Теоретические подходы к проблеме суицида среди подростков, отображенные в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:55, реферат

Описание

Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения:
- пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни ("хорошо бы умереть");
- суицидальные замыслы ? это активная форма проявления суицидального поведения, то есть тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации.

Работа состоит из  1 файл

11.docx

— 76.74 Кб (Скачать документ)

Субшкалы опрoсника  СПА 

На втором этапе  соотношение баллов парных шкал по специальным формулам позволяет  вычислить интегральные показатели в процентах. 

Шкалы опросника  СПА ( интегральные показатели ) 

1. "Самоприятие" 

2. "Приятие других" 

3. "Эмоциональная  комфортность" 

4. "Интернальность" 

5. Стремление к  доминированию 

Опросник СПА был  выбран нами, т.к. позволяет получить на наш взгляд, более точные данные по изучаемым явлениям за счет большей  дифференцированности возможных вариантов  ответа и подсчета интегральных показателей. 

Интерпретация шкал. 

1. Шкала "Самоприятие". Отражает степень дружественности-враждебности  по отношению к собственному "Я". В содержательном плане шкала  на позитивном полюсе объединяет  одобрение себя в целом и  в существенных частностях, доверие  к себе и позитивную самооценку. На негативном полюсе - видение  в себе по преимуществу недостатков,  низку. самооценку, готовность к  самообвинению. 

2. Шкала "Приятие  других". Отражает уровень дружественности-враждебности  к окружающим людям, к миру. На позитивном полюсе - это принятие  людей, одобрение их жизни и  отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих; на негативном полюсе - критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе. 

3. Шкала "Эмоциональная  комфортность". Отражает характер  преобладающих эмоций в жизни  испытуемого. На позитивном плане  - это преобладание положительных  эмоций, ощущение благополучия своей  жизни; на негативном - наличие  выраженных отрицательных эмоциональных  состояний, мысли о смерти. 

4. Шкала Интернальность. Отражает в какой степени человек  ощущает себя активным объектом  собственной деятельности, и в  какой - пассивным объектом действия  других людей и внешних обстоятельств.  Высокие значения говорят о  том, что человек полагает, что  происходящие с ним события  являются результатом его деятельности. Низкие баллы - человек полагает, что происходящие ним события  являются результатом действия  внешних сил (случая, других людей  и т.д.). 

5. Шкала "Стремление  к доминированию". Отражает степень  стремления человека доминировать  в межличностных отношениях. Высокие  показатели говорят о склонности  подавлять другого человека, чувствовать  превосходство над другими. Низкие  показатели - склонность к подчинению, мягкость, покорность. 

Чтобы определить ведущие  показатели личностного самоопределения  в ранней юности мы выявляли значимость показателей осмысленности жизни (тест СЖО) и показателей адаптированности-дезадаптированности  в межличностных отношениях (опросник СПА) как движущих сил развития личности в этот период. 

Теперь мы переходим  к описанию методик, которые использовались в нашем исследовании для изучения Я-концепции. 

Определим те показатели, по которым мы оценивали содержание структурных составляющих Я-концепции. 

Когнитивная составляющая Я-концепции (образ Я). 

Показатели по методике ЛД позволяют получить данные самоописаний выраженности в образе Я юношей и  девушек 21 личностных качеств. которые  соответствуют трем классическими  факторам семантического дифференциала  Ч.Осгуда : оценки, силы и активности. 

Методика ПП позволяет  более полно изучить содержательные характеристики образа Я, через данные оценок выраженности у себя 16-ти личностных качеств. 

Методика Т.Лири позволяет  провести более углубленную диагностику  тех характеристик образа Я, которые  касаются межличностных отношений. Оценка представления о себе производится по восьми шкалам, соответствующим  восьми типам отношения к окружающим: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический. 

Оценочная составляющая Я-концепции (самооценка) выявлялась по показателю шкалы "Самоприятие" (опросник СПА), которая отражает степень дружественности-враждебности к собственному "я". Также по фактору оценки (методика ЛД) мы могли  судить об уровне самоуважения. 

Поведенческая составляющая Я-концепции. Не имея возможности непосредственно  проанализировать поведение испытуемых (в ходе наблюдения), исследование поведенческой  составляющей Я-концепции мы осуществляли через изучение установок личности, которые нашли отражение в  показателях по шкалам "Принятие других" (опросник СПА), "Доминирование-подчинение" и "Дружелюбность-агрессивность" (методика Т.Лири ). Кроме того, некоторые  характеристики Я-концепции по методике ПП предполагают оценку своего поведения. 

Методика личностного  дифференциала 

Методика личностного  дифференциала (ЛД) разработана по принципу семантическго дифференциала Ч.Осгуда на базе современного русского языка  и отражает сформировавшиеся в нашей  культуру представления о структуре  личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института  им. В.М.Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и  валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. 

ЛД используется во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого  к себе или другим людям. В этом отношении ЛД с двумя другими  категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками  и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. 

В ЛД отобрана 21 личностная черта, представленные в виде антонимичных пар. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми  с инструкцией оценить самих  себя по отобранным чертам личности ( 7-балльные шкалы). 

Методика " Полярные профили" 

Данная методика создавалась по распрастраненному  в экспериментальной психологии методу полярных профилей, принцип  которого был также использован  при создании методики ЛД. Достоинством методики ПП является возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания со стороны экспериментатора. В нашем  исследовании мы воспользовались вариантом, предложенным Н.Р.Битяновой [9] . 

Данный вариант  методики ПП содержит 16 антонимичных пар  личностных качеств, каждая из которых  выступает как отдельная шкала  в нашем исследовании. Шкалы ПП заполнялись испытуемыми с инструкцией  оценить степень выраженности своих  личностных качеств ( по 10-балльной шкале). 

Методика Т.Лири 

Методика создана  Т.Лири, Г.Лефорджем, Р.Сазеком в 1954 году и предназначена для исследования представлений о себе и идеальном "Я". С помощью данной методики можно выявить преобладающий  тип отношений к людям в  самооценке и взаимооценке. 

Общее впечатление  о человеке и человека о самом  себе в процессе межличностных отношений  наиболее часто определяют два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В том круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь  эти секторы разделены на восемь октант - соответственно более частным  отношениям, которые определенным образом  ориентированы относительно двух главных  осей. 

Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе  результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь  этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминирует вертикальная (доминирование-подчинение) или горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность интерперсонального поведения. 

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых  в каждом из восьми типов отношений  образуются 16 пунктов, упорядоченных  по восходящей интенсивности. При обработке  подсчитывается количество отношений  каждого типа. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена  на четыре степени выраженности отношения: 

0 - 4 балла - низкая  адаптивное поведение 

5 - 8 баллов - умеренная 

9 - 12 баллов - высокая  экстремальное поведение 

13 - 16 баллов - экстремальная  до патологии 

В результате проводится подсчет баллов по каждой октанте (шкале) с помощью специального ключа  к опроснику. 

По специальным  формулам определяется показатели по двум основным факторам : доминирование  и дружелюбие. 

Доминирование = ( 1 - 4) + 0,7 * ( 8 - 2 - 4 - 6 ); 

Дружелюбие = ( 7 - 3) + 0,7* (8 - 2 - 4 + 6). 

Типы отношения  к окружающим (шкалы) 

Т.Лири предлагал  использовать методику для оценки поведения  людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, описания своего идеального "я". В соответствии с уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. 

В нашем исследовании мы использовали методику Т.Лири для  выявления у испытуемых представления  о себе. Инструкция: " Сейчас я  буду зачитывать ряд суждений касающихся характера человека, его взаимоотношений  с окружающими людьми. Поставьте  на бланке ответов знак "+" против номеров тех определений, которые  соответствуют Вашему представлению  о себе и знак "-" против номеров  тех утверждений, которые не соответствуют  Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, то ставьте  знак "-")". 

Данная методика позволяет провести более углубленную  диагностику тех характеристик  Я-концепции, которые касаются межличностных  отношений. Мы включили данную методику в наше исследование, с учетом того, что в старшем подростковом и  раннем юношеском возрасте общение  обретает важное значение для развития личности. 

Перейдем к описанию этих методик и интерпретации  их показателей.росли в семьях, в  которых один из родителей или  умер, или покинул семью. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Амбраумова А.Г.  Анализ состояний психического  кризиса и их динамика // Психологический  журнал-Т.6 - №6 -1985 - С.107-115. 

2. Алексина Т.А., Донченко  А.П. Нравственный смысл жизни  в аспекте личностного времени  // Научные доклады высшей школы.  Философские науки, 2003, №3. С.43-52. 

3. Алешина Ю.Е., Гозман  Л.Я., Дубровская Е.С. Социально-психологические  методы исследования. М., 2002. С. 91-114. 

4. Ананьев Б.Г.  Человек как предмет познания. Л.,1968. 

5. Ананьев Б.Г.  К постановке проблемы развития  детского самосознания.- Изв.АПН  РСФСР, вып.18.18,М.,1948. 

6. Бахур В.Т. Это  неповторимое "Я". М.,2002. 

7. Бердяев М. О  самоубийстве.- М., 1992. 

8. Бернс Р. Развитие  Я-концепции и воспитание.М.,2004. 

9. Битянова Н.Р.  Психология личностного роста.  М., 2005. 

10. Бодалев А.А  Восприятие и понимание человека  человеком.М.,2002 

11. Божович Л.И.  Личность и ее формирование  в детском возрасте.М.,2000. 

12. Божович Л.И., Славина  Л.С. Психическое развитие школьника  и его воспитание. М.,2000. 

13. Бороздина Л.В.  Притязания личности и самооценка // Вестник МГУ, серия 14, №3,2001. 

14. Братусь Б.С.  О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. 2002. №2.С.121-124. 

15. Визгин А.В., Столин  Т.В. Внутренний диалог и самоотношение  // Психологический журнал, 2003. №6. 

16. Возрастная и  педагогическая психология/ под  ред. А.В.Петровского. М.2000. 

17. Войцех В.Ф. К  проблеме суицидального поведения.  Материалы XIII съезда психиатров  России. М., 2000. 

18. Выготский Л.С.  Педология подростка: проблемы  возраста// Собр.соч.: в 6 т. Т.4.С. 5-220; С. т .,1983. 244-269. 

19. Гегель Г. Философия  духа. - Соч., М.,1956. Т.3. 

20. Гживак-Качинська  М. Руководство по методу Роршаха. - М., 2000-128 с. 

21. Гинзбург М.Р.  Личностное самоопределение как  психологическая проблема // Вопросы  психологии, 1999, №2. 

22. Гинзбург М.Р.  Психологическое содержание личностного  самоопределения // Вопросы психологии, 2000, №3. 

Информация о работе Теоретические подходы к проблеме суицида среди подростков, отображенные в литературе