель: предупреждение возможных нарушений поведения детей.
На данном собрании рассказывалось родителям о том, что такое делинквентное поведение, о том, к чему приводит данное поведение, и как предотвратить появление данного типа поведения [15]. Также рассматриваются конкретные причины противоправного поведения. Далее родители анализируют полученную информацию, и обсуждают совместно друг с другом.
3. Показ фильма о делинквентном поведении.
Цель: сформировать представление о последствиях делинквентного поведения, стимулировать формирование осознанного негативного отношения к данному поведению.
К просмотру предоставляется фильм «Девочка» Е.Николаевой. Фильм «Девочка» рассказывает о последствиях делинквентного поведения ребенка. После фильма шло обсуждение. Подросткам задавались вопросы:
4.
Тренинг « Я уверенный,
Цель: развитие навыков уверенного поведения, формирование адекватной самооценки.
Тренинг состоит из трёх частей.
1 часть. Учащиеся играют в игру «Стражники и арестанты», группа делится на 2 части, в одной из которой на одного человека меньше, чем в другой. Меньшая часть группы рассаживается на стулья, расставленные в круг, лицом в центр круга – это «арестанты», однако один стул остаётся пустым. За их спинами встаёт другая часть группы, в том числе и позади пустого стула – это «стражники». Тот, кто стоит за пустым стулом старается незаметно для «стражников» установить контакт глазами с одним из «арестантов», который должен быстро пересесть на пустой стул – «совершить побег». Это упражнение используется как разминка.
У участников данного упражнение не просто получалось установить контакт глазами.
2 часть. Учащиеся, сидя в кругу, и передавая друг другу мяч последовательно называют ассоциации, вызванные словосочетанием «грубый человек», «неуверенный человек», «уверенный человек».Далее ведущий представляет три персонажа (мягкие игрушки с бейджиками «уверенный», «неуверенный», «грубый»). От имени этих персонажей разыгрываются различные ситуации, демонстрирующие грубое поведение, уверенное и неуверенное.
У учеников данного класса словосочетание «грубый человек» вызвало такие ассоциации как злой, неуверенный, несчастный, агрессивный. Словосочетание «неуверенный человек» вызвало такие ассоциации как жалкий человек, робкий, обидчивый и др. Словосочетание «уверенный человек» вызвало такие ассоциации как стабильный, спокойный, целеустремлённый.
3 часть. Ведущий ещё раз демонстрирует участникам персонажей и предлагает назвать кто из них самый слабый, кто чаще добивается успеха и решить, является ли грубость признаком силы.
Ребята приходят к выводу, что грубый человек – это слабый, неудачливый человек, а уверенный человек – это целеустремлённый, сильный человек, всегда добивающийся успеха во всём.
5. Тренинг «Мой гнев»
Цель: способствовать формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях, умение контролировать негативные эмоции.
Занятие состоит из 3 частей.
1 часть. Каждый из участников получает карточку, с какой – либо скороговоркой. Участники, насупив брови, и сжав кулаки, ходят по комнате и «ворчат» себе под нос свои скороговорки.
2 часть. Участники обсуждают, что такое гнев и к каким последствиям он может привести. Разыгрываются различные ситуации.
3 часть. Ведущий проводит с ребятами упражнение на самоконтроль.
Больше всего
ученикам данного класса понравилось
выполнять первую часть занятия,
с помощью которой можно
6. « Мозговой штурм»
Цель: при помощи этого метода определяют уровень знаний и основное направление интересов участников группы.
Материал: карточки и ручки, большая доска, на которую можно прикрепить, листки кнопками, кнопки или большой лист ватмана и клей.
Временные рамки: 60-90 минут [29].
Проведение: Каждый член группы получает от трех до шести карточек (в зависимости от количества человек в группе). На каждой 'карточке записывается понятие, которое спонтанно ассоциируется, например, с темой «Наркомания и наркотики». Карточки раскладываются так, чтобы всем было видно, и зачитываются вслух. Теперь понятия надо сгруппировать по темам и по возможности подобрать понятие, характеризующее всю группу (например, «виды зависимостей», «причины зависимости», «последствия», «возможности помощи», «чувства», «способ приобретения», «места, где потребляют наркотики» и т. д.). Затем карточки прикрепляют к доске или на бумагу. Результат используется как основа для дальнейших дискуссий.
Вариант проведения: Возможен также вариант, когда понятия, называемые участниками, записываются на доске. Каждый участник группы выбирает несколько понятий, которые ему особенно понравились, и пишет на эту тему историю. Либо участники выбирают понятия, затрагивающие их лично, чтобы обратиться к своим собственным качествам, которые могут привести к зависимости, и, возможно, рассказать об этом.
7. Оформление классного уголка.
Цель: Способствовать повышению уровня групповой сплочённости, созданию эмоциональной ситуации, формированию негативного коллективного отношения к делинквентному поведению.
Ребята разработали такие рубрики классного уголка как «Мы дежурим», «Это интересно», «Наши достижения». В рубрике «Это интересно» поместили информацию о делинквентном поведении и о последствиях данного поведения [28]. Учащиеся работали дружно, сплоченно, помогали и советовались друг с другом, в классе была комфортная, спокойная, дружная атмосфера.
8.Генеральная уборка в классе.
Цель: Способствовать формированию бережного отношения к окружающему через труд.
Проводилось мытьё парт, стен в классе. Сначала подростки не хотели проводить уборку в классе, но позже осознали, что делают они в первую очередь это для себя. После данного мероприятия ребята осознали, что труд надо беречь и уважать.
9. Посадка комнатных растений.
Цель: способствовать повышению уровня групповой сплоченности, формирование бережного отношения к окружающему нас миру.
Ребята пересаживали растения из маленьких горшков в большие. В дальнейшем они будут поливать эти растения, ухаживать за ними.
Данная серия мероприятий направлена на воспитание в детях таких качеств, как бережное отношение к труду, к природе, негативное отношение к делинквентному поведению и к различным формам данного поведения. Учащиеся получают максимум информации о данном поведении и о его последствиях. Также помогает родителям в воспитании своих детей.
Если говорить о программе в целом, то к концу занятий дети стали гораздо гуманнее, появилось умение понимать и рефлексировать, давать правильную оценку своим поступкам, а также поступкам других детей, сопереживать и уважать окружающих.
Очень важным этапом работы является рефлексия занятия. Если на первых занятиях ребята старались просто перечислить сделанное, а порой и не могли вспомнить что делали, то постепенно положение менялось. Дети с каждым разом более серьезно относились к тому, чем занимались и зачем. Если в начале оценки выражали эмоциональную сторону: «Мне понравилось, было весело, было смешно», то постепенно суждения менялись: «Сегодня мы учились быть вместе», «Я раньше не умел сдерживать свои негативные эмоции, а сейчас умею».
Мы считаем, что данная программа была успешна реализована при условии системности и комплексности, а также при учете возрастных особенностей младших подростков.
2.3. Анализ и описание результатов опытно-экспериментальной работы
После проведения формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика, как в экспериментальной, так и в контрольной группе с использованием тех же методик, что и в первоначальной диагностике.
По результатам методики «Социометрия» Морино, можно сказать что % детей группы риска снизился в эксперементальной группе, в контрольной остался таким же.
Экспериментальная группа: Контрольная группа:
Андрей А. – «предпочитаемый»
Татьяна Б. – «предпочитаемый» Артем В.- «предпочитаемый»
Александра Г. – «предпочитаемая» Руслан К.-«предпочитаемый»
Настя К. – «социометрическая звезда» Яна М.-«изолированная»