Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:55, реферат
Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения:
- пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни ("хорошо бы умереть");
- суицидальные замыслы ? это активная форма проявления суицидального поведения, то есть тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации.
· писал ли прощальное
письмо или записку;
· искал ли помощи
во время попытки или поске; совершал
ли финальные действия (которые, по
его предположению, должны были привести
к смерти).
2. Внутренние установки
· Верил ли суицидент
в то, что действительно убьет
себя;
· Говорил ли он, что
хочет умереть;
· Насколько предумышленной
была попытка;
· Какие чувства
испытывал, обнаружив, что попытка
не удалась (его спасли) - радости, сожаления,
гнева.
Индикаторы суицидального
риска
Это особенности
сложившейся ситуации, настроения,
когнитивной деятельности и высказываний
человека, которые также увеличивают
степень риска суицидального
поведения.
Ситуационные индикаторы
суицидального риска:
· смерть любимого человека;
· развод родителей;
· низкий уровень
оценки знаний учителем;
· вынужденная социальная
изоляция, особенно от семьи или
друзей (эмиграция, вынужденное переселение,
тюремное заключение, у подростков
- переезд на новое место жительства);
· сексуальное насилие;
· нежелательная
беременность (у подростков)
· "Потеря лица"
- у подростков (позор, унижение).
Поведенческие индикаторы
суицидального риска:
· злоупотребление
психоактивными веществами, алкоголем;
· уход из дома;
· самоизоляция от людей
и жизни;
· резкое снижение повседневной
активности;
· изменение привычек,
например, несоблюдение правил личной
гигиены, ухода за внешностью;
· предпочтение тем
разговора и чтения, связанных
со смертью и самоубийствами;
· частое прослушивание
траурной или печальной музыки;
· "Приведение дел
в порядок" (оформление завещания,
урегулирование конфликтов, письма к
родственникам и друзьям, раздаривание
личных вещей).
Коммуникативные сигналы
суицидального риска:
Прямые или косвенные
сообщения о суицидальных намерениях
("Хочу умереть" - прямое сообщение,
"Скоро все это закончится"
- косвенное).
Шутки, иронические
высказывания о желании умереть,
о бессмысленности жизни также
относятся к косвенным
Когнитивные индикаторы
суицидального риска:
· Разрешающие установки
к суицидальному поведению.
· "Негативная триада",
характерная для депрессивных состояний:
негативная оценка своей личности,
окружающего мира и будущего. Собственная
личность предстает как ничтожная,
не имеющая права жить; мир расценивается
как место потерь и разочарований;
будущее мыслится как бесперспективное,
безнадежное.
· "Туннельное видение"
- неспособность увидеть иные приемлемые
пути решения проблемы, кроме суицида.
· Наличие суицидальных
мыслей, намерений, планов.
Степень суицидального
риска прямо связана с тем,
имеются ли у человека только неопределенные
редкие мысли о самоубийстве ("хорошо
бы заснуть и не проснуться") или
они постоянны, оформилось намерение
совершить самоубийство ("я это
сделаю, другого выхода нет") и
появился конкретный план, который
включает в себя решение о методе
самоубийства, средствах, времени и
месте. Чем более обстоятельно разработан
план, тем выше вероятность его
реализации.
· Импульсивность как
характерологическая черта
· Существенное значение
имеет доступность средств
Подростки, в отличие
от здоровых взрослых, чаще используют
жестокие средства суицида, такие, как
прыжки с высоты - в данном случае
нет необходимости специально готовиться
к суицидальному акту.
Эмоциональные индикаторы
суицидального риска:
· амбивалентность
по отношению к жизни;
· депрессивное настроение:
безразличие к своей судьбе, подавленность,
безнадежность, беспомощность, отчаяние;
· переживание горя.
Особенности суицидального
поведения подростков
- в подростковом
возрасте суициду предшествуют
кратковременные, объективно
- конфликт воспринимается
как крайне значимый и
- суицидальный поступок
воспринимается в романтически-
- суицидальное поведение
регулируется скорее порывом,
аффектом, в нем нет продуманности,
взвешенности, точного просчета;
средства самоубийства
выбраны неумело (прыжок с балкона
2-3 этажа, малотоксические вещества,
тонкая веревка и т.п.).
В подростковом возрасте
суицидальное поведение встречается
чаще, чем в других возрастных группах,
что связано с рядом
- Реальная значимость
проблемы и реакция на неё
подростка может быть
- Подростки стремятся
эпатировать общество крайними
действиями, которые могут привести
к смертельному исходу. Граница
между истинным и
- Привыкнув к опёке
взрослых, дети нередко рассматривают
суицидальные попытки как
- Подростки не
отдают себе отчёт в реальной
трагичности последствий
- Если взрослые
чаще всего совершают
- Подростки легко
внушаемы. Если им кажется, что
среда подталкивает их к
- Тяжкие, неразрешимые
жизненные обстоятельства в
- Не оформлено
представление о смерти (многие
дети, которых удалось спасти, до
конца не осознавали
Причины проявления
суицидального поведения
Общей причиной суицида
является социально-психологическая
дезадаптация, возникающая под влиянием
острых психотравмирующих ситуаций,
нарушения взаимодействия личности
с ее ближайшим окружением. Однако
для подростков это чаще всего
не тотальные нарушения, а нарушения
общения с близкими, с семьей.
"Считается, что
суицидом личность пытается
Однако наличие
психотравмирующей ситуации - недостаточное
условие для проявления суицида.
Вторая составляющая - личностные особенности
суицидента. У подростков суицид чаще
встречается при таких
Клинические проявления
- Признаки депрессии
в пресуицидальном периоде и
ранее.
- Отгороженность
от контактов, замкнутость.
- Апатичность.
- Сосредоточенность
на себе.
- Внешняя рассеянность.
- Сниженное настроение.
- Плохой аппетит,
избирательность в пище.
- Расстройства сна.
- Жалобы на недомогание.
Психологические проявления
- Повышенная личностная
и реактивная тревожность.
- Множественные страхи.
- Отсутствие чувства
защищённости.
- Неуверенность.
- Заниженная самооценка.
- Негативизм в
ситуациях, требующих от
- Нарушения отношений
с окружающими.
- Реакции депривации.
Личностные особенности
детей младшего и подросткового
возраста, способствующие возникновению
суицидальных намерений
1. Демонстративность.
Стремление привлечь внимание
окружающих к своим несчастьям,
добиться сочувствия, понимания
(характерно для детей
2. Аффективность.
Эмоциональная доминирование
3. Уникальность. Восприятие
своей личности как явления
исключительного, недостаток
4. Несостоятельность.
Преобладание в сознании
5. Максимализм. Преобладание
в сознании личности ребёнка
сверхзначимости потери и
Психиатрические признаки
- Затяжные реактивные
депрессии на фоне
- Идеи вины.
- Чувство собственной
ненужности, одиночества.