Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Введение. 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6
1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….……………….…...6
1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников…………...9
1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности
дошкольников…………………………………………………………………..16
Выводы………………………………………………………………………….25
Глава 2 Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода……………………………...……………………………..……26
2.1 Необходимые навыки и знания для поступления в школу……………...26
2.2 Выявление уровня сформированности познавательной активности…...27
2.3 Программа развивающих занятий………………………………………...35
2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию
игровых технологий………………………………………………………………54
Выводы………………………………………………………………………...57
Заключение………………………………………………………………………….58
Список литературы……………………………………………………
- Коллективный характер творчества, проявляющийся в совместной игре, побуждает детей рассуждать, сравнивать, обмениваться мнениями, спорить, поддерживать друг друга; учит уважать чужое мнение, просить совета и помощи.
2.1 Необходимые знания и навыки для поступления в школу
Данный эксперимент проводился в 2010/2011 учебном году на базе ДОУ №185 г. Омска, в нем участвовали подготовительная группа, в количестве 21 человека.
Для поступления в школу ребенок должен быть готов психологически, физически и социально. К психологической готовности относят интеллектуальную, волевую, мотивационную и коммуникативную готовность.
Следует отметить, что к началу 1 класса учащиеся должны иметь:
Интеллектуальную готовность:
Мотивационную готовность:
Волевую готовность:
Коммуникативная готовность:
На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме мы установили цель и задачи нашего исследования.
Цель исследования заключалась в выявлении и обосновании педагогических условий, которые являются эффективным средством развития познавательного интереса дошкольников при обучении.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Исследование проходило в 3 этапа.
На 1 этапе изучался уровень развития познавательного интереса дошкольников;
2 этап был направлен
на экспериментальное
На заключительном 3 этапе
оценивалась эффективность
2.2 Выявление
уровня сформированности
С самого начала обучения необходимо формировать познавательную активность воспитанников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения дошкольников. Мы считаем, для того, чтобы повысить эффективность познавательной деятельности детей необходимо использовать методы работы, назначение которых формирование интереса к предмету, активизация воспитанников, развитие мыслительных операций. Активизацию детей при обучении можно достичь через интересные сюжеты игр, личным участием детей в играх, проявлением творческих и интеллектуальных способностей, поддержание эмоционального тонуса в деятельности воспитанников; использование в процессе обучения комплекса дидактических игр; применение системы поощрений.
Цель: определить уровень развития познавательной деятельности дошкольников.
Для определения уровня познавательной активности дошкольников использовался метод наблюдения.
Ход проведения: Планирование последовательности наблюдения, опроса, порядка и способа фиксирования результатов. Занесение данных в таблицу.
Понятие «активность познавательной деятельности» комплексное, многогранное, охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов активность познавательной деятельности выявляется её основные критерии и параметры:
Низкий уровень – 0–2 балла – ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств.
Средний уровень – 3–5 баллов – ребенок стремиться ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира, находить и использовать эти обобщения.
Высокий уровень-6–8 баллов – явно выраженное стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности: присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.
В ходе наблюдения получены следующие данные: (Н – низкое проявление, С – среднее проявление, В – высокий интерес) (табл. 1)
Таблица 1
Результаты активности познавательной деятельности
Фамилия, имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Саша Б. |
С |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
С |
2. Миша Б. |
В |
В |
В |
С |
С |
В |
С |
С |
3. Никита Б. |
В |
В |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
4. Никита Б. |
С |
С |
С |
С |
В |
Н |
В |
С |
5. Владимир В. |
С |
С |
В |
С |
С |
С |
В |
С |
6. Анна Г. |
В |
В |
В |
С |
С |
В |
С |
С |
7. Рита Г. |
В |
В |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
8. Никита Е. |
С |
Н |
С |
Н |
С |
С |
С |
Н |
9. Ариша К. |
С |
С |
В |
С |
С |
С |
С |
Н |
10. Денис К. |
В |
В |
В |
С |
В |
Н |
В |
С |
11. Дмитрий К. |
С |
В |
В |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
12. Дарья М. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
13. Валерия Н. |
В |
С |
С |
В |
С |
С |
С |
С |
14. Вевея О. |
С |
С |
В |
В |
С |
С |
В |
С |
15. Владимир В. |
В |
С |
В |
В |
С |
С |
С |
С |
16. Валерия Р. |
В |
С |
В |
С |
С |
Н |
В |
С |
17. Алексей С. |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
18. Мария С. |
В |
С |
С |
С |
С |
В |
В |
С |
19. Артем Т. |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
20. Арсений Т. |
С |
С |
В |
С |
С |
С |
С |
С |
21. Алина Ю. |
В |
С |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
Изучив полученные данные можно сделать следующий вывод: в группе 12 человек имеют высокий и средний уровень активности, а 9 человек имеют низкий уровень. В процентах это выглядит следующим образом:
Высокий уровень – 57,2% учащихся
Низкий уровень – 42,8% учащихся.
