Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:55, реферат
Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения:
- пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни ("хорошо бы умереть");
- суицидальные замыслы ? это активная форма проявления суицидального поведения, то есть тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации.
- Агрессивность.
- Возбудимость.
- Эмоциональная неустойчивость.
Суицидогенные факторы
Могут играть роль "последней
капли".
· Межличностные
конфликты, нарушение межличностных
отношений, неудачи во взаимоотношениях
с представителями
· Распад семьи, развод
родителей, отсутствие сочувствия его
переживаниям родных и близких людей,
боязнь быть наказанным за проступок
или прегрешение, действительная или
мнимая утрата родительской любви, пьянство
родителей, частые конфликты в семье,
жестокое обращение, страх осуждения.
· Конфликт с учителем.
· Смерть близкого человека.
· Физическое, моральное,
сексуальное насилие, незаслуженное
оскорбление, травли среды.
· Конфликты самооценки,
возвышенная романтичность (психотравма
при соприкосновении с
· Физические уродства,
сильные физические боли, связанные
с болезнью.
· Акцентуации характера
(шизоидная, психастеническая, лабильная,
сенситивная, истероидная).
· Психические заболевания
(неврозы, депрессия, тревога, мрачное
настроение, психопатии, шизофрения).
· Суицид в анамнезе,
генетическая предрасположенность, родственник
или знакомый человек, совершивший
суицид;
· Употребление алкоголя,
наркотиков, токсическое отравление.
Условия воспитания
и обучения и формирующиеся в
их процессе психологические особенности
личности определяют спектр значимых
психотравмирующих ситуаций, клиническую
картину дезадаптационных форм психического
приспособления и стратегию поведения
в условиях стресса.
Ортодоксальные установки
в семье, школе, практика наказаний
(жестоких, унизительных), отсутствие эмоциональных
связей способствуют суициду ребёнка
на высоте аффекта. Типичными для
суицидов детского возраста являются
реакции бегства, завершающиеся
отравлением, повешением, выбрасыванием
из окна, применением огнестрела, утоплением.
Признаки суицидального
поведения
· Словесные
Сообщения о чувстве
беспомощности, безнадёжности. Слова
о прощании с жизнью ("последний
раз сижу за этой партой"), шутки
о желании умереть. Сообщения
о конкретном плане или методе
самоубийства. Слова благодарности.
Медленная, вялотекущая, маловыразительная
речь. Самообвинения, обвинения других
людей.
· Эмоциональные
Плач, всхлипывания,
долгие паузы, с усилием проговариваемые
слова. Переживание горя, чувства
вины, неудачи, поражения, чувство собственной
малозначимости, мнимые или реальные
опасения, страхи. Выраженная растерянность,
импульсивные действия.
· Поведенческие
Внезапные немотивированные
изменения в поведении, которые
отделяют ребёнка от значимых для
него людей или дел. Склонность к
опрометчивым безрассудным поступкам,
связанным с риском для жизни или
здоровья. Склонность к применению алкоголя,
наркотиков. Расставание с любимыми вещами
(любил свою собаку - подарил, "Зачем
она мне теперь?"). Недостаток сна, повышенная
сонливость. Ухудшение, улучшение аппетита.
Изменение отношения к внешнему виду:
неряшливость, педантичность. Жалобы на
физическое недомогание, упадок сил. Приведение
в порядок всех дел.
Знаки, сигнализирующие
о намерении ребёнка
· Заметная перемена
в обычных манерах поведения.
· Недостаток сна, повышенная
сонливость.
· Ухудшение, улучшение
аппетита.
· Признаки беспокойства.
· Признаки вечной усталости.
· Неряшливый внешний
вид или педантичное отношение
к внешнему виду.
· Усиление жалоб
на физическое недомогание.
· Склонность к быстрой
перемене настроения.
· Отдаление от семьи,
друзей.
· Упадок энергии.
· Отказ от работы
в клубах, кружках.
· Излишний риск в
поступках.
