Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Введение. 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6
1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….……………….…...6
1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников…………...9
1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности
дошкольников…………………………………………………………………..16
Выводы………………………………………………………………………….25
Глава 2 Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода……………………………...……………………………..……26
2.1 Необходимые навыки и знания для поступления в школу……………...26
2.2 Выявление уровня сформированности познавательной активности…...27
2.3 Программа развивающих занятий………………………………………...35
2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию
игровых технологий………………………………………………………………54
Выводы………………………………………………………………………...57
Заключение………………………………………………………………………….58
Список литературы……………………………………………………
Из вышеприведенной таблицы следует, что только 10 детей (47 %) имеют показатели выше средних. Кроме того, почти у всех детей проблема с ориентированием в пространстве и умозаключением.
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления.
Для диагностики внимания я использовала тесты по следующим методикам:
Низкий уровень – 0-2 балла.
Средний уровень – 3-7 балла.
Высокий уровень – 7-10 баллов (табл. 4, прил. 3).
Таблица 4
Уровень развития внимания
Фамилия, имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Саша Б. |
С |
С |
В |
В |
В |
В |
2. Миша Б. |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
3. Никита Бус. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
4. Никита Б. |
С |
С |
С |
В |
В |
С |
5. Владимир В. |
С |
Н |
Н |
С |
С |
Н |
6. Анна Г. |
С |
С |
Н |
С |
С |
Н |
7. Рита Г. |
Н |
Н |
Н |
С |
С |
Н |
8. Никита Е. |
Н |
С |
Н |
С |
С |
Н |
9. Ариша К. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
10. Денис К. |
С |
С |
С |
Н |
С |
Н |
11. Дмитрий К. |
Н |
Н |
Н |
С |
С |
Н |
12. Дарья М. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
13. Валерия Н. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
14. Вевея О. |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
15. Владимир В. |
Н |
Н |
С |
С |
С |
Н |
16. Валерия Р. |
С |
В |
В |
В |
В |
В |
17. Алексей С. |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
18. Мария С. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
19. Артем Т. |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
20. Арсений Т. |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
21. Алина Ю. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Мы видим, что наибольшую трудность у детей вызывают задания на диагностику избирательного внимания. В то же время задания, с которыми дети справились лучше всего – лабиринт и поиск нелепиц. Кроме того мы можем отметить, что у 6 детей (28%) высокий уровень внимания по всем заданиям.
Итак, мы можем сделать вывод, что в группе только у 8 детей (38%) все результаты выше среднего уровня. При этом наибольшую сложность у детей вызвали задания на выявление уровня развития памяти. Только у 8 детей (38%) результаты выше среднего. В заданиях на мышление и речь у 11 детей (52,3%) нет низких показателей. Наилучшие результаты у детей в заданиях на внимание. У 13 детей (61,9%) показатели не ниже среднего. Особое внимание следует обратить на Алексея С. У него наихудшие результаты в группе, а, значит, необходимо проводить с ним дополнительную работу, провести беседу с его родителями, чтобы выяснить возможные причины таких низких результатов.
Также необходимо отметить, что у 5 детей высокая активность и стремление к познавательной деятельности, но при этом их показатели по другим заданиям ниже среднего, поэтому им также необходимо уделить особое внимание, понять причину низких результатов и, возможно, проводить с ними дополнительную работу, иногда уделять больше времени. Что касается Артема Т., у него низкая мотивация к познавательной деятельности при высоких показателях развития. В таком случае, можно сделать вывод, что мальчик может достичь большего, если повысить его мотивацию, либо скоро его результаты резко ухудшатся. Из этого следует, что необходимо провести работу по повышению мотивации к познавательной деятельности, используя игровые технологии.
2.3 Программа развивающих занятий
В системе подготовки
дошкольников к обучению в школе
организация педагога-
Цель этих занятий – помощь в развитии школьно-значимых навыков и умений, предотвращение возможных трудностей в общении с другими детьми.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
Каждое занятие является самостоятельным, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.
В основе курса лежат следующие принципы:
- многократного повторения для формирования не только умения, но и навыка
- доверия – мы доверяем
друг другу, не боимся
- уважения друг к другу
Данная программа формирует следующие умения:
- подчинять свою деятельность правилам
- рисовать и срисовывать по клеткам или образцу
- общаться друг с другом и учителем
- отличать цвета и геометрические фигуры, комбинировать из них различные предметы
- умение составлять слова из букв, обобщать, анализировать и соотносить понятия (табл. 5).
Таблица 5
Тематическое планирование занятий
№ занятия |
Тема |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Попробуй, разберись! |
1 |
3 |
Твой первый эксперимент |
2 |
4 |
Продолжим наш эксперимент |
1 |
5 |
Ассоциации |
1 |
6 |
А что тут спрятано |
1 |
7 |
Разрабатываем память |
1 |
8 |
На что это похоже |
1 |
9 |
В гостях у сказки |
1 |
10 |
Промежуточный итог |
1 |
11 |
Учимся думать |
1 |
12 |
Учимся думать |
1 |
13 |
Заколдованные слова |
1 |
14 |
Заколдованные слова |
1 |
15 |
Заколдованные слова |
1 |
16 |
И вновь сказки! |
1 |
17 |
Волшебный лес |
1 |
18 |
Умники и умницы |
1 |
19 |
Царство геометрических фигур |
1 |
20 |
О чем говорит линейка роста |
1 |
Занятие 1. Вводное
Цели: познакомиться с
детьми, создать благоприятный
Ход занятия:
I Организационный момент.
«Знакомство». Психолог представляется, говорит о том, что отныне его встречи с ребятами будут частыми.
Для знакомства детям необходимо встать в круг. Один из детей называет свое имя, говорит немного о себе, а потом бросает мяч другому и т.д. Когда все представились, предлагается выполнить то же самое, но рассказывая о человеке, который передал тебе мяч, т.е.назвать имя и то, что он рассказывал о себе.
II Основная часть занятия.
Когда все дети заняли свое место, объясняются правила поведения на занятиях и линейки роста: дети, которые будут работать в течение занятия хорошо и самостоятельно, получат +2 балла, дети, старающиеся, но допускающие ошибки, получат +1 балл, кто не старался или баловался, не получают ни одного балла. Это необходимо для дополнительного мотивирования. Все набранные баллы помещаются в именные коробочки.
В заключение необходимо рассказать детям о том, что будет необходимо на занятиях, а именно:
- тетрадь в клеточку
- цветные карандаши
- простой карандаш и ручка
- клей и ножницы.
III Заключительная часть.
Занятие заканчивается и детям желают успехов.
Занятие 2. Попробуй, разберись!
Цель: развитие когнитивной сферы, концентрации внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться между различными видами деятельности.
Ход занятия:
I Организационный момент.
II Основная часть занятия.
1. Упражнение «Лабиринт»: детям предлагается отправится в страну узоров и фигур, но дорога туда очень засекречена, поэтому попадет туда только тот, кто сможет преодолеть лабиринт (прил. 4).
2. Упражнение «Узнай
по контуру»: детям раздаются
карточки с наложенными друг
на друга изображениями
3. Упражнение «Слушай хлопок»: дети свободно ходят по комнате, но по хлопку они должны остановиться и превратиться в аиста, на два хлопка – в лягушку, а на три – снова можно свободно ходить.
III Заключительная часть.
Нужно спросить у ребят, понравилось ли им на занятии, какие трудности они встретили, и подвести итог занятия.
Занятие 3. Твой первый эксперимент
Цель: развитие наглядно-образного мышления, самоконтроля, умения действовать по правилу, сформировать навык классифицировать предметы по свойствам.
Ход занятия:
I Организационный момент.
II Основная часть занятия.
1. Упражнение «Продолжи узор»: в мире узоров и фигур произошло несчастие и теперь у всех изображений не хватает второй половинки. Ее нужно дорисовать (прил.6).
2. Физкультурная минутка:
нужно слушать задание
- До пяти считаем, гирю выжимаем.
- Сколько клеток до черты, столько раз подпрыгни ты.
- Сколько точек будет в круге, столько раз подымем руки.
- Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.
- Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас.
3. Упражнение «Игра с обручем»: детям дают карточки с разнообразными фигурами, которые они должны расположить так, чтобы все округлые фигуры были внутри обруча. Потом детям задают следующие вопросы:
- Какие фигуры лежат внутри обруча?
- Какие фигуры лежат вне обруча?
- Что общего между фигурами в кругу? Вне круга?
III Заключительная часть.
Нужно спросить у ребят, понравилось ли им на занятии, какие трудности они встретили, и подвести итог занятия.
Занятие 4. Продолжим наш эксперимент
Цель: развитие наглядно-образного мышления, произвольности, слухового внимания.
Ход занятия:
I Организационный момент.
II Основная часть.
1. Упражнение «Продолжи узор»: на прошлом занятии ребята начали работу с клетками. В этот раз надо восстанавливать вторую половинку дома (прил.7).
2. Игра «Пожалуйста»:
все дети встают вкруг и
выбирают ведущего, который показывает
разнообразные движения, а остальные
дети должны их повторить,
3. Упражнение: «Игра с
обручами»: дети продолжают
- Какие фигуры лежат внутри обруча?
- Какие фигуры оказались вне обруча?
- Что общего у предметов в обруче? Вне обруча?
III Заключительная часть занятия.
Подведение итогов.
Занятие 5. Ассоциации
Информация о работе Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников