Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении теоретических основ, разработке и экспериментальной проверке программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков.
Задачи:
1.Обосновать актуальность проблемы.
2.Изучить литературу по проблеме, провести научный анализ состояния теории и практики делинквентного поведения у младших подростков.
3.Определить сущность социально-педагогической профилактики делинквентного поведения.
4.Разработать программу социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы.
5. Проанализировать полученные в ходе формирующего эксперимента данные.

Содержание

Введение________________________________________________4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
1.1. Делинквентное поведение младших подростков как социально-педагогическая проблема__________________________________10
1.2. Специфика социально-психологического развития и характерные проблемы социализации младших подростков, обусловливающие возможность возникновения делинквентного поведения______________________________________________18
1.3. Сущность и содержание профилактики делинквентного поведения у младших подростков___________________________________25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков
2.1. Диагностика проблем социализации младших подростков, обусловливающих возможность возникновения у них делинквентного поведения______________________________________________33
2.2 Разработка и реализация программы социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков______________________________________________45
2.3 Анализ и описание результатов опытно-экспериментальной работы_________________________________________________54
Заключение____________________________________________58
Список литературы_____________________________________60

Работа состоит из  1 файл

диплом 2011.Ксеня А.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)

Подросток, как отмечает В.С. Мухина хочет найти свое место в жизни, устремляет взгляд в будущее, однако пока это сочетается с оппозицией школьника; он еще слишком поглощен школой, взаимоотношениями с товарищами [22]. Возрастные возможности подростков и их стремление определить свое место среди окружающих приводят к важному следствию: в этот период возникает известное расхождение между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве школьника и тем, которое ему хотелось бы занимать, на которое он внутренне претендует.

Он действительно  стал взрослее во всех отношениях: более  самостоятелен, расширился кругозор и интересы, он хочет признания со стороны окружающих его больших  возможностей и, стало быть, больших прав, четко проявляется «стремление к взрослости», «к самоутверждению». Стремление к взрослости приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности.

Основные проявления чувства  взрослости, как отмечает В.С.Мухина:

  1. чувстительность к внешним формам обращения к себе как к «взрослой личности»;
  2. тяготение к внешним формам проявления взрослости(манера ходить, одеваться, разговаривать), которые могут принять и отрицательные формы(курение, выпивка, развязность, грубый тон).

Направление поиска могут быть различны: бросить школу, начать зарабатывать деньги, некоторые  пытаются утвердить себя в новой  позиции, подражая поведению взрослых, начинают курить, одеваться по-взрослому, пробуют наркотики, знакомятся с сексуальными отношениями полов; для них очень характерно внимание к внешнему виду, появляются дорогие и дешевые украшения, часто безвкусные,  необыкновенные стрижки приходят на смену длинным волосам и т.д.

Г.С. Абрамова отмечает, что, с одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым [29] .

С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более  разнообразными и содержательными  становятся отношения с другими  детьми и взрослыми, значительно  расширяется сфера его деятельности.

Впервые, по мнению В.С. Мухиной, у подростка появляется стремление составить некоторую  общую картину мира, общие представления о самом себе; появляется еще неосознанное до конца стремление упорядочить и объединить свои взгляды и отношения. Мышление как бы становится на службу потребности подростка разобраться во всем окружающем. Вместе с тем, развитие мышления в этот период характеризуется еще неумением подростка охватить богатства и многогранность действительности с позиции усвоенного им общего понятия [6] .

Подростку хочется выяснить: зачем живет человек, какова будет  жизнь в дальнейшем, зачем живет  он сам, каким он будет. Формируются  зачатки мировоззрения и связанного с ним общего мироощущения. Большое  значение для этого имеет продвижение подростка в его умственном развитии.

В этот период у старших подростков возрастает способность к абстрактному мышлению, к анализу и обобщению фактов и явлений, то есть к более совершенному способу познания действительности.

Подросток стремится все понять, сам во всем разобраться, уяснить свое отношение ко всему, что и кто его окружает. Отсюда склонность спорить, [25] .

Происходит изменение  в развитии моральных чувств и  сознания. К этому времени подросток  уже усвоил определенную систему  моральных требований и овладел определенными нормами взаимоотношений между людьми. К этой области складывается свое личное отношение: одни нравственные нормы и требования начинают действительно определять все его поведение; другие остаются для него лишь внешними требованиями и либо не выполняются вовсе, либо выполняются только под давлением окружающих. Образование собственных моральных установок и требований определяет иной характер взаимоотношений младшего подростка не только с отдельными людьми, но и с коллективом в целом.

Ведущим видом деятельности подростков становится общение, которое выходит далеко за рамки учебы, становится гораздо содержательнее, сложнее, многообразнее, чем у младших школьников. Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями, ближними. Основное содержание общения подростков - поиск взаимопонимания, взаимодействия, направленных на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеал подростковых отношений-«всегда вместе, все пополам», как отмечает В.С.Мухина [29 ]. Отсюда требования друг к другу взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. Все это формирует способность ориентироваться на требования сверстников, учитывать их.

Глубокой и существенной характеристикой личности является преобладание доминирования направленности личности на себя или на других. В зависимости от этой направленности складываются и многие другие особенности человека. Так, например, направленность на себя часто связана с такими чертами, как зазнайство, жадность, стремление быть на виду, следует помнить что отношения подростков со взрослыми значительно усложняются; прямое непосредственное давление (приказ, немотивированное требование) вызывает протест. Зато охотно принимается опосредованное руководство в виде совета или ненавязчивого предложения прийти на помощь.

Данный период, как считает Д.И Фельдштейн, отмечается выходом ребенка на качественно новую позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [29] . Важнейшей особенностью подростков, по мнению Ф.А.Райса, является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии самооценки, которые приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания [26].

Основной формой самопознания подростка является сравнение  себя с другими людьми – взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Подростки стремятся утвердиться в позиции взрослого, хотят почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.

Социальное развитие идет от осознания подростком своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой деятельности.

Важным фактором психического развития в данном возрасте является общение со сверстниками. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников. Поведение подростков и юношей по самой сути является коллективно-групповым. Принадлежность к группе сверстников играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.

У подростков есть свойственные их возрасту переживание своего одиночества, своей непричастности к другим людям. Подростки смотрят на жизнь взрослых с дистанции младших, которые чувствуют в себе силы быть старшими. Эта дистанция – удаленность от взрослой жизни, позволяет им сблизиться со сверстниками, так как одиночество – это не пустота, это энергетический источник, который требует направленного выхода энергии.

В современной культуре, как отмечает Ю.Б. Мажгинский, для  подростков не так много поля для  их действий, вот и появилась та субкультура подростков, в которой реализуются доступные им действия по устройству жизни [28]. Для подростков общечеловеческие ценности добра, справедливости, равенства, красоты, ума понимаются конкретно и применяются в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с самим собой.

Огромное значение для подростков имеет общность интересов и увлечений. В этом возрасте надо опасаться молодежных субкультур. Для многих подростков, как считает В.С. Мухина , объединение в неформальные группы и асоциальный образ жизни является одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших. Неформальные группы, как отмечает С.В. Касарецка, бывают территориальные, дворовые, уличные, «панки», «хиппи», «металлисты», подростковые банды, наркоманы, попрошайки, бродяги, криминальные группировки и многие другие [17]. Эти группы иногда отличаются асоциальной направленностью. У членов этих группировок появляется девиантное поведение, в том числе и вандализм.

Для того чтобы предотвратить  различные преступления, которые  совершают подростки, надо пытаться устранить причины возникновения делинквентного поведения.

Таким образом, следует еще  раз подчеркнуть, что подростковый период является одним из самых сложных  этапов развития личности.

В данном возрасте складываются основы нравственности, формируются  социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному совершенствованию, - это самопознание, самовыражение, самоутверждение.

Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми – взрослыми, сверстниками. Поведение подростка  регулируется его самооценкой, а  самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Подростки стремятся утвердиться в позиции взрослого, хотят почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.

Именно в этом возрасте целесообразно проводить профилактическую деятельность, так как в этот период формируются основные черты характера, личности.

1.3 Сущность  и содержание социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков.

Для наиболее эффективной  организации процесса социально-педагогической профилактики делинквентного поведения у младших подростков необходимо определить и проанализировать специфику работы социального педагога в данном направлении.

А.В. Шептенко считает, что социальный педагог – это организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме, создающий благоприятные условия для развития и социализации [31] . Он осуществляет педагогическую, методологическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие с взрослым населением, нуждающимся в социальной педагогической помощи.

Н.С. Василькова отмечает, что в деятельности социального педагога приоритетное место принадлежит решению превентивно – профилактических заданий. Он не ждет, когда к нему обратятся за помощью, он сам выходит на контакт с семьей, личностью. Он ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, изучает круг интересов, условия жизни [4] .

Деятельность  социального педагога должна строиться  на доверии и взаимопонимании, направлена на содействие и помощь клиенту в  решении его собственных проблем.

По мнению М.А. Галагузовой, структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: цели; субъекта; объекта; функции; средства [6] . Целью деятельности социального педагога применительно к проблеме данного исследования является создание условий для психического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, в школе, ближайшем окружении и других социумах.

Прежде чем  реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается.

Объектом деятельности социального педагога являются дети, нуждающиеся в помощи, а именно дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, дети с физическими, психическими или интеллектуальными нарушениями развития, а также дети с делинквентным поведением поведением.

Ряд авторов, - М.В.Шакурова М.В., Галагузова М.А., Шептенко А.А. выделяют функции социально – педагогической деятельности: образовательно – воспитательную, диагностическую, организаторскую, прогностическую и экспертную, организационно – коммуникативную, охранно – защитную, социально – компенсаторную, профилактическую, реабилитационную, коррекционную. Наиболее важными в профилактике делинквентного поведения являются [36] :

1.  Диагностическая – профилактическая деятельность связана с выявлением причин отклонения, а далее постановка «социального диагноза» путем изучения личностных особенностей  и социально – бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний.

2. Социально – профилактическая – организация системы профилактических мер по предупреждению делинквентного поведения детей, влияние на формирование нравственно – правовой устойчивости, организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально – правовую и другую помощь семьям и детям группы социального риска.

  1. Коммуникативная – так как для организации профилактической работы и определения причин вандализма необходимо установить доверительные отношения с ребенком, создать для ребенка ситуацию успеха [4].

Эти функции  важны в профилактической работе, ведь именно они помогают более полно разобраться в причинах, точно и целесообразно продумать содержание социально-педагогической профилактики, а также решить поставленные задачи. Под профилактикой в широком смысле слова понимается “совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка” или “ система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний”.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения у младших подростков в условиях школы