Теоретические подходы к проблеме суицида среди подростков, отображенные в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:55, реферат

Описание

Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения:
- пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни ("хорошо бы умереть");
- суицидальные замыслы ? это активная форма проявления суицидального поведения, то есть тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации.

Работа состоит из  1 файл

11.docx

— 76.74 Кб (Скачать документ)

Здесь важно осознать одно - насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить себя под страхом  вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что ты перестал быть нужен  и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме не будет никакого. Зачастую наиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его предательство. Иногда это заостренное, инфальтивное восприятие жизни доходит до нелепости. Парень был влюблен в девушку, пригласил ее к себе в гости  на вечеринку. Вышел на кухню покурить, возвращается в комнату и видит - она с его другом обнимается. Он побежал вешаться. Хорошо, что  гости вовремя из петли вынули. 

Это пример поступка импульсивного человека, который  сначала делает, потом думает - то, что врачи называют "подвижным  типом нервной системы". Впрочем, подростковому возрасту вообще свойственно  сначала делать, а думать в лучшем случае потом. Мысли о завтра приходят с возрастом. Нормально плюнуть  на домашнее задание и отправиться  в гости. Подумаешь, двойка - не первая и не последняя. Но собственная жизнь-то, наверное, более значимая вещь. 

Самоубийство есть убийство - неважно, что действие совершается  собственной рукой. Нормальному  человеку трудно переступить запрет на убийство себе подобного (хотя запрещает  закон, на самом деле табу находится  внутри нас) Но направить орудие убийства против себя самого оказывается гораздо  легче, чем против другого - это так  называемая переадресованная агрессия. 

В повседневной жизни  самоубийство чаще всего - просто реакция  слабой натуры на сложности жизни, и  ничего героического и тем более, романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться  своей жизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими  его людьми и добровольно покидать их не может и не должен. 

Проблемы взаимоотношения  со сверстниками 

Одним из основных психологических  объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого  человека, что возникает, обычно в  качестве компенсации плохих отношений  со своими родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с  ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или  подругой становятся столь значимыми  и эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что  любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, уход к другому  воспринимается как невосполнимая  утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят "ситуативные самоубийства" - импульсивные, неподготовленные и  собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни. 

Проблемы в школе 

Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью  или плохими отношениями с  учителями и администрацией школы, реже с взаимоотношениями в классе. В наших школах, в отличие от японских, где перед каждой экзаменационной  сессией происходят десятки самоубийств  школьников, эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийств, но приводят к повышению уровня школьной тревожности, понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей обстановки. 

1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ  ПОДРОСТКОВ В ОКРУЖАЮЩЕМ СОЦИУМЕ 

Как отечественные, так и зарубежные исследователи  считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления "Я-концепции", стремления к социальному и личностному  самоопределению. 

Л.И. Божович подчеркивает, что стремление к новому, взрослому  положению, выход за пределы дозволенного дают подростку возможность дальнейшего  развития. Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения  могут возникнуть, если взрослые при  этом продолжают относиться к подростку  как к ребенку [82]. 

Многие исследователи  пришли к выводу, что подростковый возраст является тем периодом, когда  уже отчетливо выступает потребность  в самовоспитании и ведется активная работа над собой. Это возраст  личностного самоопределения, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоутверждении  подростка в среде взрослых. 

Сколько бы противоречий подросткового возраста не выделяли ученые, все сходятся в том, что  это возраст социализации (врастания  в мир человеческой культуры и  общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого "Я". 

Рассмотрение проблемы суицидального поведения подростка  через призму личностного самоопределения  позволяет выявить недостаточную  обученность подростка, его психическую  неподготовленность к соответствующему возрастным нормам, привычному для  данного социума способу взаимодействия с окружающей действительностью. 

Основой решения  проблемы самоопределения подростка  в окружающем социуме является представление  о ценностно-смысловой природе  личностного самоопределения. 

Для такого понимания  проблемы личностного самоопределения  следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это  уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают  Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для  личности "основная плоскость движения - нравственно-ценностная [29;122]. Подчеркнем еще несколько положений этих авторов (см. также Б.С.Братусь, П.И.Сидоров [14]), которые близки к пониманию  этих проблем М.Р.Гинзбургом и позволяют  лучше понять его подход е самоопределению. Итак, первый момент - это то, что  существование в мире смыслов  есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей  есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей  для формирования личности: "Исповедание  ценностей закрепляет единство и  самотождество личности, надолго  определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность [39, 39]. Ценность обретается личностью, поскольку ... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует" [24, 16] . Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий - выделяемые Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны. 

Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме  ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется  существенное, наиболее важное для  человека. Ценностные ориентации - это  устойчивые, инвариантные образования ("единицы") морального сознания - основные его идеи, понятия, "ценностные блоки", смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система  ценностных ориентаций выступает "свернутой" программой жизнедеятельности и  служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где  социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными  ценностно-мировоззренческими различиями является общение. 

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение  является центральным для так  называемого гуманистически-аксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных  ценностей; "область применения понятия  ценности - человеческий мир культуры и социальной действительности" [99, 37] 

Ценности - это обобщенные представления людей о целях  и нормах своего поведения, воплощающие  исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного  общества в целом, всего человечества - это существующие в сознании каждого  человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. В рамках этого подхода, как нам представляется, адекватно  решается вопрос о соотношении ценностей  и целей: "Ценность в первую очередь  является тем, что дает идеальной (т.е. реально еще не осуществленной) цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности, побудительную  силу" [29, 35] . Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания. "... целевая детерминация человеческой деятельности - это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей  насущной потребностью или долгом" [16, 35] . 

П.Герстманн указывает  на принципиальное различие в природе  элементов представления человека о своем будущем, из которого следует  и различие в их функции. Он различает  в составе жизненного плана два  типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности; эти цели стабильны. Реальные же цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов или неудач (Gerstmann P. по М.Р.Гинзбургу [21, 24]). Таким образом, Герстманн прямо указывает на связь жизненного плана с ценностями. 

Как мы видим, представление  о собственном будущем связано  с ценностями. Ценности, будучи по своей  природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к  роду (родовым человеческим способностям), тем самым, позволяя преодолеть конечность (временность) человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны  с представлением о смысле жизни [94], которое является одновременно и основание развития личности, и  его результатом отношения к  жизни. 

Итак, мы отметили, что  самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой  системы, в которой центральное  место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее, Теперь мы можем сформулировать эти связи  более конкретно. Определение человеком  себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем  самым - определение смысла своего существования. Определение себя как личности - личностное самоопределение - имеет  ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее. 

Представление о  ценностно-смысловой природе личностного  самоопределения является той основой, с позиции которой М.Р.Гинзбург подходит к решению этой проблемы в возрастном аспекте. А теперь рассмотрим те характеристики подросткового и  юношеского возрастов, которые дают основание для такого подхода. 

Нет такого исследования подросткового возраста, в котором  не подчеркивалось бы, что основной потребностью подростка является стремление занять определенное место в обществе, в жизни. Однако само по себе стремление занять определенное место в обществе вовсе не является специфической  особенностью подросткового возраста. Как следует из работ Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна, стремление занять новую социальную позицию характерно для всех межвозрастных  переходов и представляет собой, собственно, один из механизмов этих переходов. Специфику следует искать не в  самом стремлении к обретению  место в обществе (социальной позиции), но в качественных особенностях той  системы отношений, которая складывается в данном возрасте между ребенком и обществом. Специфика эта, помимо всего прочего, заключается также  и в том, что, как справедливо  отмечал еще П.П.Блонский, с каждым последующим возрастным этапом расширяется  круг общения ребенка; это означает, что расширяется адресат этого  общения, представленность в этом общении  общества как целого. Кроме того, меняются также его содержание и  средства. В старшем раннем юношеском  возрасте таким адресатом становится общество в целом; юноша выходит  на общение с обществом (шире - с  миром человеческой культуры) напрямую. 

Так, в работах  Д.И.Фельдштейна [62, 82] показано, что  подростковый возраст является сензитивным  для формирования мотивации общественно  полезной деятельности, т.е. деятельности, направленной на пользу всего общества. "Узловым рубежом" в социальном развитии личности является занятие  подростком позиции "Я и общество". Содержательно это означает, что  на этом уровне подростком решается проблема взаимоотношений себя и общества, определение себя в обществе и  через общество. А это, как мы показали, возможно только в области ценностей  и смыслов. Таким образом, на этом уровне задача решается как задача личностного самоопределения, утверждения  себя и возможность избежать ошибок расставания с жизнью. 

Сам факт обобщенного  характера юношеских устремлений, их связь с судьбами общества и  человечества в целом отмечались исследователями неоднократно. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни  вообще и собственного существования  в частности - заинтересованность "последними вопросами" (Ф.М.Достоевский) является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимо того, что эти  проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются - со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р.Гинзбурга, свидетельствует  об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - об его искажении [22]. 

Информация о работе Теоретические подходы к проблеме суицида среди подростков, отображенные в литературе