Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении теоретических основ, разработке и экспериментальной проверке программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков.
Задачи:
1.Обосновать актуальность проблемы.
2.Изучить литературу по проблеме, провести научный анализ состояния теории и практики делинквентного поведения у младших подростков.
3.Определить сущность социально-педагогической профилактики делинквентного поведения.
4.Разработать программу социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы.
5. Проанализировать полученные в ходе формирующего эксперимента данные.

Содержание

Введение________________________________________________4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
1.1. Делинквентное поведение младших подростков как социально-педагогическая проблема__________________________________10
1.2. Специфика социально-психологического развития и характерные проблемы социализации младших подростков, обусловливающие возможность возникновения делинквентного поведения______________________________________________18
1.3. Сущность и содержание профилактики делинквентного поведения у младших подростков___________________________________25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
2.1. Диагностика проблем социализации младших подростков, обусловливающих возможность возникновения у них делинквентного поведения______________________________________________33
2.2 Разработка и реализация программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков______________________________________________45
2.3 Анализ и описание результатов опытно-экспериментальной работы_________________________________________________54
Заключение____________________________________________58
Список литературы_____________________________________60

Работа состоит из  1 файл

диплом 2011.Ксеня А.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)

В первый круг помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов, так называемые «социометрические звезды», во второй круг – «предпочитаемых», в третий-«пренебрегаемых»,  в четвертый-«изолированных» , то есть не получивших ни одного выбора.

Рассмотрим  результаты:

Экспериментальная группа:                   Контрольная группа:

Андрей А. – «предпочитаемый»                Анжела А.- «пренебрегаемая»

Татьяна Б. – «пренебрегаемая»  Артем В.- «предпочитаемый»

Александра  Г. – «предпочитаемая»      Руслан К.-«предпочитаемый»

Настя К. – «социометрическая звезда»  Яна М.-«изолированная»

Дмитрий К. – «изолированный»            Елена Н.-«предпочитаемая»

Александр М. -  «предпочитаемый»  Никита О.-«предпочитаемый»

Данил Р. –  «пренебрегаемый»              Михаил Ш.-«соц. звезда»

К группе риска  можно отнести детей «пренебрегаемых», а также «изолированных».

По результатам  данной диагностики было выявлено 25 % детей группы риска, как в экспериментальной, так и в контрольной группах

2. Далее была проведена методика «Изучение агрессивности» Басса – Дарки [15]. Данная методика была проведена для определения уровня агрессивности у ребенка. Данная диагностика позволяет выявить различные формы агрессии и уровень её проявления. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Учащимся предлагалось прочитать каждое высказывание на листке, и если оно подходит к нему поставить  знак «+», а если не подходит поставить  знак «-». А.Басс  разделил понятие  агрессия и враждебность и определил  последнюю как «реакцию развивающую  негативные чувства и негативные оценки людей и событий». А. Басс и А. Дарки выделили различные виды агрессивных и враждебных реакций: физическая агрессия, косвенная, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия.

Обработка опросника производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов, соответствующих ключу. Высказывания представлены в таблице № 1.

 

 

 

Таблица №1

 

1.Временами  я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2.Иногда я  сплетничаю о людях, которых  не люблю.

3.Я легко  раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4.Если меня  не попросят по хорошему, я  не выполню просьбы.

5.Я всегда  получаю то, что мне положено.

6.Я знаю, что  люди говорят обо мне за моей спиной.

7.Если я не  одобряю поведения друзей, я даю  им это почувствовать.

8.Когда мне  случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные   угрызения  совести.

9. Мне кажется,  что я не способен ударить  человека.

10. Я никогда  не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда  снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне  не нравится установленное правило,  мне хочется нарушить его.


 

 

Рассмотрим  результаты по некоторым учащихся класса:

Экспериментальная группа:

Андрей А. – преобладает косвенная агрессия.

Татьяна Б. – преобладает косвенная агрессия.

Александра  Г. – преобладают угрызения совести.

Настя К. – преобладает косвенная агрессия.

Дмитрий К. – преобладает чувство вины.

Александр М. -  преобладает подозрительность.

Данил Р. – преобладает вербальная агрессия.

 

Контрольная группа:

Анжела  А. – преобладают угрызения совести.

