Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Содержание

Введение. 3

Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6

1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….……………….…...6
1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников…………...9
1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности
дошкольников…………………………………………………………………..16

Выводы………………………………………………………………………….25
Глава 2 Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода……………………………...……………………………..……26

2.1 Необходимые навыки и знания для поступления в школу……………...26
2.2 Выявление уровня сформированности познавательной активности…...27
2.3 Программа развивающих занятий………………………………………...35
2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию
игровых технологий………………………………………………………………54

Выводы………………………………………………………………………...57

Заключение………………………………………………………………………….58

Список литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 383.50 Кб (Скачать документ)

 

Изучив полученные данные можно сделать следующий вывод: у 15 детей (71,4%) показатели развития познавательной деятельности выше среднего уровня. Улучшению  результатов способствовало внедрение в процесс обучения игровых методик. Также у детей значительно улучшились слуховая память и мышление.    

Следует отметить, что  вырос уровень развития познавательной деятельности Алексея С., но необходимо также уделять ему особое внимание, проводить с ним дополнительные работы по разъяснению и закреплению. 

У детей с высоким  стремлением к познавательной деятельности также вырос уровень развития. Следовательно, воспитателю следует  уделять им больше внимания. В течение  занятий, мы отметили, что эти дети нуждаются в большем времени на выполнение заданий, усвоение нового материала проходит сложнее и дольше.

Мотивация Артема Т. выросла. Он активно старался выполнять задания, помогать другим детям в освоении нового материала. В течение всего  курса Артем задавал множество вопросов, принимал активное участие во всех играх. Следовательно, в дальнейшей работе с ним воспитателю нужно стремиться к более частому использованию игровых технологий, стараться представлять задания в виде игры.

Экспериментально доказано, что такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении заданий, поиск путей решения заданий, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность при применении игровых методик в процессе обучения формируются гораздо быстрее.

Следует подчеркнуть  необходимость поощрений в процессе формирования познавательной деятельности дошкольников. Важнейшим результатом  применения поощрений стало формирование потребности самой деятельности, развития познавательного интереса.

Следовательно, в поощрении  заключается факт признания и  оценка достижений ребёнка, при необходимости  коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшей деятельности. Поощрение развивает внимание, память, мышление и формирует познавательный интерес.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

В ходе проведения опытно – экспериментальной работы по использованию  игровых технологий на занятиях было установлено:

  1. Использование на занятиях игровых технологий является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.
  2. Как удалось установить, введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений. Одна из существенных задач использования игр на занятиях – формирование навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности младших школьников.
  3. Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что учащиеся усваивают и применяют усвоенные во время игры знания намного лучше.
  4. В результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на занятиях как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее  значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом.

В игре ребенок  делает открытия того, что давно  известно взрослому. Потребность в  игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет  являться средством воспитания и  обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки учебной игры воспитатель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. В основном, это нехватка дидактического игрового материала.

В данной работе рассмотрена  проблема эффективности применения игровых технологий в дошкольных учреждениях. Теория и практика использования  игровых технологий в учебно-познавательном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики начального обучения.

Основываясь на проведенных  исследованиях и разработав систему  игр для актуализации этапа освоения знаний на занятиях, нами было проведено  опытно-экспериментальное исследование, с целью выявления эффективности применения указанных выше методик. Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования приведены во второй главе данной работы. Они указывают на то, что применение игровых технологий на этапе освоения знаний не только обосновано, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса дошкольников к изучаемой теме, и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности детей, их успеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - Москва.: изд. Просвещение, 1988. – 208 с.
    2. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? – Москва.: изд. Ювента, 2005. – 64 с.
    3. Брунер Дж. Психология. - Москва.: изд. Прогресс, 1977. – 418 с.
    4. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль.: изд. Академия развития, 1997. – 208с.
    5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. – Ленинград.: изд. Спб, 1966. - №6. 518 с.
    6. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание; Москва.: Просвещение, 1988. - 160 с.
    7. Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. – Москва.: изд. Мозаика-Синтез, 2007. – 400 с.
    8. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу? - Москва.: изд. Новая школа, 1997. - 160 с.
    9. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа, 1997, №6
    10. Заикина А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги. – Москва.: изд. Лист, 1999. – 139 с.
    11. Игра как нестандартная форма учета знаний. Начальная школа, 1994, №12
    12. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль.: изд. Академия развития, 1997. – 240 с.
    13. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - Москва.: изд. Просвещение, 1979. - 228 с.
    14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - Москва.: изд. УРАО, 1999. – 176 с.
    15. Макаренко А.С. Книга для родителей. – Москва.: изд. Правда, 1986. – 448 с.
    16. Минский Е. М. От игры к знаниям. - Москва.: Просвещение, 1982. – 65 с.
    17. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. - Москва.: изд. Просвещение, 1990. – 186 с.
    18. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. – Москва.: изд. Лист, 1997. – 352 с.
    19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -  Москва.: Педагогическое общество России, 2000. - 378 с.
    20. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - Москва.: изд. Владос, 2001. – 256 с.
    21. Сериков С.С. Образование и личность. – Москва.: изд. Логос, 1999. – 272 с.
    22. Синицина Е. Умные слова. – Москва.: изд. Лист, 1997. – 176 с.
    23. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. - Москва.: изд. "Просвещение" , 1999. – 97 с.
    24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону.: изд. Феникс, 1997. – 736 с.
    25. Сухомлинский В.А. О воспитании. -  Москва.: изд. Политиздат, 1985. – 270 с.
    26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – Москва.: AcademA, 1996. – 336 с.
    27. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва.: изд. Просвещение, 1988. – 64 с.
    28. Эльконин Д.Б. Психология игры. - Москва.: изд. Педагогика, 1978. – 304 с.

 


Информация о работе Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников