Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении теоретических основ, разработке и экспериментальной проверке программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков.
Задачи:
1.Обосновать актуальность проблемы.
2.Изучить литературу по проблеме, провести научный анализ состояния теории и практики делинквентного поведения у младших подростков.
3.Определить сущность социально-педагогической профилактики делинквентного поведения.
4.Разработать программу социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы.
5. Проанализировать полученные в ходе формирующего эксперимента данные.

Содержание

Введение________________________________________________4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
1.1. Делинквентное поведение младших подростков как социально-педагогическая проблема__________________________________10
1.2. Специфика социально-психологического развития и характерные проблемы социализации младших подростков, обусловливающие возможность возникновения делинквентного поведения______________________________________________18
1.3. Сущность и содержание профилактики делинквентного поведения у младших подростков___________________________________25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
2.1. Диагностика проблем социализации младших подростков, обусловливающих возможность возникновения у них делинквентного поведения______________________________________________33
2.2 Разработка и реализация программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков______________________________________________45
2.3 Анализ и описание результатов опытно-экспериментальной работы_________________________________________________54
Заключение____________________________________________58
Список литературы_____________________________________60

Работа состоит из  1 файл

диплом 2011.Ксеня А.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)
  1. Профилактика отклонения поведения может быть разной и иметь разные цели и задачи [6].

В.Н. Кожарская выделяет 3 формы профилактики: первичную, вторичную, третичную [28].

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных  факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди младших  подростков.

Задача вторичной  профилактики – раннее выявление  и реабилитация нервно – психических нарушений и работа с детьми с делинквентным поведением, например с детьми, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такого в настоящее время.

Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно – психических  расстройств, сопровождающихся нарушением поведения.

Профилактика  изучаемого явления будет носить первичный характер, которая направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, на формирование устойчивости противостоять этим факторам, а также социальному давлению.

Л.И. Ватова утверждает, что первичную профилактику в учебно – воспитательных учреждениях нужно проводить как можно раньше, начиная с детского сада – изучать тип семьи и семейного воспитания; выявить ярко выраженные личностно – психологические особенности, наблюдать за взаимоотношениями ребенка с коллективом [28]. Для более успешной профилактики делинквентного поведения необходимо изучить различные формы профилактики и направления деятельности социального педагога.

В плане решения проблем делинквентного поведения младших подростков деятельность социального педагога должна включать в себя ряд направлений: профилактическую работу с ребенком, с родителями, с педагогами, работающими с такими детьми.

Первое – правоохранительное: разъясняет родителям меры, которые могут быть к ним применены в случае халатного отношения к воспитанию детей, разъясняют детям морально – этические нормы, существующие в обществе.

Второе – педагогическое: организуют помощь, воспитывают чувство долга, ищут пути самореализации детей, вовлекают в кружки, секции.

Третье – психологическое: создание положительного климата в  коллективе, группе, переориентация хулиганов  на положительную деятельность, включением в любимое занятие, повышение  стрессоустойчивости путем аутотренинга.

Е.В.Змановская в своем  учебном пособии по девиантологии  выделяет различные формы профилактики [12] .

Первая форма  – организация социальной среды. В ее основе лежат представления  о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к вандализму. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Эта профилактика включает социальную рекламу. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы – все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Вторая форма  психопрофилактической работы –  информирование. Это наиболее привычное для нас направление проводится в форме лекций, бесед, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Третья форма  психопрофилактической работы –  активное социальное обучение социально  – важным навыкам. Данная модель преимущественно  реализуется в форме групповых тренингов:

1) тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на вандализм, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых;

2) тренинг ассертивности или эффективно – ценностного обучения. Основан на представлении, что  делинквентное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы младших школьников обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым способом и продуктивно справляться со стрессом;

3) тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию интересы.

Четвертая форма  – организация деятельности, альтернативной делинквентному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте делинквентного поведения. Например, аддикция может иметь важную роль в личностной динамике – повышение самооценки или интеграция в референтную среду.

Пятая форма  – организация здорового образа жизни. Она исходит из представления о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.

Шестая форма  – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие  в группах общения и личностного роста, арттерапия – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма  – минимизация негативных последствий делинквентного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или негативных последствий.

Для профилактической деятельности социальный педагог использует первую, вторую, третью, четвертую, пятую и шестую формы, так как именно с помощью этих форм социальный педагог пытается устранить факторы, вызывающие данное отклонение, проинформировать детей о данном типе делинквентного поведения, а также способствовать противостоять социальному давлению.

Для исследуемого отклонения наиболее важны такие  методы, как:

  1. Метод беседы – дает возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также заинтересовать в беседе воспитанника.
  2. Метод анкетирования, социальный педагог собирает материал, характеризующий воспитанника по данной проблеме. Из этой анкеты социальный педагог может узнать интересы ребенка, его особенности, определить психологические проблемы. После чего социальный педагог составляет план педагогической деятельности. Важно, чтобы воспитанник отвечал на вопросы в естественных условиях.
  3. Метод тестирования, к этому методу социальный педагог прибегает, чтобы установить, подвергается ли ребенок физическому насилию, как к нему относятся взрослые. Вместе с этим методом используется наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Также это исследование помогает выявить эмоциональное насилие.
  4. Метод перевоспитания – это педагогическое воздействие, направлено на предупреждение и преодоление отклонений в поведении. Социальный педагог может пойти по двум путям: перевоспитание – перестройка всей структуры и исправление – преодоление отдельных недостатков. Используя методы перевоспитания, социальному педагогу полезно помнить слова И.Г. Песталоцци «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».
  5. Метод самоорганизации – это воспитание культуры времени, который предполагает умение планировать свою жизнь, настоящую и будущую, оценивать свои возможности, принимать решения.
  6. Биографический метод – социальный педагог исследовал жизненный путь воспитанника для прогнозирования его дальнейшего развития.
  7. Метод убеждения – социальный педагог эмоционально и глубоко выясняет сущность проблемы, анализирует и выстраивает перспективы вместе с воспитанником.
  8. Метод труда – этот метод позволяет вовлечь ребенка в общественно – полезную деятельность, направить энергию на что–то полезное, научить ребенка беречь труд других через собственный.

Таким образом, социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальных организаций: правовом, экономическом, общегосударственном, медико – санитарном, педагогическом, социально – педагогическом. Для проведения профилактической функции среди подростков социальному педагогу целесообразно привлечь многие структуры общества: семью, руководителей кружков, секций, психологов, медиков и  других учителей.

Условиями успешной профилактической работы считает Е.В. Змановская, ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность, а также учёт  возрастных и индивидуальных особенностей подростков [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Опытно-экспериментальная работа по реализации программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения  у младших подростков

2.1. Диагностическое  обследование проблем социализации  младших подростков, обусловливающих возможность возникновения у них делинквентного поведения

С целью изучения трудностей социализации младших подростков, обусловливающих возможность возникновения делинквентного поведения, нами было проведено диагностическое исследование.   Подбор, систематизация диагностических методик проводилась в соответствии с выделенными в теоретической части факторами, провоцирующими  делинквентное поведение, что позволит выявить детей группы риска. На констатирующем этапе нами было проведено диагностическое обследование.       Целью диагностического исследования на констатирующем этапе являлось выявление категории детей, склонных к делинквентному поведению в условиях МОУ, разработка программы дальнейшей профилактической работы социального педагога с данной категорией детей. На первом этапе экспериментальной работы нами были поставлены следующие задачи:

-провести диагностические  методики;

-выявить детей группы риска;

-выявить направления для дальнейшей профилактической работы с детьми группы риска;

-разработать  программу социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы.

В исследовании приняла участие параллель учащихся 6 классов ( экспериментальная группа №1 и контрольная группа № 2) в количестве 50 человек.

 

Экспериментальная группа:              Контрольная группа:

1.Андрей А.                                            1. Анжела А.

2.Вадим А. 2. Артем В.

3.Татьяна Б.                                            3.Дмитрий В.

4.Дмитрий Б. 4.Иван Г.

5.Юлия Г.                                                5.Сергей К.

6.Алиса Г.  6.Алена К.

7.Евгений Г.  7.Екатерина К.

8.Юлия Д.  8.Руслан К.

9.Яна З.  9.Соня М.

10.Иван К.  10.Юрий М.

11.Сергей К.  11.Яна М.

12.Григорий К.                                       12.Милена Н.

13.Настя К.                                              13.Максим Н.

14.Настя К.  14.Виктор О.

15.Дмитрий К.  15.Никита О.

16.Святослав Л.  16.Елена П.

17.Ольга Л.                                              17.Ксения П.

18.Лена Л.                                                18.Ирина Р.

19.Денис М.  19.Артем Т.

20.Александр М. 20.Светлана Т.

21.Елена О.                                               21.Андрей Т.

22.Владлена Р.                                          22.Мария Ф.

23.Данил Р.                                               23.Михаил Ф.

24.Никита С. 24.Ирина Ш.

25.Соня Т. 25.Станислав Ш.

В обеих группах была проведена  первоначальная диагностика. Затем  по результатам этой диагностики  с экспериментальной группой  велась работа по разработанной программе социально-педагогической профилактики.

После завершения эксперимента была проведена заключительная диагностика для выявления результатов работы.

Нами были проведены следующие методики: анкета «Мои интересы», опросник Басса-Дарки В.А. «Уровень агрессии», опросник «Ценностные ориентации» Рокича М., «Социометрия» Морино С.

1. Мы использовали для выявления межличностных отношений методику «Социометрия» Морино.

Данная методика позволяет выявить межличностные  отношения в классе. Учащимся предлагается подписать свой листочек и написать на нем фамилии одноклассников, кого бы они пригласили бы к себе на день рождения. Количество выборов может быть определенным. Также, важно соблюдать последовательность (в первую очередь, во вторую и в третью.) На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номера, под которыми значатся фамилии учеников.

В каждой строке против номера учащихся, выбранных  данным школьником, ставятся номера выборов. Номера мальчиков обычно обводят треугольниками, а девочек - кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которых помещают все номера учащихся класса.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы