Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа
Цель исследования состоит в выявлении теоретических основ, разработке и экспериментальной проверке программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков.
Задачи:
1.Обосновать актуальность проблемы.
2.Изучить литературу по проблеме, провести научный анализ состояния теории и практики делинквентного поведения у младших подростков.
3.Определить сущность социально-педагогической профилактики делинквентного поведения.
4.Разработать программу социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы.
5. Проанализировать полученные в ходе формирующего эксперимента данные.
Введение________________________________________________4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
1.1. Делинквентное поведение младших подростков как социально-педагогическая проблема__________________________________10
1.2. Специфика социально-психологического развития и характерные проблемы социализации младших подростков, обусловливающие возможность возникновения делинквентного поведения______________________________________________18
1.3. Сущность и содержание профилактики делинквентного поведения у младших подростков___________________________________25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
2.1. Диагностика проблем социализации младших подростков, обусловливающих возможность возникновения у них делинквентного поведения______________________________________________33
2.2 Разработка и реализация программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков______________________________________________45
2.3 Анализ и описание результатов опытно-экспериментальной работы_________________________________________________54
Заключение____________________________________________58
Список литературы_____________________________________60
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
« Пермский государственный педагогический университет »
Факультет социальной педагогики
Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы
К защите выпускной Выпускная квалификационная
квалификационной
работы допущен(а)
Зав. кафедрой социальной Азарченковой К.С.
педагогики, доктор пед. наук, Научный руководитель:
профессор Санникова А.И. к.п.н., доцент Гангнус Н.А.
«____»_____________2011г.
_______________________
Пермь 2011
Оглавление
Введение______________________
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
1.1. Делинквентное поведение младших
подростков как социально-педагогическая
проблема______________________
1.2. Специфика социально-психологического
развития и характерные проблемы социализации
младших подростков, обусловливающие
возможность возникновения делинквентного
поведения_____________________
1.3. Сущность и содержание профилактики
делинквентного поведения у младших подростков____________________
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
2.1. Диагностика проблем социализации
младших подростков, обусловливающих
возможность возникновения у них делинквентного
поведения_____________________
2.2 Разработка и реализация программы
социально-педагогической профилактики
делинквентного поведения у младших подростков____________________
2.3 Анализ и описание результатов
опытно-экспериментальной работы________________________
Заключение____________________
Список
литературы____________________
Введение
Сложность современных социальных процессов, обострение межличностных отношений, общая нестабильность, криминализация, материальная необеспеченность значительной части населения, морально-этический кризис общества, разделение общества на страты негативно влияют на детей.
По последним данным, уровень преступности в нашей стране достиг рекордно высокого рубежа. Одновременно с количественным ростом наметились крайне опасные тенденции: увеличение доли тяжких преступлений; рост подростковой преступности; рост организованной преступности [29] .
В связи с этим, проблема делинквентного поведения является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Данной проблемой занимались такие исследователи, как В.А. Белковский, Е.В.Змановская, Г.С.Абрамова, А.А.Реан, А.Хаубер.
Делинквентное поведение как одна из проблем подросткового периода является значимой не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Е.В. Змановская отмечает, что делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях [12]. А.Л.Дементьева выделяет такие причины делинквентного поведения: деформация ценностных ориентаций – несоответствие потребностей возможностям, отрицательное влияние ближайшего окружения, зависимость подростка от референтной группы, различные формы насилия по отношению к ребенку, в т.ч. и в семье, эмоциональная неразвитость [29] .
Имеющиеся на сегодняшний день исследования по проблеме профилактики делинквентного поведения (И.Я. Гилинский, Е.В. Змановская, Кондрашенко В.Т.) носят, как правило, либо узко специальный, либо самый популярный характер.
Актуальность решения задачи профилактики делинквентного поведения у младших подростков подтверждается сохраняющимися в практике школьного обучения противоречиями:
2) между имеющимися научными исследованиями и методическими рекомендациями по профилактике делинквентного поведения у младших подростков и отсутствием в реальном образовательном процессе школы целостного подхода к решению данной проблемы.
Названные противоречия, недостаточная разработанность данной проблемы для нужд современного общества, испытывающего потребность в снижении уровня преступности, явились основанием для определения темы нашего исследования. «Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы»
Цель исследования состоит в выявлении теоретических основ, разработке и экспериментальной проверке программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков.
Объект исследования: процесс социализации младших подростков, склонных к делинквентному поведению.
Предмет исследования: сущность и содержание социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков будет проходить эффективно, если:
1) своевременно будут выявлены особенности социализации младших подростков, обусловливающие у них возможность возникновения делинквентного поведения;
2) на основании полученных диагностических данных разработать и апробировать программу социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1.Обосновать актуальность проблемы.
2.Изучить литературу по проблеме, провести научный анализ состояния теории и практики делинквентного поведения у младших подростков.
3.Определить сущность социально-педагогической профилактики делинквентного поведения.
4.Разработать программу социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы.
5. Проанализировать полученные в ходе формирующего эксперимента данные.
Для проверки выдвинутой
гипотезы и решения указанных
выше задач применялись следующие ме
1. Анализ психолого-
2. Систематизация материала.
3. Организация опытно-экспериментальной работы по разработанной программе социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы.
4. Анкетирование.
5. Социометрия.
6. Тестирование.
7. Наблюдение.
8.Беседы.
База исследования – опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МОУ СОШ № 82 г. Перми. В ходе эксперимента исследованием было охвачено 50 учащихся шестых классов (экспериментальная группа №1, №2).
Этапы исследования:
Первый этап (2007-2008 гг.)
Анализ психолого-
Второй этап (2008-2009 гг.)
Продолжение теоретического анализа проблемы. Разработка и реализация программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков. Проведение формирующего этапа экспериментальной работы.
Третий этап (2009-2010 гг.)
Анализ и обработка полученных экспериментальных данных, уточнение и систематизация полученных результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования: на теоретическом уровне выявлены и проанализированы трудности социализации младших подростков, обуславливающие возможность возникновения у них делинквентного поведения.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что разработана программа социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы. Результаты и выводы апробированной программы представляют интерес для социальных педагогов, взаимодействующих с подростками, испытывающими трудности социализации.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и опытно-экспериментальная), заключения, списка литературы по проблеме исследования из 37 источников, 4 таблиц, 3 приложения. Полный объем выпускной квалификационной работы - 61 страница. В первой главе освещается делинквентное поведение у младших подростков, специфика социально-психологического развития и характерные проблемы социализации младших подростков, обусловливающие возможность возникновения делинквентного поведения, а также сущность и содержание профилактики делинквентного поведения у младших подростков. Вторая глава посвящена диагностическому исследованию проблем социализации младших подростков, обусловливающих возможность возникновения у них делинквентного поведения, разработке и реализации программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков, а также анализу и описанию результатов опытно-экспериментальной работы.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
1.1. Делинквентное
поведение младших подростков
как социально-педагогическая
В настоящее время преступность в России представляет одну из наиболее значимых общественных проблем. К 2008-2009г. уровень преступности в нашей стране достиг рекордно высокого рубежа - 2,5-3 млн. преступлений в год, хотя и стабилизировался на этом уровне, возможно, достигнув так называемого уровня насыщения преступности [28] .
Одновременно, как отмечает Е.В. Змановская, с количественным ростом наметились крайне опасные тенденции: увеличение доли тяжких преступлений; рост подростковой преступности; рост организованной преступности [13] .
Повседневная жизнь ставит перед каждым из нас непростые задачи: не поддаться влиянию криминогенной обстановке, избежать страха, защитить себя и свою семью, воспитать законопослушание в детях, помочь людям (вставшим на путь нарушения закона) вернуться в общество. Поставленные задачи требуют огромных усилий со стороны государства и его граждан. Одновременно с этим решением проблемы преступности тесно связаны с серьёзным научным осмыслением противоправного поведения как отклоняющегося поведения личности. С причинами возникновения делинквентного поведения могут работать разные специалисты: психологи, медики, педагоги, социальные педагоги
Делинквентное поведение как одна из проблем подросткового периода является значимой не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна подростковой преступности и увеличение числа подростков, склонных к делинквентным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения социальных и психолого-педагогических условий, вызывающих эти опасные явления.
Для наиболее полного понимания сущности делинквентного поведения необходимо проанализировать его виды, особенности и специфику.
Делинквентное поведение в педагогическом энциклопедическом словаре трактуется как противоправное поведение личности [10] .
Е.В. Змановская отмечает, что делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях [12] .
А.Е. Личко, введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов [29]. В.В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что деликвентное поведение является поведением преступным [29] .
По мнению М.А. Галагузовой, деликвентное поведение – это асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности [6] .
За рубежом термин «делинквент» по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ, делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества [13] .