Теоретические подходы к проблеме суицида среди подростков, отображенные в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:55, реферат

Описание

Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения:
- пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни ("хорошо бы умереть");
- суицидальные замыслы ? это активная форма проявления суицидального поведения, то есть тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации.

Работа состоит из  1 файл

11.docx

— 76.74 Кб (Скачать документ)

Развитие идей В.Франкла  в отечественной психологии привело  к созданию теста осмысленности  жизни. Результаты, полученные при факторном  анализе теста осмысленности  жизни, позволили исследователям Д.А.Леонтьеву, М.О.Калашникову и О.Э.Калашниковой сделать вывод, что осмысленность  жизни не является внутренне однородной структурой [43]. На основании факторизации тест осмысленности жизни был  преобразован в тест смысложизненных  ориентаций, включающий в себя, наряду с общим показателем осмысленности  жизни, пять факторов, которые можно  рассматривать как составляющие смысла жизни личности. Полученные факторы разбиваются на две группы. В первую входят собственно смысложизненные  ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни (процесс жизни) и удовлетворенность  самореализацией (результативность жизни). Нетрудно увидеть, что эти три  категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Два оставшихся фактора  характеризуют внутренний локус  контроля, с которым, согласно данным исследований, осмысленность жизни  тесно связана [17] , причем один из них  характеризует общее мировоззренческое  убеждение в том, что контроль возможен - локус контроля-жизнь (управляемость  жизни), а второй отражает веру в  собственную способность осуществить  такой контроль - локус контроля-Я ( Я - хозяин жизни). 

Применяя тест СЖО  к раннему юношескому возрасту следует, на наш взгляд, остановится на нескольких важных моментах. 

Первое. При анализе  содержания тестовых утверждений, проведенного в процессе подбора методик исследования, нами была отмечена неадеватность для  раннего юношеского возраста утверждений  по шкале "Удовлетворенность самореализацией (результативность жизни)", которые  отражают оценку пройденного отрезка  жизненного пути, ощущение того, насколько  продуктивно и осмысленно была прожитая его часть. В процессе проведения методики СЖО у многих испытуемых возникали затруднения при ответах  на утверждения этой шкалы, например: "Как я могу оценить сложилась  ли моя жизнь именно так как  я мечтал, если я еще и не успел  ее сложить?" или "Как я могу ответить добился ли я успехов  в осуществлении своих жизненных  планов, если у меня не было еще возможностей для их осуществления?". 

Подобные затруднения  могут быть объяснены тем, что  ранний юношеский возраст - это период возникновения сознательного "я" и только первый этап его развития, активного существования. Поэтому  вполне естественно, что еще не существует прошлого опыта активности своего "я", по которому можно было бы судить об успешности самореализации. Другое объяснение мы находим у М.Р.Гинзбурга, который  в жизненном поле личности выделяет психологическое прошлое, настоящее  и будущее, с психологической  точки зрения, существующие как опыт (в возрастном аспекте как итог реализации возрастных задач), как действенность (саморазвитие, самопознание) и как  проект (обеспечение смысловой и  временной перспективы). 

Формирование личностной идентичности (наиболее близкое в  англоязычной литературе понятие к  понятию самоопределения) является психологической задачей подросткового  и раннего юношеского возраста; формирующаяся  идентичность интегрирует все предшествующие детские идентификации [105]. Применительно  к раннему юношескому возрасту последовательность предшествующих детских идентификаций  представляет собой психологическое  прошлое. Собственно формирующаяся  идентичность охватывает психологическое  настоящее (включающее в себя психологическое  прошлое в снятом виде) и психологическое  будущее. Поэтому при рассмотрении личностного самоопределения в  ранней юности М.Р.Гинзбург считает  обоснованным рассматривать психологическое  настоящее и психологическое  будущее, исключив из рассмотрения психологическое  прошлое, т.к. для этого возраста прошлое (ребенок) снято в настоящем, т.е. фактически в настоящем присутствует и настоящее прошлое [22, 48-49]. 

Учитывая вышеперечисленные  факты, мы считаем обоснованным, исключить  утверждения шкалы "Удовлетворенность  самореализацией" из характеристик  личностного самоопределения в  ранней юности. 

Второе. Встает вопрос о применимости оставшихся утверждений  теста СЖО к испытуемым в возрасте 12-16 лет, ведь на первый взгляд, этот тест рассчитан на более поздний возраст. Авторы теста СЖО специально не оговаривают  нижнюю границу его применимости. Проанализировав содержание утверждений  теста, мы пришли к выводу об адекватности их применимости в оставшемся варианте к ранней юности. Косвенно, допустимость проведения теста СЖО на выборке  испытуемых в возрасте 12-16 лет подтверждается следующими фактами: а) В.Франкл утверждал, что смысл жизни в принципе доступен любому человеку, "независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера и религиозных убеждений " [60, 11]; б) самоактуализационный тест (САТ) (Гозман, Кроз,1987) можно применять к испытуемым с 12 лет; в) юность - это время озабоченности "последними вопросами"; г) при выполнении оставшихся тестовых заданий вопросов и трудностей у юношей и девушек не возникало. 

Таким образом, в  тест СЖО позволяет нам оценить  следующие характеристики личностного  самоопределения в раннем юношеском  возрасте: 

1) Цели в жизни. 

2) Процесс жизни  или интерес и эмоциональная  насыщенность жизни. 

3) Локус контроля-Я  ( Я-хозяин жизни). 

4) Локус контроля-жизнь  или управляемость жизни. 

На наш взгляд именно эти показатели характеризуют  успешность процесса личностного самоопределения  в ранней юности, оказывают важнейшее  влияние на личностное развитие молодого человека и выявление его отношения  к жизни. 

Предлагаемый нами подход к изучению движущих сил самоопределения  и развития личности в раннем юношеском  возрасте не является на сегодняшний  день распространенным в психологической  литературе. Тест смысложизненных ориентаций и теория о стремлении к смыслу жизни В.Франкла применяется в  большинстве случаев начиная  со старшего юношеского возраста (студенчество) [43]. По-видимому, применение показателей  осмысленности жизни в нашем  исследовании к раннему юношескому возрасту является одной из первых апробаций теста СЖО на более  раннем возрасте. 

Тест смысложизненных  ориентаций (СЖО) является адаптированной версией теста "Цель в жизни" ( Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и  Леонарда Махолика. Методика была разработана  на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла [94] и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений  из этой теории. 

На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь). 

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление об факторах осмысленности жизни личности. Проведенный  в нашей работе анализ содержания утверждений показал неадекватность утверждений по субшкале "Удовлетворенность  самореализацией или результативность жизни" применительно к раннему  юношескому возрасту. Поэтому пары утверждений по этой шкале были исключены  из теста при обработке и анализе  данных. 

Инструкция: "Вам  предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует  действительности, и отметить одну из цифр 1 , 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0 ,если оба утверждения на Ваш  взгляд одинаково верны)". 

Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале в соответствии с бланком-ключом к тесту. 

Интерпретация субшкал: 

1. Цели в жизни.  Баллы по этой шкале характеризуют  наличие или отсутствие в жизни  испытуемого целей в будущем,  которые придают жизни осмысленность,  направленность и временную перспективу. 

2. Процесс жизни  или эмоциональная насыщенность  жизни. Содержание этой шкалы  совпадает с известной теорией  о том, что единственный смысл  жизни состоит в том, чтобы  жить. Этот показатель говорит  о том, воспринимает ли испытуемый  сам процесс своей жизни как  интересный, эмоционально насыщенный  и наполненный смыслом. Низкие  баллы по этой шкале - признак  неудовлетвлренности своей жизнью  в настоящем. 

3. Локус контроля-Я  ( Я - хозяин жизни ). Высокие  баллы соответствуют представлению  о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой  выбора, чтобы построить свою  жизнь в соответствии со своими  целями и представлениями о  ее смысле. Низкие баллы - человек  не верит в свои силы, возможность  контролировать события собственной  жизни. 

4. Локус контроля-жизнь  или управляемость жизни. при  высоких баллах - убеждение в том,  что человеку дано контролировать  свою жизнь, свободно принимать  решения и воплощать их в  жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь  человека неподвластна сознательному  контролю, что свобода выбора  иллюзорна и бессмысленно загадывать  что-либо на будущее. 

Общий показатель осмысленности  жизни считается суммированием  баллов по всем 15 субшкалам теста  СЖО. 

Перечисленные факторы  личностного развития нашли свое отражение в понятии социально-психологической  адаптации, которое все более  распространяется в современной  психологической и педагогической литературе. Для выявления характеристик  социально-психологической адаптации  наиболее часто применяют опросник социально-психологической адаптированности (шкала СПА), разработанный в 1954 году К.Роджерсом и Р.Даймондом. 

Русифицированный  вариант этого опросника опробован  на разных выборках учащихся в отечественных  школах и студентах вузов. Использовался  он неоднократно при обследовании учащихся средних школ и старших классов, учащихся СПТУ, гимназий, колледжей  и т.п. "Как измерительный инструмент шкала СПА обнаружила высокую  дифференцирующую способность в  диагностике не только состояний  школьной адаптации-дезадаптации, но и  особенностей представления о себе, его перестройки в возрастные критические периоды развития и  в критических ситуациях, побуждающих  школьника к переоценке себя и  своих возможностей [73 ,91]. 

Опросник Роджерса-Даймонда, выявляет степень адаптированности-дезадаптированности  в системе межличностных отношений  и в качестве оснований для  дезадаптации предполагает ряд разнообразных  обстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный  дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость  от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию. 

Опросник СПА был  разработан К.Роджерсом и Р.Даймондом  в 1954 году для выявления степени  адаптированности-дезадаптированности  в системе межличностных отношений. В качестве оснований для дезадаптации он предполагает ряд разнообразных  обстоятельств : низкий уровень принятия себя, низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный  дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость  от других, то есть экстернальность, стремление к доминированию. 

В нашем исследовании мы использовали русифицированный вариант  опросника СПА, адаптированный А.К.Осницким [56] . 

Инструкция: " В  опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле  поведения. Их всегда можно соотнести  с нашим собственным образом  жизни. Прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим  привычкам, своему образу жизни. Чтобы  указать в какой мере то высказывание Вы можете отнести к себе, в бланке для ответов выберите один (наиболее подходящий, по Вашему мнению) из семи вариантов оценки, пронумерованных  цифрами от "0" до "6": 

"0" - это ко  мне совершенно не относится; 

"1" - это на  меня не похоже; 

"2" - сомневаюсь, что это можно отнести ко  мне; 

"3" - не решаюсь  отнести это к себе; 

"4" - это похоже  на меня, но нет полной уверенности; 

"5" - это на  меня похоже; 

"6" - это точно  про меня. 

Выбранный Вами вариант  ответа отметьте в бланке для ответов  напротив порядкового номера высказывания". 

Опросник СПА содержит 101 высказывание. 

Обработка данных проходит в два этапа. На первом этапе подсчет  производится простым суммированием  тех баллов, которые испытуемый отмечал  в бланке для ответов по субшкалам  бланка ключа. 

Информация о работе Теоретические подходы к проблеме суицида среди подростков, отображенные в литературе