Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:55, реферат
Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения:
- пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни ("хорошо бы умереть");
- суицидальные замыслы ? это активная форма проявления суицидального поведения, то есть тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации.
Субшкалы опрoсника
СПА
На втором этапе
соотношение баллов парных шкал по
специальным формулам позволяет
вычислить интегральные показатели
в процентах.
Шкалы опросника
СПА ( интегральные показатели )
1. "Самоприятие"
2. "Приятие других"
3. "Эмоциональная
комфортность"
4. "Интернальность"
5. Стремление к
доминированию
Опросник СПА был
выбран нами, т.к. позволяет получить
на наш взгляд, более точные данные
по изучаемым явлениям за счет большей
дифференцированности возможных вариантов
ответа и подсчета интегральных показателей.
Интерпретация шкал.
1. Шкала "Самоприятие".
Отражает степень
2. Шкала "Приятие
других". Отражает уровень
3. Шкала "Эмоциональная
комфортность". Отражает характер
преобладающих эмоций в жизни
испытуемого. На позитивном
4. Шкала Интернальность.
Отражает в какой степени
5. Шкала "Стремление
к доминированию". Отражает степень
стремления человека
Чтобы определить ведущие
показатели личностного самоопределения
в ранней юности мы выявляли значимость
показателей осмысленности
Теперь мы переходим
к описанию методик, которые использовались
в нашем исследовании для изучения
Я-концепции.
Определим те показатели,
по которым мы оценивали содержание
структурных составляющих Я-концепции.
Когнитивная составляющая
Я-концепции (образ Я).
Показатели по методике
ЛД позволяют получить данные самоописаний
выраженности в образе Я юношей и
девушек 21 личностных качеств. которые
соответствуют трем классическими
факторам семантического дифференциала
Ч.Осгуда : оценки, силы и активности.
Методика ПП позволяет
более полно изучить
Методика Т.Лири позволяет
провести более углубленную диагностику
тех характеристик образа Я, которые
касаются межличностных отношений.
Оценка представления о себе производится
по восьми шкалам, соответствующим
восьми типам отношения к окружающим:
авторитарный, эгоистичный, агрессивный,
подозрительный, подчиняемый, зависимый,
дружелюбный, альтруистический.
Оценочная составляющая
Я-концепции (самооценка) выявлялась по
показателю шкалы "Самоприятие" (опросник
СПА), которая отражает степень дружественности-
Поведенческая составляющая
Я-концепции. Не имея возможности непосредственно
проанализировать поведение испытуемых
(в ходе наблюдения), исследование поведенческой
составляющей Я-концепции мы осуществляли
через изучение установок личности,
которые нашли отражение в
показателях по шкалам "Принятие
других" (опросник СПА), "Доминирование-подчинение"
и "Дружелюбность-агрессивность"
(методика Т.Лири ). Кроме того, некоторые
характеристики Я-концепции по методике
ПП предполагают оценку своего поведения.
Методика личностного
дифференциала
Методика личностного
дифференциала (ЛД) разработана по принципу
семантическго дифференциала Ч.
ЛД используется
во всех тех случаях, когда необходимо
получить информацию о субъективных
аспектах отношений испытуемого
к себе или другим людям. В этом
отношении ЛД с двумя другими
категориями
В ЛД отобрана 21 личностная
черта, представленные в виде антонимичных
пар. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми
с инструкцией оценить самих
себя по отобранным чертам личности ( 7-балльные
шкалы).
Методика " Полярные
профили"
Данная методика
создавалась по распрастраненному
в экспериментальной психологии
методу полярных профилей, принцип
которого был также использован
при создании методики ЛД. Достоинством
методики ПП является возможность самостоятельного
выбора личностных качеств для оценивания
со стороны экспериментатора. В нашем
исследовании мы воспользовались вариантом,
предложенным Н.Р.Битяновой [9] .
Данный вариант
методики ПП содержит 16 антонимичных пар
личностных качеств, каждая из которых
выступает как отдельная шкала
в нашем исследовании. Шкалы ПП
заполнялись испытуемыми с
Методика Т.Лири
Методика создана
Т.Лири, Г.Лефорджем, Р.Сазеком в 1954 году
и предназначена для
Общее впечатление
о человеке и человека о самом
себе в процессе межличностных отношений
наиболее часто определяют два фактора:
доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность.
Для представления основных социальных
ориентаций Т.Лири разработал условную
схему в виде круга, разделенного
на секторы. В том круге по горизонтальной
и вертикальной осям обозначены четыре
ориентации: доминирование-подчинение,
дружелюбие-враждебность. В свою очередь
эти секторы разделены на восемь
октант - соответственно более частным
отношениям, которые определенным образом
ориентированы относительно двух главных
осей.
Схема Т.Лири основана
на предположении, что чем ближе
результаты испытуемого к центру
окружности, тем сильнее взаимосвязь
этих двух переменных. Сумма баллов
каждой ориентации переводится в индекс,
где доминирует вертикальная (доминирование-подчинение)
или горизонтальная (дружелюбие-враждебность)
оси. Расстояние полученных показателей
от центра окружности указывает на адаптированность
или экстремальность интерперсонального
поведения.
Опросник содержит
128 оценочных суждений, из которых
в каждом из восьми типов отношений
образуются 16 пунктов, упорядоченных
по восходящей интенсивности. При обработке
подсчитывается количество отношений
каждого типа. Максимальная оценка
уровня - 16 баллов, но она разделена
на четыре степени выраженности отношения:
0 - 4 балла - низкая
адаптивное поведение
5 - 8 баллов - умеренная
9 - 12 баллов - высокая
экстремальное поведение
13 - 16 баллов - экстремальная
до патологии
В результате проводится
подсчет баллов по каждой октанте (шкале)
с помощью специального ключа
к опроснику.
По специальным
формулам определяется показатели по
двум основным факторам : доминирование
и дружелюбие.
Доминирование = ( 1 -
4) + 0,7 * ( 8 - 2 - 4 - 6 );
Дружелюбие = ( 7 - 3) + 0,7*
(8 - 2 - 4 + 6).
Типы отношения
к окружающим (шкалы)
Т.Лири предлагал
использовать методику для оценки поведения
людей, т.е. поведения в оценке окружающих
("со стороны"), для самооценки,
оценки близких людей, описания своего
идеального "я". В соответствии
с уровнями диагностики меняется
инструкция для ответа.
В нашем исследовании
мы использовали методику Т.Лири для
выявления у испытуемых представления
о себе. Инструкция: " Сейчас я
буду зачитывать ряд суждений касающихся
характера человека, его взаимоотношений
с окружающими людьми. Поставьте
на бланке ответов знак "+" против
номеров тех определений, которые
соответствуют Вашему представлению
о себе и знак "-" против номеров
тех утверждений, которые не соответствуют
Вашему представлению о себе (если
нет полной уверенности, то ставьте
знак "-")".
Данная методика
позволяет провести более углубленную
диагностику тех характеристик
Я-концепции, которые касаются межличностных
отношений. Мы включили данную методику
в наше исследование, с учетом того,
что в старшем подростковом и
раннем юношеском возрасте общение
обретает важное значение для развития
личности.
Перейдем к описанию
этих методик и интерпретации
их показателей.росли в семьях, в
которых один из родителей или
умер, или покинул семью. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Амбраумова А.Г.
Анализ состояний психического
кризиса и их динамика // Психологический
журнал-Т.6 - №6 -1985 - С.107-115.
2. Алексина Т.А., Донченко
А.П. Нравственный смысл жизни
в аспекте личностного времени
// Научные доклады высшей школы.
Философские науки, 2003, №3. С.43-52.
3. Алешина Ю.Е., Гозман
Л.Я., Дубровская Е.С. Социально-
4. Ананьев Б.Г.
Человек как предмет познания.
Л.,1968.
5. Ананьев Б.Г.
К постановке проблемы
6. Бахур В.Т. Это
неповторимое "Я". М.,2002.
7. Бердяев М. О
самоубийстве.- М., 1992.
8. Бернс Р. Развитие
Я-концепции и воспитание.М.,
9. Битянова Н.Р.
Психология личностного роста.
М., 2005.
10. Бодалев А.А
Восприятие и понимание
11. Божович Л.И.
Личность и ее формирование
в детском возрасте.М.,2000.
12. Божович Л.И., Славина
Л.С. Психическое развитие
13. Бороздина Л.В.
Притязания личности и
14. Братусь Б.С.
О механизмах целеполагания //
Вопросы психологии. 2002. №2.С.121-124.
15. Визгин А.В., Столин
Т.В. Внутренний диалог и
16. Возрастная и
педагогическая психология/ под
ред. А.В.Петровского. М.2000.
17. Войцех В.Ф. К
проблеме суицидального
18. Выготский Л.С.
Педология подростка: проблемы
возраста// Собр.соч.: в 6 т. Т.4.С. 5-220;
С. т .,1983. 244-269.
19. Гегель Г. Философия
духа. - Соч., М.,1956. Т.3.
20. Гживак-Качинська
М. Руководство по методу
21. Гинзбург М.Р.
Личностное самоопределение
22. Гинзбург М.Р.
Психологическое содержание