Теоретические подходы к проблеме суицида среди подростков, отображенные в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:55, реферат

Описание

Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения:
- пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни ("хорошо бы умереть");
- суицидальные замыслы ? это активная форма проявления суицидального поведения, то есть тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации.

Работа состоит из  1 файл

11.docx

— 76.74 Кб (Скачать документ)

- Агрессивность. 

- Возбудимость. 

- Эмоциональная неустойчивость. 

Суицидогенные факторы 

Могут играть роль "последней  капли". 

· Межличностные  конфликты, нарушение межличностных  отношений, неудачи во взаимоотношениях с представителями противоположного пола, предательство близкого человека, одиночество, желание вызвать сочувствие, подражание сверстникам или любимым  героям, несчастная любовь. 

· Распад семьи, развод родителей, отсутствие сочувствия его  переживаниям родных и близких людей, боязнь быть наказанным за проступок  или прегрешение, действительная или  мнимая утрата родительской любви, пьянство родителей, частые конфликты в семье, жестокое обращение, страх осуждения. 

· Конфликт с учителем. 

· Смерть близкого человека. 

· Физическое, моральное, сексуальное насилие, незаслуженное  оскорбление, травли среды. 

· Конфликты самооценки, возвышенная романтичность (психотравма  при соприкосновении с реальностью), "философская интоксикация", кризис утраты смысла жизни. 

· Физические уродства, сильные физические боли, связанные  с болезнью. 

· Акцентуации характера (шизоидная, психастеническая, лабильная, сенситивная, истероидная). 

· Психические заболевания (неврозы, депрессия, тревога, мрачное  настроение, психопатии, шизофрения). 

· Суицид в анамнезе, генетическая предрасположенность, родственник  или знакомый человек, совершивший  суицид; 

· Употребление алкоголя, наркотиков, токсическое отравление. 

Условия воспитания и обучения и формирующиеся в  их процессе психологические особенности  личности определяют спектр значимых психотравмирующих ситуаций, клиническую  картину дезадаптационных форм психического приспособления и стратегию поведения  в условиях стресса. 

Ортодоксальные установки  в семье, школе, практика наказаний (жестоких, унизительных), отсутствие эмоциональных  связей способствуют суициду ребёнка  на высоте аффекта. Типичными для  суицидов детского возраста являются реакции бегства, завершающиеся  отравлением, повешением, выбрасыванием  из окна, применением огнестрела, утоплением. 

Признаки суицидального  поведения 

· Словесные 

Сообщения о чувстве  беспомощности, безнадёжности. Слова  о прощании с жизнью ("последний  раз сижу за этой партой"), шутки  о желании умереть. Сообщения  о конкретном плане или методе самоубийства. Слова благодарности. Медленная, вялотекущая, маловыразительная  речь. Самообвинения, обвинения других людей. 

· Эмоциональные 

Плач, всхлипывания, долгие паузы, с усилием проговариваемые  слова. Переживание горя, чувства  вины, неудачи, поражения, чувство собственной  малозначимости, мнимые или реальные опасения, страхи. Выраженная растерянность, импульсивные действия. 

· Поведенческие 

Внезапные немотивированные изменения в поведении, которые  отделяют ребёнка от значимых для  него людей или дел. Склонность к  опрометчивым безрассудным поступкам, связанным с риском для жизни или здоровья. Склонность к применению алкоголя, наркотиков. Расставание с любимыми вещами (любил свою собаку - подарил, "Зачем она мне теперь?"). Недостаток сна, повышенная сонливость. Ухудшение, улучшение аппетита. Изменение отношения к внешнему виду: неряшливость, педантичность. Жалобы на физическое недомогание, упадок сил. Приведение в порядок всех дел. 

Знаки, сигнализирующие  о намерении ребёнка 

· Заметная перемена в обычных манерах поведения. 

· Недостаток сна, повышенная сонливость. 

· Ухудшение, улучшение  аппетита. 

· Признаки беспокойства. 

· Признаки вечной усталости. 

· Неряшливый внешний  вид или педантичное отношение  к внешнему виду. 

· Усиление жалоб  на физическое недомогание. 

· Склонность к быстрой  перемене настроения. 

· Отдаление от семьи, друзей. 

· Упадок энергии. 

· Отказ от работы в клубах, кружках. 

· Излишний риск в  поступках. 

· Поглощённость  мыслями о смерти или загробной  жизни. 

· Необычные вспышки  раздражительности или любвеобильности. 

· Усиленное чувство  тревоги. 

· Выраженная безнадёжность. 

· Приобщение к алкоголю, наркотикам, усиление их потребления. 

· Раздача в дар  ценного имущества. 

· Приведение в порядок  всех дел. 

· Разговоры о  собственных похоронах. 

· Составление записки  об уходе из жизни. 

· Словесные заявления: "Ненавижу жизнь", "Они пожалеют, о том, что мне сделали", "Не могу больше этого выносить", "Я  покончу с собой", "Никому я  не нужен", "Это выше моих сил". 

Поведение может  меняться постепенно или внезапно. 

Источник негативных переживаний подростка 

Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную  сферу для срыва у подростков. Исследования психологов, показали, что  негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых. Согласно данным исследования психологов главный источник негативных переживаний - семейные конфликты. 

Важная причина  подростковых переживаний - частые наказания  детей. 

Частые наказания  провоцируют развитие лживости как  средства скрыть проступок. Досаждает  подросткам и неумелое морализаторство  родителей. 

Проблемы с родителями 

В семьях с нормальными  взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем  поговорить. 

Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка - это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем  жить? 

Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Как  ей помочь, он не знал, а оставить все  как есть, не мог. Для него самоубийство казалось единственным возможным выходом  из создавшейся ситуации. 

Если вовремя вызовут "скорую" самоубийцы попадают в  больницу, где на них смотрят не как на обычных пациентов, которым  нужно просто спасти жизнь, а как  на одного из суицидентов, которому нужно  помочь вернуться к нормальному  существованию. Этим занимается психиатр. Он разделяет своих пациентов  на совершивших истинное самоубийство и демонстративное. 

Шантажный суицид - это  что-то вроде самоубийства понарошку. Когда подросток точно знает, что его спасут и цель - не проститься с жизнью, а чего-либо добиться своей  выходкой. К примеру, вернуть парня, вызвав у него чувство вины. А  если не вернется, то хоть окружающие пожалеют. 

Итог этой игры - реанимация. По счастью для большинства "шантажистов" достаточной эмоциональной встряской  становится атмосфера больницы. Тех, для кого самоубийство было осознанным решением ухода из жизни, больничные ужасы убедить не могут. Для таких  людей вовремя приехавшая "Скорая" - не подарок судьбы, а лишь отсрочка. По статистике, треть самоубийц в  течение года повторяют свою попытку. И на этот раз - в более жесткой  форме. 

Отношения родителей  с детьми зачастую не строятся на том  фундаменте открытых, полностью искренних  эмоционально-теплых отношений, которые  являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. И не случайно, что многие попытки  суицида у молодых рассматриваются  психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка  привлечь внимание родителей к своим  проблемам, пробить стену непонимания  между младшим и старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом - ведь около половины подростков, совершивших  попытки самоубийств, выРаспад семьи, впрочем, является мощным фактором, связанным  с самоубийствами, и у взрослых. Среди одиноких, холостых и особенно разведенных гораздо чаще встречаются  добровольные уходы из жизни. В большей  степени незащищенными в этом плане являются мужчины. 
 

"Интересно, что  молодых (в возрасте 15-19 лет), наоборот, ранние браки не спасают от  уменьшения риска суицида - по  данным американских авторов,  среди женатых юношей в 1,5, а  среди замужних девушек в 1,7 раз процент самоубийств выше, чем у их несемейных сверстников.  Это связано прежде всего с  тем, что "молодые" браки  чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить  какие-то другие, не относящиеся  к браку проблемы, например, избавиться  от невыносимой обстановки в  семье родителей." [53]. 

Ошибки семейного  воспитания 

1. Вольно или нет  провоцировать в ребёнке чувство  вины. "Ты меня огорчаешь своим  поведением и оценками", "мы  не поедем летом на море, потому  что у тебя двойки". Некоторые  родители не упускают случая, чтобы объяснить своему ребёнку,  как сильно он виноват в  вашем плохом настроении, сколько  страданий им доставил. Если бы  не он, всё было бы прекрасно,  и только он расстроил все  планы. Таким образом, воспитывается  человек, который станет заниматься  самоедством. Он взвалит всю  вину за себя или протранслирует  её обобщённо: "Я умру, а вы  все останетесь виноватыми!". 

2. Жёстко контролировать  поведение, распорядок дня, учёбу  и, даже, настроение ребёнка. Нередко  родители берут на себя ответственность  за малейшие эмоциональные переживания  своего ребёнка. "Он плачет  или устал - значит, мы не создали  ему комфортных условий". В  результате вырастают дети, не  умеющие отвечать за себя и  последствия своих поступков.  Чувство беспомощности при таком  типе воспитания нередко становится  причиной самоубийства. 

3. Относиться к  ребёнку, как к своей последней  игрушке. Это свойственно родителям,  которые не доиграли в собственном  детстве. "Зачем ему учиться  - он ещё такой маленький? Зачем  ему заниматься спортом - он  такой слабый? Зато он такой  славный!". Это приводит к тому, что дети не научаются предвосхищать  и планировать события, ставить  себе цели и идти к ним. 

4. Стараться объяснять  все события в жизни ребёнка  внешними причинами, игнорируя  возможность самого человека  быть хозяином своей судьбы  и чувств. Подобное воспитание  порождает зависимость эмоциональных  состояний от внешней среды  и полное неумение справляться  с трудностями самостоятельно. 

5. Постоянно оберегать  ребёнка от ошибок. В результате  мотивация избегания станет доминировать  у него над мотиваций достижения. Одни люди, как известно, стремятся  достигнуть большего, а другие - боятся  совершить ошибку. Страх ошибки  приводит к потере перспективного  взгляда на будущее и, как  следствие, потере смысла жизни. 

Таким образом, отметим, что случайных самоубийц не бывает. Над каждым в течение 10-15 лет упорно работает окружение (родители, родственники). Издержки воспитания не смертельный  диагноз. Стоит вовремя заметить свои ошибки и изменить свою жизнь  самостоятельно или с помощью  психолога. 

Несчастная любовь 

Надписи на партах "Саша + Маша = Любовь", ситуация "я его  люблю, а он меня нет". Нередкие проявления неразделенной любви в подростковом возрасте. У подростков нет еще  опыта взрослых, что все проходит, "один бросил, десять подберут". Нет  и каких-то зацепок, удерживающих в  жизни даже после серьезной эмоциональной  встряски: дети, работа, мнение друзей, коллег. Какое все это может  иметь значение, когда потерян  самый близкий человек? Первый человек, который тебя понимал, был рядом, был тебе нужен. 

Информация о работе Теоретические подходы к проблеме суицида среди подростков, отображенные в литературе