Артем В. – преобладает чувство вины.

Руслан  К. – преобладает негативизм.

Яна М. – преобладает вербальная агрессия.

Елена Н. – преобладают угрызения совести.

Никита  О. – преобладает косвенная агрессия.

Михаил  Ш. – преобладает негативизм.

К группе риска  можно отнести детей с высоким  уровнем выраженности таких агрессивных  реакций, как физическая, косвенная, вербальная.

По результатам  данной диагностики было выявлено 30% детей группы риска в экспериментальной группе и 20% детей группы риска в контрольной группе.

3. Следующая проведенная нами методика называется «Ценностные ориентации» М. Рокича, наиболее распространенная в настоящее время методика изучения ценностных ориентаций, основанная на прямом ранжировании списка ценностей [13].

Целью данной методики является выявление предпочитаемых ценностей у детей. М. Рокич различает  два класса ценностей: терминальные (убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться), и инструментальные (убеждения в том, что какой то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации).

Это деление  соответствует традиционному делению  на ценности-цели и ценности-средства. Учащимся предъявлены два списка ценностей, либо в алфавитном порядке, либо на карточках. В списке испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости.

 

 

 

Список  А (терминальные ценности)

Список  Б (инструментальные ценности)

Активная деятельная жизнь

Аккуратность

Жизненная мудрость

Воспитанность

Здоровье

Высокие запросы

Интересная  работа

Жизнерадостность

Красота природы  и искусства

Независимость

Любовь

Образованность

Счастье других

Рационализм

Творчество

Чуткость


 

Рассмотрим  наиболее значимые ценности, на примере  результатов нескольких учеников:

Экспериментальная группа:

Андрей  А. – Красота природы и искусства, счастливая семейная жизнь, чуткость.

Татьяна Б. – Жизнерадостность, уважение окружающих, материальная обеспеченность.

Александра  Г. – Красота природы и искусства, чуткость.

Настя К. – свобода, материально обеспеченная жизнь.

Дмитрий К. – развитие, познание.

Александр М. -  уважение окружающих, свобода, материально обеспеченная жизнь.

Данил Р. –  чуткость, красота природы, развитие.

Контрольная группа:

Анжела  А. - Красота природы и искусства, чуткость.

Артем В. - уважение окружающих, свобода, материально обеспеченная жизнь.

Руслан  К. -  свобода, материально обеспеченная жизнь.

Яна М. - развитие, познание.

Елена Н. - уважение окружающих, свобода, материально обеспеченная жизнь.

Никита  О. - развитие, познание.

Михаил  Ш. - уважение окружающих, свобода, материально обеспеченная жизнь.

Наиболее значимыми  для детей группы риска являются такие ценности как развлечения, материально обеспеченная жизнь, свобода, уважение окружающих.

Наименее значимыми  – чуткость, красота природы, развитие, познание.

По результатам  данной диагностики было выявлено 30 % детей группы риска как в экспериментальной группе, так и в контрольной.

4.Для выявления успеваемости учащихся, мы использовали методику изучения и анализа классного журнала. Изучили посещаемость учеников класса, а также их успеваемость по школьным предметам.

К группе риска  можно отнести детей с низкой успеваемостью по многим предметам, а также, не посещающих школу по неуважительным причинам.

По результатам  данной диагностики выявлено 25% детей группы риска в обеих группах.

5. Для выявления интересов детей была проведена методика   «Мои интересы» [13]. Данная методика позволяет выявить особенности проведения свободного времени, посещаемость или желание посещать какие – либо кружки и секции, а также что нравится детям в школе. Учащимся предлагалось ответить на вопросы, которые приведены ниже.

 

 

 

 

Таблица №2

 

Вопросы

Ответы

1. Чем вы любите заниматься в свободное время?

Дети  гр. риска: смотреть телевизор, играть в компьютер, гулять, разговаривать по телефону, ходить на дискотеки

Дети: игра в баскетбол, секции, чтение книг, посещение музеев, кинотеатров, театров, библиотек, рисование.

2.Что  вам интересно в школе?

Дети  гр. риска: перемены и общение с друзьями

Дети: учеба, мероприятия

3. Какое мероприятие вы хотели бы, чтобы провели в классе?

