Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Введение. 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6
1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….……………….…...6
1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников…………...9
1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности
дошкольников…………………………………………………………………..16
Выводы………………………………………………………………………….25
Глава 2 Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода……………………………...……………………………..……26
2.1 Необходимые навыки и знания для поступления в школу……………...26
2.2 Выявление уровня сформированности познавательной активности…...27
2.3 Программа развивающих занятий………………………………………...35
2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию
игровых технологий………………………………………………………………54
Выводы………………………………………………………………………...57
Заключение………………………………………………………………………….58
Список литературы……………………………………………………
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников
Выполнил: студентка
3 курса дневного отделения
факультета иностранных языков, 302гр.
Малышева Анна Юрьевна
Научный руководитель:
канд.пед.наук, доц.каф. педагогики
Лоренц Вероника Викторовна
Омск-2011
Введение. 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6
1.1 Сущность и история
развития игровых технологий обучения…………………………………………………….…
1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников…………...9
1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности
дошкольников………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
2.1 Необходимые навыки и знания для поступления в школу……………...26
2.2 Выявление уровня сформированности познавательной активности…...27
2.3 Программа развивающих занятий………………………………………...35
2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию
игровых технологий……………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
В период перестройки произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).
Соответственно, должны
претерпеть изменения способы, средства
и методы обучения и воспитания детей.
В связи с этим особое значение
приобретают игровые формы
Поэтому в современном мире возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными обучение и воспитание детей. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в воспитательный процесс.
Актуальность игры в
настоящее время повышается и
из-за перенасыщенности современного
ребенка информацией. Во всем мире,
и в России в частности, неизмеримо
расширяется предметно-
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Таким образом, актуальность проблемы обусловила определение темы исследования «Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников».
Цель исследования – проанализировать эффективность применения игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования – образовательный и воспитательный процесс в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования – игровые технологии в дошкольных образовательных учреждениях.
В связи с целью были определены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать пси
- выявить педагогические
и методические основы
- экспериментально проверить
эффективность применения
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
Теоретические: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической и исторической литературы; социально-педагогический анализ (анализ программ и учебников, учебно-методических пособий).
Эмпирические: методы опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся); метод самооценки, педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.
База исследования: старшие и средние группы детский сад №185 г.Омска.
Многие века ученые различных направлений пытались понять происхождение игры. И сейчас существует множество теорий об истоках игры.
Согласно одной из концепций игра возникла для проведения свободного времени и досуга в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. А в Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.
Развитие игровой культуры в советское время начиналось с практики летних загородных лагерей, которые хранили игровое богатство общества.
В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Из зарубежных теорий особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он считает, что сущность игры в подготовке к дальнейшей деятельности; ребенок в игре, упражняясь, совершенствует свои способности. Преимущество этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием. Но основной недостаток в том, что эта теория указывает лишь "смысл" игры, а не ее источник, не объясняет причин возникновения игр. Гросс пытается указать источники игры, и ошибочно сводит их целиком к биологическому фактору, к инстинкту / 7, с. 372/.
В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, последователем Ф. Шиллера, источник игры заключается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, и того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность. Но согласно С. Л. Рубинштейна подобная теория не в состоянии объяснить игру, потому что берет динамической аспект игры в отрыве от ее содержания.
Стремясь раскрыть мотивы игры, К. Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия (т. е. удовольствия от самого действия, независимо от результата) как основного мотива игры. Однако мотивы человеческой деятельности так же многообразны, как и она сама; та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной реальной подлинной мотивации. Как и динамическая теория Шиллера-Спенсера, данная теория упускает из виду реальное содержание действия, в котором заключен его подлинный мотив. Ведь такое понимание игры фактически неудовлетворительно, потому что оно могло бы быть применимо лишь к самым ранним "функциональным" играм и неизбежно исключает более высокие ее формы.
Наконец, согласно З.Фрейду игры являются реализацией вытесненных из жизни желаний, тогда как Адлеровское понимание игры в том, что там проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать. Таким образом, круг замыкается: из проявления творческой активности, воплощающей красоту и очарование жизни, игра превращается в свалку для того, что из жизни вытеснено; из продукта и фактора развития она становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от нее.
Л. С. Выготский считает определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль. Переход действия в воображаемую ситуацию действительно характерен для развития специфических форм игры. Однако создание мнимой ситуации и перенос значений не могут быть положены в основу понимания игры. Потому основными недостатками этой трактовки таковы:
1. Она сосредоточивается на структуре игровой ситуации, не объясняя источников игры.
2. Переход в мнимую ситуацию не является источником игры.
3. Попытка истолковать переход от реальной ситуации к мнимой, как источник игры, могла бы быть понята лишь как отзвук психоаналитической теории игры.
Таким образом, теория Л. С. Выготского произвольно исключает из нее те ранние формы игры, в которых ребенок не создает никакой мнимой ситуации, не позволяя тем самым описать игру в ее развитии.
Значение игры невозможно
исчерпать и оценить
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
2. как элемент более общей технологии;
3. в качестве урока или его части (введение, контроль);
4. как технология внеклассной работы.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных приносит результаты, она может быть обоснованна и направлена на учебно-познавательной процесс. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи различных приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к учебной деятельности / 20, с. 148 /.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По мнению С.Т. Занько, обучающие игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (синтез барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Широко практикуются обучающие имитационные игры, но используются также игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методами непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умение быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным. Однако в силу ограниченности времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагменты / 7, с. 373/.
Информация о работе Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников