Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа
Цель исследования состоит в выявлении теоретических основ, разработке и экспериментальной проверке программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков.
Задачи:
1.Обосновать актуальность проблемы.
2.Изучить литературу по проблеме, провести научный анализ состояния теории и практики делинквентного поведения у младших подростков.
3.Определить сущность социально-педагогической профилактики делинквентного поведения.
4.Разработать программу социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы.
5. Проанализировать полученные в ходе формирующего эксперимента данные.
Введение________________________________________________4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
1.1. Делинквентное поведение младших подростков как социально-педагогическая проблема__________________________________10
1.2. Специфика социально-психологического развития и характерные проблемы социализации младших подростков, обусловливающие возможность возникновения делинквентного поведения______________________________________________18
1.3. Сущность и содержание профилактики делинквентного поведения у младших подростков___________________________________25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
2.1. Диагностика проблем социализации младших подростков, обусловливающих возможность возникновения у них делинквентного поведения______________________________________________33
2.2 Разработка и реализация программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков______________________________________________45
2.3 Анализ и описание результатов опытно-экспериментальной работы_________________________________________________54
Заключение____________________________________________58
Список литературы_____________________________________60
Дмитрий К. – «предпочитаемый» Елена Н.-«предпочитаемая»
Александр М. - «предпочитаемый» Никита О.-«предпочитаемый»
Данил Р. – «пренебрегаемый» Михаил Ш.-«соц. звезда»
По результатам диагностики «Изучение агрессивности» Басса-Дарки [15] также % детей группы риска снизился в экспериментальной группе.
Экспериментальная группа:
Андрей А. – преобладает обида.
Татьяна Б. – преобладает косвенная агрессия.
Александра Г. – преобладают угрызения совести.
Настя К. – преобладает угрызения совести.
Дмитрий К. – преобладает чувство вины.
Александр М. - преобладает подозрительность.
Данил Р. – преобладает вербальная агрессия.
Контрольная группа:
Анжела А. – преобладают угрызения совести.
Артем В. – преобладает чувство вины.
Руслан К. – преобладает негативизм.
Яна М. – преобладает вербальная агрессия.
Елена Н. – преобладают угрызения совести.
Никита О. – преобладает косвенная агрессия.
Михаил Ш. – преобладает негативизм.
Так же учащиеся экспериментальной группы стали больше ценить красоту природы и искусства, развитие и познание, по результатам диагностики «Ценностные ориентации» М. Рокича [13] .
Экспериментальная группа:
Андрей А. – Красота природы и искусства, счастливая семейная жизнь, чуткость.
Татьяна Б. – Жизнерадостность, уважение окружающих, материальная обеспеченность.
Александра Г. – Красота природы и искусства, чуткость.
Настя К. – Красота природы и искусства, чуткость
Дмитрий К. – развитие, познание.
Александр М. - уважение окружающих, свобода, материально обеспеченная жизнь.
Данил Р. – чуткость, красота природы, развитие.
Контрольная группа:
Анжела А. - Красота природы и искусства, чуткость.
Артем В. - уважение окружающих, свобода, материально обеспеченная жизнь.
Руслан К. - свобода, материально обеспеченная жизнь.
Яна М. - развитие, познание.
Елена Н. - уважение окружающих, свобода, материально обеспеченная жизнь.
Никита О. - развитие, познание.
Михаил Ш. - уважение окружающих, свобода, материально обеспеченная жизнь.
Рассмотрим общие результаты в таблице №4.
Таблица № 4
Распределение испытуемых по группам риска по проблеме делинквентного поведения на контрольном этапе:
№ диагностики |
% риска в экспериментальной группе |
% риска в контрольной группе |
№ 1 |
20% |
25% |
№2 |
20% |
20% |
№3 |
20% |
30% |
После обработки
результатов проведенной
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о положительных изменениях в личностной и поведенческой сферах деятельности подростков.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная работа по составленной нами программе социально-педагогической профилактики делинквентного поведения эффективна. Мы можем оказать подросткам, склонным к делинквентному поведению социально-педагогическую помощь и добиться положительных результатов. Можно сказать, что учащиеся освоили программу, т.е. научились системе управления своей агрессией, гневом, также научились уважать труд окружающих, узнали много информации о делинквентном поведении, научились сопереживать друг другу и работать в коллективе, стали более сплоченнее.
Данная программа имеет практическое значение для социальных педагогов, для педагогов дополнительного образования, для классных руководителей, с целью проведения профилактики делинквентного поведения среди подростков.
Заключение
В настоящее время преступность в России представляет одну из наиболее больных общественных проблем. Проблема антиобщественного поведения существует не только как абстрактное социальное явление. Повседневная жизнь ставит перед каждым из нас непростые задачи: не поддаться влиянию криминогенной обстановки, избежать страха, защитить себя и свою семью, воспитать в детях законопослушание. Поставленные задачи требуют огромных усилий со стороны государства и его граждан. Одновременно с этим решением проблемы преступности тесно связано с серьезным научным осмыслением противоправного поведения как отклоняющегося поведения личности.
Целью данной работы являлась разработка и апробация программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков.
Для реализации данной цели в теоретической части была изучена специфика делинквентного поведения, виды и формы данного поведения, также факторы, провоцирующие появление данного отклонения. Также были проанализированы особенности профилактической работы социального педагога: ее средства, методы, формы, что позволило в последующем разработать систему мероприятий, направленных на профилактику делинквентного поведения младших подростков.
Для того , чтобы работа в данном направлении была эффективной, мы изучили возрастные особенности детей подросткового возраста.
На констатирующем этапе нами были подобраны диагностические методики: «Социометрия», «Уровень агрессии», «Мои интересы», «Ценностные ориентации». Данные методики были подобраны в соответствии с факторами, провоцирующие изучаемое поведение. Данные методики позволяют выявить интересы детей в школе, предпочитаемый вид занятий в свободное время, уровень агрессии, предпочитаемые ценностные ориентации, а также какие статусы в классе занимают ученики.
Также нами была разработана программа, целью которой является первичная профилактика делинквентного поведения у детей младшего подросткового возраста. Далее данная программа была успешно реализована на практике.
В данную программу входят такие методы и формы работы, как беседа, упражнения, анкетирование, игра.
Данная работа может быть использована социальными педагогами, педагогами дополнительного образования, психологами, а также классными руководителями, с целью проведения профилактики делинквентного поведения среди младших подростков.
Список литературы
1. Андриенко, Е.В. «Социальная психология» под ред. Сластенина В.А М., 2002. – 242 с. – с.25-76.
2. Асмолов А.Г. «Психология личности» М., 1990. – с.105-110
3. Березина В. «Социальный педагог в школе» // Воспитание школьников. – 1994, №2. – с.55-58
4. Василькова Н.С. «Методика и опыт работы социального педагога» М., 1997- с.74-82
5.Вульфов В.З. «Социальный педагог в системе общественного воспитания» М., 1998. – с.236-240
6.Галагузова М.А. «Социальная педагогика» М., 2000, с. 24-33.
7.Гамезо М.В. «Возрастная психология: личность от молодости до старости» М., 2001, с.9-14.
8.Гилинский Я.И. «Социология девиантного поведения» СПБ., 1993-с.44-48
9.Гилинский Я.И. «Девиантология» М., 2004 - с.118-120
10.Даль В. «Толковый словарь живого великого русского языка» т.1., М.: Гос.изд-во иностр.инац. словарей., 1955
11.Дубровина И.В. «Возрастная и педагогическая психология» М., 1998 - с.66-85
12.Змановская Е.В. «Девиантология» М., 2003 – с.77-84
13.«Исследования мотивационной сферы и направленности личности»М.,2000 - с.24-27
14. Клейберг Ю.А «Психология девиантного поведения» М., 2001., с.59-62.
15.Ключинова П. «Профилактика ассоциативного поведения подростков//педагогика» 2006., №1- с.18
16.Кондрашенко В.Т. «Девиантное поведение у подростков» Минск, 1998., с.68-70., 109-112.
17.Косарецка С.В. «О неформальных объединениях молодежи» М., 2004 – с.45-48
18.Кулагина И.Ю. «Личность школьника» М., 1999 – с.88-89
19.Лоренц К. «Агрессия» М., 1994 – с.205
20.Мардахаева Л.В. «Методика и технология работы социального педагога» М.,2002 – с. 222-224
21.Можгинский Ю.Б, «Агрессия у подростков» СПб, 1999 с.55-58
22.Мухина В.С. «Возрастная психология: детство, отрочество, юность» М., 2000., с.332
23.Немов Р.С. «Психология» 2ч. М., 1994 - с.181
24.Обухова Л.Ф. «Возрастная психология» М., 1996 - с.270,287.
25.Ожегов С.И. «Словарь русского языка» М., 1998 - с.200.
26.Раттер М «Помощь трудным детям» М,1987 – с.33
27.Реан А.А. «Психолгия подростка» М., 2003 – с.88-89
28.«Социальная педагогика»//№5 2005- с.12
29.«Социальная педагогика»//№11 2002 – с.14
30.Стефанов Н.
«общественные науки и
31.Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология» М., 1998., с.48-60.
32.Тихомирова Н.К. «Система воспитательной работы в школе на онове программы» М., 1996 – с. 55-60
33.Фельдштейн Д.И. «Проблемы возрастной и педагогической психологии» М., 1995 – с.114-115
34.Фридман Л.Н. «Психология детей и подростков» М., 2004 - с.135.
35.Фролов С.С. «Социология» М., 1994 – с.88-98
36.Шакурова Н.Б. «Методика и технология работы социального педагога» М.,2003 с.15-16, 28-40
37.Шептенко П.А. «Методика и технология работы социального педагога» с.13-14, 17-18,24-28