Дети  гр. риска: игра  «Бутылочка», «Любовь с первого взгляда»

Дети: «День именинника», литературный вечер, день чтецов, классный час на свободную тему, поход в музей.


 

 

 

 

 

Рассмотрим ответы на данную методику, некоторых учеников.

Экспериментальная группа:

Андрей  А. – игра в компьютер, гулять во дворе, смотреть телевизор.

Татьяна Б. – прогулки с друзьями, игра в компьютер, дискотеки.

Александра  Г. – чтение книг, рисование.

Настя К. – дискотеки, прогулки, разговоры по телефону.

Дмитрий К. – занятия спортом, чтение книг, походы в музей, посещение театра.

Александр М. -  дискотеки, игры в компьютер, прогулки.

Данил Р. – походы, спорт, чтение стихов, выступление в театральной студии.

Контрольная группа:

Анжела  А.- прогулки с друзьями, игра в компьютер, дискотеки.

Артем В. - игра в компьютер, гулять во дворе, смотреть телевизор.

Руслан  К. - занятия спортом, чтение книг, походы в музей, посещение театра.

Яна М. - дискотеки, прогулки, разговоры по телефону.

Елена Н.- походы, спорт, чтение стихов, выступление в театральной студии.

Никита  О. - дискотеки, игры в компьютер, прогулки.

Михаил  Ш. – чтение книг, занятия спортом.

К группе риска  можно отнести детей, которые  в свободное время предпочитают смотреть телевизор, играть в компьютер, гулять, разговаривать по телефону. Также детей, которые никаких  кружков и секций не посещают. В школе им нравятся перемены, общение с друзьями.

По результатам  пятой диагностики было выявлено 30% детей группы риска, как в экспериментальной группе, так и в контрольной.

Таким образом, можно сделать вывод, что в  среднем, в двух нами выбранных группах, дети группы риска составляют 30%. Результаты диагностического обследования представлены в таблице № 3

Таблица № 3

Распределение испытуемых по группам риска по проблеме делинквентного поведения:

№ диагностики

% риска  в экспериментальной группе

% риска  в контрольной группе

№ 1

25%

25%

№2

30%

20%

№3

30%

30%

№4

25%

25%

№5

30%

30%


 

В данных двух группах 7 человек принадлежат к группе риска. Наиболее значимыми для них являются такие ценности, как материально обеспеченная жизнь, развлечения, свобода и уважение окружающих. Дети группы риска не кружки, не секции не посещают. В свободное время предпочитают смотреть телевизор, гулять, играть в компьютер. У них преобладает высокий уровень физической, косвенной и вербальной агрессии. В данных группах, как в эксперементальной, так и в контрольной, эти дети занимают статус «пренебрегаемые», «изолированные».

Ученик экспериментальной группы Александр М. входит в группу риска. В свободное время он любит ходить на дискотеки, смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. Кружки и секции он не посещает. У Александра преобладает, по результатам диагностики, физическая и косвенная агрессия высокого уровня. Наиболее значимыми ценностями для него являются свобода, жизнерадостность, уважение окружающих. Наименее значимыми ценностями для ученика являются такие ценности, как счастье других, активная жизнь, красота природы и искусства. В классе Александр занимает статус «звезды», как показала «Социометрия». Также Александр не успевает по многим предметам, а именно по шести: математика, русский язык, литература, химия, физика, география. Также Александр часто не посещает образовательное учреждение без уважительных причин.

Несмотря на то что, «к ученикам группы риска» в экспериментальной группе относится меньшая половина класса, следует подчеркнуть, что работу мы планируем проводить со всей экспериментальной группой. Но особое внимание будем уделять, на учащихся, выделенных нами, по результат диагностики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Разработка  и реализация программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков.

Исходя из данных констатирующего этапа, нами была разработана  «Программа деятельности социального педагога по профилактике делинквентного поведения у младших подростков».

Подбор мероприятий проводился в соответствии с 3 блоками:

  1. Когнитивный;
  2. Эмоциональный;
  3. Поведенческий;

Все мероприятия  соответствуют возрастным особенностям детей.

Цель  программы: социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения у младших подростков.

Задачи:

1) содействовать формированию знаний о делинквентном поведении;

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы