Теоретические подходы к проблеме суицида среди подростков, отображенные в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:55, реферат

Описание

Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения:
- пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни ("хорошо бы умереть");
- суицидальные замыслы ? это активная форма проявления суицидального поведения, то есть тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации.

Работа состоит из  1 файл

11.docx

— 76.74 Кб (Скачать документ)

· писал ли прощальное письмо или записку; 

· искал ли помощи во время попытки или поске; совершал ли финальные действия (которые, по его предположению, должны были привести к смерти). 

2. Внутренние установки 

· Верил ли суицидент  в то, что действительно убьет  себя; 

· Говорил ли он, что  хочет умереть; 

· Насколько предумышленной была попытка; 

· Какие чувства  испытывал, обнаружив, что попытка  не удалась (его спасли) - радости, сожаления, гнева. 

Индикаторы суицидального  риска 

Это особенности  сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые также увеличивают  степень риска суицидального  поведения. 

Ситуационные индикаторы суицидального риска: 

· смерть любимого человека; 

· развод родителей; 

· низкий уровень  оценки знаний учителем; 

· вынужденная социальная изоляция, особенно от семьи или  друзей (эмиграция, вынужденное переселение, тюремное заключение, у подростков - переезд на новое место жительства); 

· сексуальное насилие; 

· нежелательная  беременность (у подростков) 

· "Потеря лица" - у подростков (позор, унижение). 

Поведенческие индикаторы суицидального риска: 

· злоупотребление  психоактивными веществами, алкоголем; 

· уход из дома; 

· самоизоляция от людей  и жизни; 

· резкое снижение повседневной активности; 

· изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью; 

· предпочтение тем  разговора и чтения, связанных  со смертью и самоубийствами; 

· частое прослушивание  траурной или печальной музыки; 

· "Приведение дел  в порядок" (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к  родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей). 

Коммуникативные сигналы  суицидального риска: 

Прямые или косвенные  сообщения о суицидальных намерениях ("Хочу умереть" - прямое сообщение, "Скоро все это закончится" - косвенное). 

Шутки, иронические  высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также  относятся к косвенным сообщениям. 

Когнитивные индикаторы суицидального риска: 

· Разрешающие установки  к суицидальному поведению. 

· "Негативная триада", характерная для депрессивных состояний: негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего. Собственная  личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить; мир расценивается  как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное. 

· "Туннельное видение" - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида. 

· Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. 

Степень суицидального  риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве ("хорошо бы заснуть и не проснуться") или  они постоянны, оформилось намерение  совершить самоубийство ("я это  сделаю, другого выхода нет") и  появился конкретный план, который  включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и  месте. Чем более обстоятельно разработан план, тем выше вероятность его  реализации. 

· Импульсивность как  характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении, особенно у подростков. Импульсивный человек, в особенности подросток, может в течение нескольких минут  перейти от мыслей о суициде к  суицидальным действиям. 

· Существенное значение имеет доступность средств суицида (фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно  приобрести т. д.) Если суицедент воспользовался неэффективными средствами, попытка все же совершена, при этом вероятность суицидального поведения в будущем возрастает. 

Подростки, в отличие  от здоровых взрослых, чаще используют жестокие средства суицида, такие, как  прыжки с высоты - в данном случае нет необходимости специально готовиться к суицидальному акту. 

Эмоциональные индикаторы суицидального риска: 

· амбивалентность  по отношению к жизни; 

· депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние; 

· переживание горя. 

Особенности суицидального  поведения подростков 

- в подростковом  возрасте суициду предшествуют  кратковременные, объективно нетяжелые  конфликты в сферах близких  отношений (в семье, школе, группе); 

- конфликт воспринимается  как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и  драматизацию событий; 

- суицидальный поступок  воспринимается в романтически-героическом  ореоле: как смелый вызов, как  решительное действие, как мужественное  решение и т.п. суицидное поведение  демонстративно, в нем есть признаки "игры на публику"; 

- суицидальное поведение  регулируется скорее порывом,  аффектом, в нем нет продуманности,  взвешенности, точного просчета; 

средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.). 

В подростковом возрасте суицидальное поведение встречается  чаще, чем в других возрастных группах, что связано с рядом особенностей подросткового возраста. 

- Реальная значимость  проблемы и реакция на неё  подростка может быть несоизмерима (с точки зрения взрослых) до  катастрофической величины. 

- Подростки стремятся  эпатировать общество крайними  действиями, которые могут привести  к смертельному исходу. Граница  между истинным и демонстративно-шантажным  суицидальным поведением весьма  условна. 

- Привыкнув к опёке  взрослых, дети нередко рассматривают  суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверены,  что те не разрешат им довести  её до конца. Это своеобразный  шантаж, способ управлять миром. 

- Подростки не  отдают себе отчёт в реальной  трагичности последствий суицида  (отсутствие жизненного опыта,  ответственности, иллюзорность восприятия). 

- Если взрослые  чаще всего совершают самоубийство  на фоне депрессии, то подростки  под влиянием социальных обстоятельств. 

- Подростки легко  внушаемы. Если им кажется, что  среда подталкивает их к самоубийству, предлагает им этот способ  решения жизненных проблем, они  с облегчением на него решаются, считая, что ответственность с  них как бы снята. Это объясняет  некоторые случаи групповых самоубийств. 

- Тяжкие, неразрешимые  жизненные обстоятельства в период  пубертата побуждают, как правило,  к тщательно обдуманным покушениям, при которых выбирается наиболее  опасный для жизни способ, такое  время суток (день, пока все  на работе, или же ночь), когда  попытку легче скрыть. 

- Не оформлено  представление о смерти (многие  дети, которых удалось спасти, до  конца не осознавали последствия  своих действий и на самом  деле не хотели умирать; более  младшие из них думали, что  умрут не навсегда, попугают маму  с папой или того, кому хотели  досадить, отомстить и проснуться). 

Причины проявления суицидального поведения 

Общей причиной суицида  является социально-психологическая  дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего  не тотальные нарушения, а нарушения  общения с близкими, с семьей. 

"Считается, что  суицидом личность пытается изменить  свои обстоятельства: избавиться  от невыносимых переживаний, уйти  из травмирующих условий, вызвать  жалость и сострадание, добиться  помощи и участия, привлечь  внимание к своим проблемам.  Суицидное поведение может окрашиваться  чувством мести обидчикам, "которые  потом пожалеют", в нем могут  проявляться черты патологического  упрямства в преследовании цели  любой ценой). Нередко этот акт  отчаяния, когда личности кажется,  что она исчерпала все свои  силы и возможности повлиять  на ситуацию." [101]. Предпосылкой  аутодеструктивного поведения и  суицида в частности является  апатия, неверие в личные перспективы,  снижение творческой и жизненной  активности в результате психической  травмы. 

Однако наличие  психотравмирующей ситуации - недостаточное  условие для проявления суицида. Вторая составляющая - личностные особенности  суицидента. У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический. Фоном является высокий  уровень агрессивности подростка. 

Клинические проявления 

- Признаки депрессии  в пресуицидальном периоде и  ранее. 

- Отгороженность  от контактов, замкнутость. 

- Апатичность. 

- Сосредоточенность  на себе. 

- Внешняя рассеянность. 

- Сниженное настроение. 

- Плохой аппетит,  избирательность в пище. 

- Расстройства сна. 

- Жалобы на недомогание. 

Психологические проявления 

- Повышенная личностная  и реактивная тревожность. 

- Множественные страхи. 

- Отсутствие чувства  защищённости. 

- Неуверенность. 

- Заниженная самооценка. 

- Негативизм в  ситуациях, требующих от ребёнка  выполнения непосильных или неприятных  для него действий. 

- Нарушения отношений  с окружающими. 

- Реакции депривации. 

Личностные особенности  детей младшего и подросткового  возраста, способствующие возникновению  суицидальных намерений 

1. Демонстративность.  Стремление привлечь внимание  окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия, понимания  (характерно для детей младшего  возраста и подростков). 

2. Аффективность.  Эмоциональная доминирование над  интеллектуальным контролем в  оценке ситуации; крайний случай - блокада интеллекта (свойственно  больше подросткам). 

3. Уникальность. Восприятие  своей личности как явления  исключительного, недостаток умения  использовать свой и чужой  жизненный опыт (характерно для  подростков, иногда для младших  детей). 

4. Несостоятельность.  Преобладание в сознании личности  собственной некомпетентности, ненужности, исключённости из мира (характерно  для детей младшего возраста  и подростков). 

5. Максимализм. Преобладание  в сознании личности ребёнка  сверхзначимости потери и умаление  ценности любого достижения; личность  фиксируется только на неудачах  и не может конструктивно планировать  будущее (характерно для детей  младшего возраста и подростков, чаще для подростков). 

Психиатрические признаки 

- Затяжные реактивные  депрессии на фоне дидактогений, дидактоскалогений. 

- Идеи вины. 

- Чувство собственной  ненужности, одиночества. 

Информация о работе Теоретические подходы к проблеме суицида среди подростков, отображенные в литературе