К познавательным процессам относят также внимание, память, мышление и речь. Для определения уровня их развития использовался метод опроса и тестирования.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее. Выделяют следующую классификацию памяти:
Низкий уровень – 0-2 балла.
Средний уровень – 3-7 балла.
Высокий уровень – 7-10 баллов (табл. 2, прил. 1).
Таблица 2
Развитие памяти дошкольников
Фамилия, имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Саша Б. |
В |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
2. Миша Б. |
С |
С |
В |
В |
С |
Н |
В |
3. Никита Бус. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
4. Никита Б. |
В |
В |
С |
С |
С |
Н |
В |
5. Владимир В. |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
6. Анна Г. |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
В |
7. Рита Г. |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В |
8. Никита Е. |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
9. Ариша К. |
С |
С |
Н |
Н |
В |
Н |
В |
10. Денис К. |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
11. Дмитрий К. |
С |
С |
В |
В |
С |
Н |
В |
12. Дарья М. |
В |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
13. Валерия Н. |
С |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
14. Вевея О. |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
В |
15. Владимир В. |
Н |
Н |
С |
С |
С |
С |
Н |
16. Валерия Р. |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
С |
17. Алексей С. |
С |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
18. Мария С. |
В |
В |
С |
С |
В |
С |
В |
19. Артем Т. |
В |
С |
В |
В |
С |
С |
В |
20. Арсений Т. |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
В |
21. Алина Ю. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Как видно из таблицы у большинства детей (90%) развита зрительная и двигательная память, тогда как слуховая память развита только у 38% детей.
Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и
формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет , как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта.
С помощью мышления дети получают знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове.
Для определения уровня развития речи и мышления был проведен ряд тестов:
Низкий уровень – 0-2 балла.
Средний уровень – 3-7 балла.
Высокий уровень – 7-10 баллов (табл. 3, прил. 2).
Таблица 3
Уровень развития речи и мышления
Фамилия, имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Саша Б. |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
В |
В |
2. Миша Б. |
В |
В |
С |
В |
Н |
В |
С |
В |
3. Никита Бус. |
В |
В |
В |
С |
С |
В |
В |
В |
4. Никита Б. |
С |
В |
С |
В |
В |
С |
С |
В |
5. Владимир В. |
Н |
С |
С |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
6. Анна Г. |
С |
С |
С |
Н |
Н |
С |
С |
В |
7. Рита Г. |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
В |
8. Никита Е. |
Н |
С |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
С |
9. Ариша К. |
С |
С |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
10. Денис К. |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
С |
С |
11. Дмитрий К. |
Н |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
В |
12. Дарья М. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
13. Валерия Н. |
С |
В |
С |
С |
С |
В |
С |
В |
14. Вевея О. |
С |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
15. Владимир В. |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
С |
16. Валерия Р. |
Н |
С |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
17. Алексей С. |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
18. Мария С. |
С |
В |
В |
В |
С |
В |
С |
В |
19. Артем Т. |
С |
С |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
20. Арсений Т. |
С |
В |
В |
В |
С |
В |
С |
В |
21. Алина Ю. |
В |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
Информация о работе Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников