Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:52, доклад

Описание

Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Работа состоит из  1 файл

Развитие театральной деятельности дошкольников.doc

— 893.07 Кб (Скачать документ)

К старушке веселый щенок подошел,

За юбку схватил и порвал ей подол. 

Погода была в это время свежа,

Старушка проснулась, от стужи дрожа. 

Проснулась старушка и стала искать

Домашние туфли, свечу и кровать,

Но, порванной юбки нащупав края,

Сказала: «Ах, батюшки, это не я!

Пойду-ка домой.  Если я -- это я,

Меня не укусит собака моя!

Она меня встретит, визжа, у ворот,

А если не я -- на куски разорвет!»

В окно постучала старушка чуть свет. 

Залаяла громко собака в ответ. 

Старушка присела, сама не своя,

И тихо сказала: «Ну, значит, не я!»  

После того как воспитатель убедится, что дети правильно поняли содержание стихотворения, предлагает обсудить будущую инсценировку, распределить роли.  Опыт показывает, что дети могут предложить необычное, но очень интересное решение спектакля.  Так, например, обсуждался вариант, при котором роль старушки была поручена педагогу, а мальчики и девочки поделили между собой роли щенков и собак, которые громко лаяли у дома старушки.  Но затем дети от этого варианта отказались.  Девочки захотели быть старушками, а мальчикам была поручена роль щенков, которые разорвали подол старушки, а затем изображали у ворот ее дома собак.

Таким образом, каждый педагог и его воспитанники могут придумать свой вариант постановки.  Главное, чтобы дети при создании образа совершенствовались в использовании разнообразных средств выразительности.  Например, восемь девочек исполняют роль старушек, но каждая самостоятельно выбирает позу для сна, изображает походку, испуг при виде порванной юбки, придумывает движения, связанные с поиском домашних туфель, свечи и кровати и т. д.

Если в спектакле роли будут распределены между мальчиками и девочками, то партнеры должны заранее знать друг друга.  

Проведение спектакля

Целесообразно перед началом инсценировки дать описание той обстановки, в которой будет происходить действие.  Это положительно влияет на маленьких артистов, помогает им добиться выразительности при создании образов.

Не менее важным является выработка оптимального темпа-ритма спектакля, например, выдержать паузу, чтобы дать детям возможность глубже почувствовать состояние героя и т. п.  

«ДЕВОЧКА-РЕВУШКА»

Инсценировка стихотворения Д.  Барто и П.  Барто

Реквизит.  Чашки.  

Подготовка спектакля

Педагог выразительно читает стихотворение.

Практика показывает, что всем девочкам очень хочется выступить в главной роли.  В таком случае предложите назвать спектакль «Девочки-ревушки», где девочки исполнят роли «ревушек», а мальчики -- роли «подающих молоко», «укладывающих спать», а также будут изображать народ, который сбежался, чтобы узнать, кто ревет.

Советуем воспитателю побеседовать с девочками о выразительной передаче образа ревушки, а с мальчиками потренироваться в умении проникновенно и выразительно произносить слова, сопровождая их определенными жестами.

Что ты плачешь, ревушка,

Ревушка-коровушка?

На тебе от сырости

Плесень может вырасти.   

Проведение спектакля осуществляется в зависимости отнятого постановочного решения.  

«БАРАНЫ»

Инсценировка стихотворения С.  Михалкова  

Реквизит.  Для детей -- шапочки с изображением рогов для роли белых и черных баранов.

Декорации.  Для изображения воды и моста -- кусок ткани, полоска бумаги, коврик, ковровая дорожка или что-либо другое.  

Подготовка спектакля

Педагог выразительно читает стихотворение и затем обсуждает с детьми, как распределить роли, осуществить постановку и т. п.

Опыт показывает: большинство детей высказывают желание участвовать в спектакле в роли одного из баранов.  Это требует вариативного подхода к постановке.  Например, в одной группе спектакль был поставлен таким образом: на мостике одновременно встречались восемь пар баранов, синхронно произносили текст, а в заключение делали вид, что падают в воду.

В другой группе детям не понравился печальный конец, и были придуманы новые заключительные строки: «В этой речке утром рано плавали все двадцать два барана».  Педагог осуществил постановку следующим образом: пары «баранов» встречались на мостике, каждый произносил свой текст.  Но, столкнувшись друг с другом, бараны падали с моста и «плавали» до тех пор, пока все упрямцы не оказались в воде.

Это вовсе не означает, что всем воспитателям следует поступать так же.  Механическое копирование чужого опыта не приносит удовлетворения.

Проведение спектакля осуществляется в зависимости от принятого постановочного решения.  

«СУНДУК»

Инсценировка норвежской народной сказки в переводе С.  Маршака[16] 

Реквизит.  Небольшое засохшее дерево («осина»), закрепленное на подставке; бумажные коробки, оформленные под сундуки; ключи, вырезанные из бумаги; кусочки шпагата -- «поросячьи хвосты».

