Теоретические подходы к проблеме суицида среди подростков, отображенные в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:55, реферат

Описание

Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения:
- пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни ("хорошо бы умереть");
- суицидальные замыслы ? это активная форма проявления суицидального поведения, то есть тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации.

Работа состоит из  1 файл

11.docx

— 76.74 Кб (Скачать документ)

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей  форме проявляется ценностно-смысловая  природа личностного самоопределения. Если же смысл в жизни отсутствует, подросток не может адаптироваться к социуму. Потеря потребности в  смысле жизни не характеризует взрослые формы поведения и потому не может  быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого "Я". Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком  смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека [94]. Потребность  в смысле жизни, считает К.Обуховский, образует тот "узел", который позволяет  человеку, во-первых, интегрировать  многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не как последовательность разрозненных случайностей, а как  целостный процесс, имеющий цели и преемственность, и, во-вторых, помогает человеку интегрировать все его  способности, максимально их мобилизовать, следуя тем задачам, которые ставятся им в соответствии с выработанной Я - концепцией и концепцией жизни [55]. 

Совершающееся в  ранней юности открытие внутреннего  мира сопряжено с переживанием его  как ценности. Открытие себя как  неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального  мира, в котором этой личности предстоит  жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного "я" ( "Кто я?", "Какой  я?" "Каковы мои способности?", "За что я могу себя уважать?"), а с другой - осознание своей  необходимости (,"Кто мои друзья и враги?", "Почему я не похож  на них?", "Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?"). 

Трудность заключается  в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные  для того, чтобы человек начал  задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая [33].Ответ  на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где  раскрываются его способности, в  его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как  раз и образует тот дефицит, который  подчас весьма болезненно ощущается  в юности. Таким образом, замыкаясь  на самом себе, поиск смысла жизни  как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность  устойчивого эгоцентризма и ухода  в себя, особенно у подростков с  чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями  предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты) и как  следствие отсутствия выхода - суицидальные намерения [45] . 

Итак, в основе самоопределения  в подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции  относительно общественно выработанной системы ценностей, определение  на той основе смысла своего собственного существования. М.Р.Гинзбург полагает, что в раннем юношеском возрасте личностное самоопределение (т.е. ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видом самоопределения (о которых - ниже). Сознание подростка  вовсе не представляет собой "ценностного  хаоса" [108, 196] . Конечно, ценностно-смысловая  ориентация подростка очень сильно отличается от ценностно-смысловой  ориентации взрослого. Личностное самоопределение  отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и  в ходе дальнейшего развития человек  приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Но диалектика здесь  такова, что личностное самоопределение  выступает основание собственного развития. 

Такое понимание  позволяет нам выстроить целостную  картину самоопределения в подростковом и юношеском возрасте, в рамках которой обретает смысл пестрая  мозаика различных "самоопределений", встречающихся в литературе. Личностное самоопределение задает личностно  значимую ориентацию на достижение определенного  уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. 

На основе изложенных позиций можно объяснить и  двойственный характер самоопределения, на который указывала Л.И.Божович, и "переход от романтической направленности к реальному выбору", отмечаемый С.П.Крягжде. "Лишенные конкретности искания", "романтический характер", отсутствие какой бы то ни было временной  привязанности представлений о  будущем подростков и младших  юношей объясняется тем, что мы имеем  дело с личностным самоопределением, происходящем на уровне ценностей. Ценность же принципиально вневременная; задавая  человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной  осью, с хронологией, ибо та иная размерность - размерность "смыслового будущего" (М.М.Бахтин). Временное будущее, т.е. более или менее точное планирование своей жизни во времени (жизненный план, понимаемый как система целей), по-видимому, возникает на уровне социального самоопределения. В дальнейшем эти два вида представления о своем будущем сосуществуют, выполняя различные функции: смысловое будущее - функцию смыслообразования, временное - регулятивную функцию. Отсюда та двойственность жизненных планов, жизненных перспектив, которая отмечается многими исследователями. 

Таким образом, можно  выделить основные положения по проблеме личностного самоопределения подростков склонных к суициду, которые нашли  отражение в нашей работе: 

1) личностное самоопределение  как психологическое явление  возникает на границе подросткового  и раннего юношеского возраста; 

2) потребность в  личностном самоопределении представляет  собой потребность в формировании  смысловой системы, в которой  слиты представления о необходимости  существования себя и мира; 

3) личностное самоопределение  имеет ценностно-смысловую природу,  активное определение своей позиции  относительно общественно выработанной  системы ценностей, определение  на этой основе смысла своего  собственного существования; обретение  человеком своего ценностно-смыслового  единства и его реализация  есть определение себя в мире - самоопределение; 

4) существенной особенностью  личностного самоопределения является  его ориентированность в будущее,  причем различаются два вида  будущего: смысловое и временное  будущее; 

5) личностное самоопределение  лежит в основе процесса самоопределения  в старшем подростковом и юношеском  возрастах, оно определяет развитие  всех других видов самоопределения. 

На основе вышеизложенного, мы можем определить соотношение  понятий "Я-концепция", "личностное самоопределение" с поведением подростков, склонных к суициду. 

Так как наиболее емким определением личностного  самоопределения будет процесс  формирования единой смысловой системы  в которой слиты обобщенные представления  о необходимости жить и обобщенные представления о мире, в котором  подростку предстоит жить. 

 РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА  БАЗЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  И ЕГО ПРОГРАММА 

Данное исследование проводилось на базе Донецкой общеобразовательной  школы І-ІІІ ступеней № 58 Киевского  района г. Донецка с подростками 6-11 классов в количестве 122 человек, юношей (68 человека) и девушек (54 человека) в возрасте 12-17 лет. 

Все методики проводились  в один день, кроме проективной  методики Рохшаха, что позволяло  исключить влияние временных  ситуационных факторов. 

В нашем исследовании мы применяли следующие методики : 

1. Методика "Личностный  дифференциал" (ЛД); 

2. Методика "Полярные  профили" (ПП); 

3. Методика Т.Лири; 

4. Опросник социально-психологической  адаптированности (СПА); 

5. Тест смысложизненных  ориентаций (СЖО); 

6. Проективная методика  Рохшаха. 

Социально-демографическая  характеристика исследованных подростков отражена в таблице 2.1. 

Таблица 2.1. 

Состав семьи 122 подростков  

Категория 

Количество детей 

 

Полная семья 

50 чел. 

40%  

Неполные семьи 

46 чел. 

38%  

Смерть одного из родителей 

20 чел. 

17%  

Находятся на попечении  родственников 

5 чел. 

4%  

Фостерные дети 

1 чел. 

1%  

Благосостояние  

Высокий уровень 

12 чел. 

10%  

Средний уровень 

85 чел. 

70%  

Низкий уровень 

25 чел. 

20%  

Жилищные условия  

Соответствуют норме 

93 чел. 

77%  

Ниже нормы 

4 чел. 

3%  

Не соответствуют  для нормального развития и обучения ребенка  

25 чел. 

20%  
 
 

Социально-демографическая  характеристика подростков, у которых  выявлены склонности к суицидальному  поведению отражена в таблице 2.2. 

Таблица 2.2. 

Состав семьи 31 подростка  

Категория 

Количество детей 

%   

Полная семья 

23%  

Неполные семьи 

10 

32%  

Смерть одного из родителей 

12 

39%  

Находятся на попечении  родственников 

3%  

Фостерные дети 

3%  

Благосостояние  

Высокий уровень 

 

Средний уровень 

19%  

Низкий уровень 

25 

81%  

Жилищные условия  

Соответствуют норме 

6%  

Ниже нормы 

13%  

Не соответствуют  для нормального развития и обучения ребенка  

25 

81%  
 
 

Первая задача, с  которой мы сталкиваемся в нашем  исследовании - это определить показатели процесса личностного самоопределения  подростков, так как современный  человек зачастую не может найти  позитивный смысл собственной жизни  из-за разрушения старых ценностей  и традиций, дискредитации новых  и отсутствия культуры мировоззренческой  рефлексии, позволяющей прийти к  уникальному смыслу своим неповторимым путем. 

Учитывая, что наиболее емким определением личностного  самоопределения является процесс  формирования единой смысловой системы, в которой слиты представления  о себе и о мире, мы связываем  успешность личности с показателями осмысленности ее жизни. 

Основа для теоретической  и эмпирической типологии смыслов  жизни была заложена В.Франклом, который  рассматривал стремление к поиску и  реализации человеком смысла своей  жизни как врожденную мотивационную  тенденцию, присущую всем людям и  являющуюся основным двигателем поведения  и развития личности [94]. Основной тезис  его учения о стремлении к смыслу можно сформулировать так: человек  стремиться обрести смысл и ощущает  фрустрацию или вакуум, если это  стремление остается нереализованным. В.Франкл неоднократно указывал на ранний юношеский возраст как на сензитивный  период в поиске смысла своего существования. 

Информация о работе Теоретические подходы к проблеме суицида среди подростков, отображенные в литературе