Современные средства оценивания результатов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:10, курс лекций

Описание

- соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;

Работа состоит из  1 файл

Совр ср оцен..docx

— 108.43 Кб (Скачать документ)

 

Методическая работа школы   

Создание банка данных о методической деятельности методического  объединения, создание условий для  систематического анализа методической работы  

2 раза в год (сентябрь, май)  

Руководители методических объединений, зам. директора по УВР   

Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы 

 

Деятельность учителя   

Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей  

Ежемесячно  

Зам. дир. по УВР  

Таблицы, справки, диаграм-мы

 

Деятельность классного  руководителя 

Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка  данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций   

Ежемесячно  

Зам. дир. по УВР, социальный педагог  

Справки, таблицы, диаграммы 

 

Нормативно-планирующая документация  

Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического  планирования  

2 раза в год (сентябрь, апрель)  

Руководители методических объединений  

Протоколы

 

Деятельность учащихся  

Определение уровня (качества) обученности учащихся 

Ежемесячно  

Классные руководители, зам. дир. по УВР  

Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы 

 

 

 

 

Тема 3

 

Виды, формы и организация  контроля

 

 качества обучения

 

 

 

Контроль в широком  смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней  обратной связи (контроль, выполняемый  учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).

 

 

 

Функции контроля:

 

1) диагностическая функция  (определение качества усвоения  пройденного материала, успехов  и пробелов в ЗУНах);

 

2) образовательная функция  (приведение ЗУНов в систему  и содействие их прочному усвоению);

 

3) развивающая функция  (внесение корректив в учебный  процесс на основе изучения  возможностей и способностей  учащихся);

 

4) воспитательная функция  (стимулирование систематических  занятий по усвоению ЗУНов  и ответственности за их усвоение).

 

 

 

Требования к контролю:

 

1) индивидуальный характер;

 

2) систематичность, регулярность  проведения контроля на всех  этапах;

 

3) разнообразие методов  и форм проведения;

 

4) всесторонность (охват всех  разделов учебной программы, проверка  теоретических знаний, практических  умений и навыков);

 

5) объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных  суждений).

 

 

 

Виды контроля:

 

1) предварительный контроль (перед началом изучения учебного  материала для определения исходного  уровня ЗУНов);

 

2) текущий контроль (проверка  ЗУНов, приобретенных в ходе  изучения нового материала, его  повторения, закрепления и практического  применения);

 

3) тематический (после изучения  темы, раздела для систематизации  знаний обучаемых);

 

4) периодический (контроль  по целому разделу учебного  курса);

 

5) итоговый (контроль в  конце учебного года с учетом  результатов периодического контроля).

 

 

 

Данная классификация  иногда дополняется еще двумя  видами контроля [3]:

 

6) повторный (проверка  знаний параллельно с изучением  нового материала способствует  прочности и системности знаний  учеников);

 

7) отсроченный (контроль  остаточных знаний и умений  спустя какое-то время после  изучения темы, раздела, курса).

 

 

 

Формы контроля:

 

1) индивидуальный;

 

2) групповой;

 

3) фронтальный;

 

4) парный.

 

 

 

Иногда в качестве форм контроля выделяют: зачет, экзамен, собеседование, контрольную работу, общественный смотр  знаний (проводится в присутствии  не только одного учителя, но и других учителей, родителей) и т. п.

 

Методы контроля - это способы  определения результативности учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

 

1. Устный (устный опрос).

 

2. Письменный (упражнения, контрольные  работы, сочинения, отчеты и т.  д.).

 

3. Практический (для выявления  сформированности умений и навыков  практической работы или двигательных  навыков).

 

4. Машинный.

 

5. Самоконтроль.

 

6. Комбинированный (уплотненный)  – сочетание различных методов  контроля.

 

 

 

Взаимосвязь видов, методов, форм контроля и современных средств  оценивания представлена в таблице 2 [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

Взаимосвязь видов, методов, форм и средств контроля

контроль

 

входной 

промежуточный 

итоговый 

остаточные знания

 

собеседование,

 

анкетирование,

 

контрольная работа,

 

экзамен,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тестирование

 

(входное НОТ) 

собеседование,

 

анкетирование,

 

контрольная работа,

 

опрос,

 

домашнее задание,

 

семинарское занятие,

 

лабораторная работа,

 

деловая игра,

 

тестирование

 

(формирующее, диагностическое  КОТ),

 

портфолио,

 

рейтинг,

 

мониторинг 

зачет,

 

экзамен,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тестирование

 

(тематическое, рубежное, итоговое  КОТ),

 

 

 

портфолио,

 

рейтинг,

 

мониторинг 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тестирование

 

(итоговое КОТ)

 

 

 

 

Оценка и ее функции

 

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в  ее оценке. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-либо.

 

Оценка – качественный показатель (например, «Ты - молодец!»).

 

Отметка – количественный показатель (пяти или десятибалльная шкала, проценты).

 

 

 

Функции оценки:

 

1) мотивационная (поощряет, стимулирует учебную деятельность);

 

2) диагностическая (указывает  на причины тех или иных  образовательных результатов);

 

3) воспитательная (формирует  самосознание и адекватную самооценку);

 

4) информационная (свидетельствует  о степени успешности ученика).

 

 

 

Этапы развития пятибалльной шкалы оценок:

 

1) май 1918 года – постановление  А.В. Луначарского «Об отмене  отметок»;

 

2) сентябрь 1935 года - введено  пять словесных (вербальных) оценок: «очень плохо», «плохо», «посредственно»,  «хорошо», «отлично»;

 

3) январь 1944 года – возврат  к цифровой «пятибалльной» системе  оценки успеваемости.

 

 

 

Недостатки традиционного  пятибалльного оценивания:

 

– низкая дифференцирующая способность;

 

– травмирующий характер для  ребёнка;

 

– малая информативность  для родителей учащихся;

 

– невозможность фиксации уровня личных усилий ученика для  достижения результата;

 

– малая пригодность для  оценивания личностных качеств и  достижений;

 

– создание формальной мотивации, отсутствия активной позиции по отношению  к обучению и личной заинтересованности в его результатах.

 

 

 

Основные ошибки при выставлении  отметки:

 

1) инерция отметок (выставление  их по установившейся традиции, деление на слабых и сильных);

 

2) искусственный либерализм  и жесткий авторитаризм (завышение  и занижение отметок);

 

3) средний балл успеваемости (носит формальный характер);

 

4) двойка как средство  борьбы с недисциплинированностью  [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4

 

СИСТЕМА РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ КАК  СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

 

 

Рейтинг учащегося  (англ. rating, от to rate – оценивать, ранжировать) - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.

 

Основной принцип рейтинга – ранжирование.

 

 

 

Принципы рейтинговой  технологии (по Л.Г. Устиновой)

 

Ориентационный принцип (чёткое определение для учащихся целей  и задач работы, способов их достижения).

 

Принцип комплексного подхода (единство учебной, научной и воспитательной работы).

 

Принцип мотивации (формирование у учащихся потребностей в познании, в достижении цели,  учении, труде).

 

Принцип объективности рейтинговой  технологии обучения (независимость  результатов от личности преподавателя).

 

 

 

Объекты рейтинговой системы  контроля:

 

– совокупность знаний и  умений по всем дисциплинам учебного плана;

 

– социальная активность учащегося.

 

 

 

Конечная цель рейтинговой  технологии – становление учащегося  как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются  способными поставить цель своей  деятельности; когда учащиеся могут  планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Учащийся должен осознать себя субъектом учебного процесса. Поэтому  в рамках рейтинговой технологии между преподавателем и учащимся возникают субъект-субъектные отношения.

 

 

 

Задачи рейтинга:

 

– построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательной  программы;

 

– повышение уровня мотивации  учащихся в разных сферах деятельности

 

– построение индивидуальных образовательных программ;

 

– целевая подготовка лучших абитуриентов, отвечающих требованиям  высших учебных заведений.

 

 

 

Функции рейтинговой технологии:

 

- креативная (формирование  творческого потенциала учащихся);

 

- рефлексия (самооценка  учебных и личностных достижений);

 

- стимулирующая (создание  условий для развития активности  и самостоятельности);

 

- диагностическая (получение   информации об особенностях учебного  процесса);

 

- коррекция (корректировка  влияний нововведений на развитие  личности учащихся) [3].

 

 

 

Условия организации рейтинговой  системы оценивания:

 

– модульная организация  учебного процесса,

 

– постоянное отслеживание уровня знаний,

 

– многобалльное оценивание обученности учащихся.

 

 

 

Виды рейтинга

 

(по М.В. Калужской, О.С.  Уколовой, И.Г. Каменских):

 

– академическая успеваемость (отражает уровень учебных достижений),

 

– олимпийский (отражает участие  в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях),

 

– лидерский (отражает уровень  социальной компетентности, общественную активность учащихся),

 

– званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области  иностранных языков, искусства, науки  и спорта, подтвержденные сертификатами) [6].

 

 

 

Преимущества рейтинговой  системы оценивания

 

(по сравнению с традиционной  технологией контроля):

 

– стимулирование систематической  самостоятельной работы;

 

– снижение роли случайных  факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;

 

– повышение роли состязательности в учебе;

 

– чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;

 

– количественная характеристика качества учебной работы;

 

– фиксация результатов учебной  деятельности на всех этапах;

 

– учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;

 

– повышение учебной мотивации.

 

 

 

Эффект от внедрения рейтинговой  технологии выражается:

 

– в росте социальной активности учащихся;

 

– в признании равноценности  различных образовательных траекторий;

 

– в ориентации на успех;

 

– в повышении адекватности самооценки;

 

– в укреплении командного духа;

 

– в осознанности жизненного выбора.

 

 

 

Управление качеством  подготовки учащихся

 

 с помощью рейтинга

 

1. Сравнительный анализ  рейтинг-листов и эталонной рейтинг-шкалы. 

 

Поиск информации:

 

– о количестве учащихся, достигших максимального предела  эталонной шкалы;

 

– о количестве учащихся, освоивших 75% содержания образования;

 

Информация о работе Современные средства оценивания результатов обучения