Декорации.  Трясина -- небольшие предметы, накрытые или обернутые бумагой разных оттенков зеленого цвета.  

Подготовка спектакля

Педагог предлагает детям вспомнить сказки, в которых главные герои -- дурачки, и напоминает, что обидное прозвище было им дано злыми людьми.  На самом деле, герои этих сказок не глупые, а добрые, веселые, смелые и находчивые люди.  Для того чтобы дети могли убедиться в этом, воспитатель предлагает познакомиться с норвежской сказкой «Сундук» и выразительно читает ее.  Затем интересуется, понравилась сказка или нет.  Получив положительный ответ, обсуждает с детьми варианты ее инсценировки, распределяет роли, продумывает выразительность движений, жестов, мимики.  

Проведение спектакля

В середине комнаты устанавливается «осина» с висящими на ней «сундуками». 

Воспитатель.

За деревней была трясина,

На трясине росла осина. 

Торчали на осине суки,

И висели на них сундуки.

Дети, сидя на стульях, сопровождают текст жестами:

«трясина»волнообразные движения руками;

«осина» -- поднимают руки вверх;

«суки» -- одну руку опускают, другую поднимают;

«сундуки» -- рисуют пальцами в воздухе воображаемый сундук. 

Воспитатель.

Только ветром их качало,

Только градом в них стучало. 

А мохнатые лесные пауки

Паутиной оплели сундуки.

Жесты детей:

«ветер» -- руками покачивают над головой;

«град» -- стучат в воображаемый сундук кулаком;

«пауки» шевелят пальцами обеих рук.

Воспитатель.

Шли дураки по трясине,

Увидали сундуки на осине.

Дети встают со стульев и обходят осину»(изображают удивление, разводят руками, переглядываются и т. д. ). 

Дети. 

Вот удача!

Всех на свете мы станем богаче. 

Нам достались сундуки с деньгами,

С изумрудами и жемчугами. 

Заживем мы теперь веселей. 

Полтораста купим себе кораблей

И от палубы верхней до трюма

Нагрузим их мешками изюма.

Воспитатель.

Взяли дураки у соседей пилу

И тихонько полезли по стволу. 

Подпилили на осине суки --

И свалились на землю сундуки. 

Жесты детей:

«полезли» -- перебирают руками воображаемый ствол;

«подпилили»движение рукой, имитация звука пилы: «Вжик-вжик. . . »; «свалились»- встряхивают кистями рук.

Воспитатель.

Так и грохнуло, будто из пушки,

Испугались в болоте лягушки. 

Стали дураки отпирать замки,

Только ключи подобрать никак не могли. 

Жесты детей:

«грохнуло» - закрывают уши;

«испугались»-изображают испуг мимикой и движениями;

«стали отпирать» -- вертят воображаемый замок во все стороны. 

Дети.

Вот задача:

Надо ключ отыскать, не иначе. 

Без ключей не открыть нам замков,

Без замков на открыть сундуков. 

Воспитатель. 

По дороге дураки пошли,

Медные ключи под кустами нашли,

Ключи с золотой бородкой,

Стали хвастать дураки находкой. 

Дети возвращаются к своим стульям, под каждым находят ключ.  Показывают свой ключ друг другу.

Дети.

Вот удача!

Всех на свете мы станем богаче,

Полтораста купим кораблей,

Апельсинов, конфет, кренделей. 

То-то пир на весь мир мы устроим,

Если только сундуки мы откроем!

Воспитатель. 

Ключи потерли они руками -- блестят.

Дунули в дырочки -- ключи свистят. 

Сунули ключи в замочные щелки,

А замки отомкнулись и щелкнули. 

Жесты детей: трут ключи, дуют в них, вставляют в воображаемые щелки и произносят: «Щелк». 

Воспитатель. 

Огляделись дураки вокруг,

Заглянули осторожно в сундук. 

Дети.

Вот неудача!

Не намного мы стали богаче, --

Мы нашли только хвосты поросячьи. . .

(Достают из сундуков кусочки шпагата -- «поросячьи хвосты». )

Воспитатель. 

Очень тоненькие хвосты да короткие.

Много ль проку в такой находке?

Были бы хвосты поросячьи побольше,

Так и сказка была бы подольше!

Дети оставляют сундуки под «осиной», изображая грусть, возвращаются на свои места.   

«ЛИСИЧКИ»

Инсценировка стихотворения А.  Милна  

Реквизит.  Для каждого ребенка -- шапочка с изображением лисьих ушек (можно использовать шапочку котенка), носовой платочек, игрушка-мышонок; коробка или пакет с конфетами и шоколадками; подносы.

Информация о работе Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка