Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:25, реферат
Цель реферата:
- раскрыть понятие "нарушение слуха", основываясь на трудах современных исследователей в области сурдопсихологии. (от лат. surdus - глухой, глухозвучащий) - раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания.
Задачи:
-рассмотреть речь, как одну из центральных, важнейших психических функций, которая напрямую зависит от слуха;
-рассмотреть причины, вызывающие нарушение слуха у детей;
-рассмотреть классификацию слуховых нарушений, основываясь на выводах известных ученых и виды нарушений, которые сопутствуют слуховым нарушениям;
-рассмотреть клинико-психолого-педагогическую характеристику нарушений слуха;
- выделить основные направления коррекционно-воспитательной работы.
Введение
1. Современное представление о нарушениях слуха
1.1 Речь, как одна из важнейших психических функций, напрямую зависящая от слуха
1.2 Причины и классификация нарушений слуха
2. Изучение детей с нарушением слуха
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
2.2 Задачи коррекционно-педагогической работы и ее основные направления
Заключение
Литература
При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии - это помогает активизировать и ослабленный слух. При тяжелых степенях снижения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух.
По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп: дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии; дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.
Итак, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся степенью и характером нарушения слуха; временем, в котором произошло нарушение слуха; уровнем речевого развития, наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии».
2.2 Задачи коррекционно-педагогической работы и ее основные направления.
«Одной из основных задач дошкольного воспитания детей с нарушенным слухом является формирование у них словесной речи, в том числе и устной: ее восприятия на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведения (произношения)».
«Особенно важное значение имеет раннее начало лечебно-коррекционной работы. В настоящее время доказана эффективность ранней коррекционной работы с глухими детьми. В отечественной сурдопедагогике накоплен опыт такой работы, начиная с первых месяцев жизни (Е.П. Кузьмичева, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др.)
Необходимо заметить, что Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия обучения произношению. Целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников направлена на развитие остаточного слуха: дети обучаются восприятию речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия устной речи, формируются навыки речевой коммуникации.
Таким образом, работа по развитию остаточного слуха и обучение произношению направлена на решение следующих задач: обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний; создание и совершенствование слухо-зрительной основы восприятия устной речи; формирование навыков речевой коммуникации.
Особое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучения действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители, воображаемые предметы и действия, умения отражать в играх действия людей и их отношений, разворачивать и обогащать сюжеты игр.
В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивается интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром.
Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости».
Стимуляция речевого развития также проводится поэтапно и с последовательным изменением преобладающего мотива установления коммуникативной связи. По мере формирования коммуникативного поведения ребенок все активнее начинает подражать речевым действиям взрослого в процессе совместной предметно-практической деятельности.
На следующем этапе у ребенка формируют мотив в достижения успеха в словесном обозначении окружающих предметов. И, наконец, на последнем этапе развивается мотив активного познания окружающей действительности.
Для стимуляции речевого развития глухого ребенка важное значение имеет создание для общения естественных ситуаций».
Заключение
Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения. Глубокие нарушения слуха и речи способствуют известной социальной изоляции аномальных детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми ограничено. Таким образом, глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка. Основываясь на трудах современных исследователей в области сурдопсихологии - сделали вывод, что существует три основные группы детей с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие.
Специалисты считают, что общаться ребенок должен всеми доступными ему способами - лишь бы развивалась личность. Но основная задача педагогов - сформировать у него словесную речь. Цивилизованный мир сегодня не допускает появления глухонемых и каждого слабослышащего ребенка обучает речевой коммуникации. Этим занимаются научные и педагогические организации, проводящие, очень важную, хотя и невидимую миру работу.
Литература
1.Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии- М.:АСТ; Астель, 2008 - 222 с. (Высшая школа)
2.Лубовский В.И. Специальная психология. - М.: Дело, 2003, 464с.
3.Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст/ Под ред. А.Г. Московкиной. М.: Классикс Стиль, 2003. - 320 с.
4.Новикова О.О., Шматко Н.Д. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет- М.: «Советский спорт», 2003 - 68 с.
5.Интернет ресурсы:
16
Информация о работе Специальная педагогика.Дети с нарушениями слуха