Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:55, реферат
Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения:
- пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни ("хорошо бы умереть");
- суицидальные замыслы ? это активная форма проявления суицидального поведения, то есть тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации.
Развитие идей В.Франкла
в отечественной психологии привело
к созданию теста осмысленности
жизни. Результаты, полученные при факторном
анализе теста осмысленности
жизни, позволили исследователям Д.А.Леонтьеву,
М.О.Калашникову и О.Э.
Применяя тест СЖО
к раннему юношескому возрасту следует,
на наш взгляд, остановится на нескольких
важных моментах.
Первое. При анализе
содержания тестовых утверждений, проведенного
в процессе подбора методик исследования,
нами была отмечена неадеватность для
раннего юношеского возраста утверждений
по шкале "Удовлетворенность
Подобные затруднения
могут быть объяснены тем, что
ранний юношеский возраст - это период
возникновения сознательного "я"
и только первый этап его развития,
активного существования. Поэтому
вполне естественно, что еще не существует
прошлого опыта активности своего "я",
по которому можно было бы судить об
успешности самореализации. Другое объяснение
мы находим у М.Р.Гинзбурга, который
в жизненном поле личности выделяет
психологическое прошлое, настоящее
и будущее, с психологической
точки зрения, существующие как опыт
(в возрастном аспекте как итог
реализации возрастных задач), как действенность
(саморазвитие, самопознание) и как
проект (обеспечение смысловой и
временной перспективы).
Формирование личностной
идентичности (наиболее близкое в
англоязычной литературе понятие к
понятию самоопределения) является
психологической задачей
Учитывая вышеперечисленные
факты, мы считаем обоснованным, исключить
утверждения шкалы "Удовлетворенность
самореализацией" из характеристик
личностного самоопределения в
ранней юности.
Второе. Встает вопрос
о применимости оставшихся утверждений
теста СЖО к испытуемым в возрасте
12-16 лет, ведь на первый взгляд, этот тест
рассчитан на более поздний возраст.
Авторы теста СЖО специально не оговаривают
нижнюю границу его применимости.
Проанализировав содержание утверждений
теста, мы пришли к выводу об адекватности
их применимости в оставшемся варианте
к ранней юности. Косвенно, допустимость
проведения теста СЖО на выборке
испытуемых в возрасте 12-16 лет подтверждается
следующими фактами: а) В.Франкл утверждал,
что смысл жизни в принципе
доступен любому человеку, "независимо
от пола, возраста, интеллекта, образования,
характера и религиозных убеждений "
[60, 11]; б) самоактуализационный тест (САТ)
(Гозман, Кроз,1987) можно применять к испытуемым
с 12 лет; в) юность - это время озабоченности
"последними вопросами"; г) при выполнении
оставшихся тестовых заданий вопросов
и трудностей у юношей и девушек не возникало.
Таким образом, в
тест СЖО позволяет нам оценить
следующие характеристики личностного
самоопределения в раннем юношеском
возрасте:
1) Цели в жизни.
2) Процесс жизни
или интерес и эмоциональная
насыщенность жизни.
3) Локус контроля-Я
( Я-хозяин жизни).
4) Локус контроля-жизнь
или управляемость жизни.
На наш взгляд
именно эти показатели характеризуют
успешность процесса личностного самоопределения
в ранней юности, оказывают важнейшее
влияние на личностное развитие молодого
человека и выявление его отношения
к жизни.
Предлагаемый нами
подход к изучению движущих сил самоопределения
и развития личности в раннем юношеском
возрасте не является на сегодняшний
день распространенным в психологической
литературе. Тест смысложизненных ориентаций
и теория о стремлении к смыслу
жизни В.Франкла применяется в
большинстве случаев начиная
со старшего юношеского возраста (студенчество)
[43]. По-видимому, применение показателей
осмысленности жизни в нашем
исследовании к раннему юношескому
возрасту является одной из первых
апробаций теста СЖО на более
раннем возрасте.
Тест смысложизненных
ориентаций (СЖО) является адаптированной
версией теста "Цель в жизни"
( Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и
Леонарда Махолика. Методика была разработана
на основе теории стремления к смыслу
и логотерапии Виктора Франкла
[94] и преследовала цель эмпирической
валидизации ряда представлений
из этой теории.
На основе факторного
анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым
версии этой методики отечественными
исследователями (Леонтьев, Калашников,
Калашникова) был создан тест СЖО, включающий,
наряду с общим показателем осмысленности
жизни, также пять субшкал, отражающих
три конкретных смысложизненных ориентации
(цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность
самореализацией) и два аспекта локуса
контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь).
Тест СЖО содержит
20 пар противоположных
Инструкция: "Вам
предложены пары противоположных утверждений.
Ваша задача выбрать одно из утверждений,
которое, по Вашему мнению, больше соответствует
действительности, и отметить одну
из цифр 1 , 2, 3 в зависимости от того,
насколько Вы уверены в выборе
(или 0 ,если оба утверждения на Ваш
взгляд одинаково верны)".
Обработка данных осуществлялась
по 7-балльной шкале в соответствии
с бланком-ключом к тесту.
Интерпретация субшкал:
1. Цели в жизни.
Баллы по этой шкале
2. Процесс жизни
или эмоциональная
3. Локус контроля-Я
( Я - хозяин жизни ). Высокие
баллы соответствуют
4. Локус контроля-жизнь
или управляемость жизни. при
высоких баллах - убеждение в том,
что человеку дано
Общий показатель осмысленности
жизни считается суммированием
баллов по всем 15 субшкалам теста
СЖО.
Перечисленные факторы
личностного развития нашли свое
отражение в понятии социально-
Русифицированный
вариант этого опросника
Опросник Роджерса-Даймонда,
выявляет степень адаптированности-
Опросник СПА был
разработан К.Роджерсом и Р.Даймондом
в 1954 году для выявления степени
адаптированности-
В нашем исследовании
мы использовали русифицированный вариант
опросника СПА, адаптированный А.К.Осницким
[56] .
Инструкция: " В
опроснике содержатся высказывания
о человеке, о его образе жизни:
переживаниях, мыслях, привычках, стиле
поведения. Их всегда можно соотнести
с нашим собственным образом
жизни. Прослушав очередное
"0" - это ко
мне совершенно не относится;
"1" - это на
меня не похоже;
"2" - сомневаюсь,
что это можно отнести ко
мне;
"3" - не решаюсь
отнести это к себе;
"4" - это похоже
на меня, но нет полной уверенности;
"5" - это на
меня похоже;
"6" - это точно
про меня.
Выбранный Вами вариант
ответа отметьте в бланке для ответов
напротив порядкового номера высказывания".
Опросник СПА содержит
101 высказывание.
Обработка данных проходит
в два этапа. На первом этапе подсчет
производится простым суммированием
тех баллов, которые испытуемый отмечал
в бланке для ответов по субшкалам
бланка ключа.