· Поглощённость
мыслями о смерти или загробной
жизни.
· Необычные вспышки
раздражительности или
· Усиленное чувство
тревоги.
· Выраженная безнадёжность.
· Приобщение к алкоголю,
наркотикам, усиление их потребления.
· Раздача в дар
ценного имущества.
· Приведение в порядок
всех дел.
· Разговоры о
собственных похоронах.
· Составление записки
об уходе из жизни.
· Словесные заявления:
"Ненавижу жизнь", "Они пожалеют,
о том, что мне сделали", "Не
могу больше этого выносить", "Я
покончу с собой", "Никому я
не нужен", "Это выше моих сил".
Поведение может
меняться постепенно или внезапно.
Источник негативных
переживаний подростка
Накапливание негативных
переживаний может создать
Важная причина
подростковых переживаний - частые наказания
детей.
Частые наказания
провоцируют развитие лживости как
средства скрыть проступок. Досаждает
подросткам и неумелое морализаторство
родителей.
Проблемы с родителями
В семьях с нормальными
взаимоотношениями суицида не происходит.
Ни на любовной почве, ни на какой другой.
Потому что ребенку есть с кем
поговорить.
Иногда родители
становятся главной причиной самоубийства.
Дом подростка - это модель мира.
А если мир так ужасен, как бывает
иногда обстановка в семье, то зачем
жить?
Один мальчик не
смог вынести регулярного зрелища,
как пьяный отец избивает мать. Как
ей помочь, он не знал, а оставить все
как есть, не мог. Для него самоубийство
казалось единственным возможным выходом
из создавшейся ситуации.
Если вовремя вызовут
"скорую" самоубийцы попадают в
больницу, где на них смотрят не
как на обычных пациентов, которым
нужно просто спасти жизнь, а как
на одного из суицидентов, которому нужно
помочь вернуться к нормальному
существованию. Этим занимается психиатр.
Он разделяет своих пациентов
на совершивших истинное самоубийство
и демонстративное.
Шантажный суицид - это
что-то вроде самоубийства понарошку.
Когда подросток точно знает,
что его спасут и цель - не проститься
с жизнью, а чего-либо добиться своей
выходкой. К примеру, вернуть парня,
вызвав у него чувство вины. А
если не вернется, то хоть окружающие пожалеют.
Итог этой игры - реанимация.
По счастью для большинства "шантажистов"
достаточной эмоциональной
Отношения родителей
с детьми зачастую не строятся на том
фундаменте открытых, полностью искренних
эмоционально-теплых отношений, которые
являются надежной защитой от многих,
иногда суровых испытаний, с которыми
встречается подрастающее поколение.
И не случайно, что многие попытки
суицида у молодых
"Интересно, что
молодых (в возрасте 15-19 лет), наоборот,
ранние браки не спасают от
уменьшения риска суицида - по
данным американских авторов,
среди женатых юношей в 1,5, а
среди замужних девушек в 1,7
раз процент самоубийств выше,
чем у их несемейных
Ошибки семейного
воспитания
1. Вольно или нет
провоцировать в ребёнке
2. Жёстко контролировать
поведение, распорядок дня,
3. Относиться к
ребёнку, как к своей
4. Стараться объяснять
все события в жизни ребёнка
внешними причинами, игнорируя
возможность самого человека
быть хозяином своей судьбы
и чувств. Подобное воспитание
порождает зависимость
5. Постоянно оберегать
ребёнка от ошибок. В результате
мотивация избегания станет
Таким образом, отметим,
что случайных самоубийц не бывает.
Над каждым в течение 10-15 лет упорно
работает окружение (родители, родственники).
Издержки воспитания не смертельный
диагноз. Стоит вовремя заметить
свои ошибки и изменить свою жизнь
самостоятельно или с помощью
психолога.
Несчастная любовь
Надписи на партах "Саша
+ Маша = Любовь", ситуация "я его
люблю, а он меня нет". Нередкие проявления
неразделенной любви в