Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Содержание

Введение. 3

Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6

1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….……………….…...6
1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников…………...9
1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности
дошкольников…………………………………………………………………..16

Выводы………………………………………………………………………….25
Глава 2 Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода……………………………...……………………………..……26

2.1 Необходимые навыки и знания для поступления в школу……………...26
2.2 Выявление уровня сформированности познавательной активности…...27
2.3 Программа развивающих занятий………………………………………...35
2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию
игровых технологий………………………………………………………………54

Выводы………………………………………………………………………...57

Заключение………………………………………………………………………….58

Список литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 383.50 Кб (Скачать документ)

Цель: развитие когнитивной сферы, восприятия и произвольности поведения, мелкой моторики рук, умения действовать  по правилам.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Упражнение «Конкретизация  абстрактного»: в мире словотворчества  ребята должны найти ассоциации  – картинки, которые возникают  в голове, когда мы слышим то  или иное слово. Ребятам нужно закрыть глаза, и запомнить картинку, которая возникает на слова воспитателя. Когда дети поняли принцип, необходимо в тетрадях нарисовать образы, ассоциируемые со словами: зима, свобода, танец, нежность, время, жара, обед, энергия, скорость, терпение, болезнь, скука, надежда, счастье.

2. Активная игра «Кричалки  – шепталки – молчалки» (И.Шевцова): изображения ладони – это сигналы,  которым должны подчиняться дети: красная ладонь – «кричалка», означающая, что можно бегать  и кричать; желтая ладонь –  «шепталка», она разрешает тихо разговаривать и ходить; синяя – «молчалка», сигнализирует, что нужно замереть на месте и замолчать. Заканчивать игру необходимо синей ладонью.

3. Упражнение «Живая  лаборатория»: детям предлагается  отправиться в живую лабораторию,  где выводят новый вид животных. К сожалению, все эти животные получается черно-белыми, потому детям предлагают их раскрасить согласно образцу, где каждая область рисунка обозначена цифрой, а каждая цифра обозначает определенный цвет (прил.8).

III Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

 

Занятие 6. А что тут спрятано

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания,, умения действовать по правилам, выдержки, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Упражнение «Что  спрятано»: перед детьми изображение  с геометрическими фигурами, но  фигуры они перепутаны, потому  им необходимо разгадать эту  загадку, разукрасив треугольники  зеленым цветом, а четырехугольники  – в желтый (прил. 9).

2. Игра «Улитка» (Н.Кряжева): дети встают в одну линию  и по сигналу двигаются к  определенному месту, но нельзя  останавливаться или разворачиваться.  Побеждает тот, кто придет к  финишу последним. Сложность этого  задания для детей в том,  что они очень подвижны, им придется приложить немало усилий.

3. Упражнение «Повтори  рисунок»: детям рассказывают, что  в лаборатории разработали образец  для выведения новой породы  рыб. Детям необходимо сделать  точную копию этого образца  (прил. 10).

III Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

 

Занятие 7. Разрабатываем  память

Цель: развитие когнитивной сферы.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Упражнение «Запомни  слова»: детям предлагают запомнить  10 слов, но для того, чтобы проще было запомнить, их нужно связать в один рассказ.  Например: дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, солнце. Их можно объединить в рассказ: «Представьте себе большое дерево. Из него можно напилить досок и сделать стол. Но для этого стволы сначала отправляют на лесопилку по реке. Кроме этого из тоненьких веточек этого дерева можно плести корзины, еще из дерева можно сделать расческу, подставку под мыло или ежика на колесиках и карандаши. А что нужно, чтобы стереть карандаш? Конечно же, резинка. А знаете вы, что страницы книг тоже делают из дерева? А что нужно, чтобы дерево росло? Солнце, вода и земля!» После этого детям предлагают перечислить слова, которые нужно было запомнить и дают новые 10 слов.

2. Активная игра: «Мы  такие разные!»: дети стают в одну линию. Первый ведущий выстраивает детей по цвету глаз, второй – по теплоте рук, третий – по росту и т.д. Затем два ребенка по очереди выстраивают остальных детей по одному признаку. Результаты сравниваются и обсуждаются, что все мы разные и по-разному воспринимаем окружающий мир.

III Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

 

Занятие 8. На что  это похоже

Цель: развить образное мышление, внимание, умение ориентироваться  в пространстве, мелкую моторику рук.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Упражнение «Что  на что похоже?»: детям выдаются  карточки с изображениями. Их  просят назвать, на что они  похожи, дорисовать и сказать,  что получилось (прил. 11).

2. Упражнение   «Повтори   рисунок»:   в   этот   раз   детям  предлагают

перерисовать   по   клеткам   ракету,   чтобы   начать   ее   строить   (прил. 12).

3. Активная игра «Ой,  ой, ой…»: дети встают в круг, рассчитываются  и запоминают свой номер. Ведущий  стоит в центре круга, называет  два любых номера. Дети, чьи имена прозвучали, хлопают себя ладошками по коленям со словами «Ой, ой, ой…» и быстро меняются словами. Задача ведущего – успеть занять одно из их мест. Кто не успел, становится ведущим.

III Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

 

Занятие 9. В  гостях у сказки

Цель: Развитие когнитивной  сферы, навыка комбинирования, мелкой моторики рук.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Упражнение «Заколдованный  сказочный герой»: перед детьми  лежит изображение заколдованного сказочного героя, нарисованного точками с порядковыми номерами. Эти точки необходимо соединить по порядку, чтобы увидеть, кто спрятан на картинке. Потом у детей спрашивают, кто этот персонаж, из какой сказки и просят его разукрасить (прил. 13).

2. Физкультурная минутка:  детям предлагают изобразить  без слов, используя только мимику  и жесты, сказочных героев, которых  называет педагог.

3. Упражнение «Сломанные  сказки»: детям раздаются разрезанные  картинки с фрагментами сказок  или изображением сказочных героев. Потом детям предлагают собрать сломанные сказки. Когда все сказки собраны, дети должны назвать эти сказки и персонажей.

4. Активная игра «Пары  слов»: дети становятся в круг, ведущий стоит внутри круга.  Он по очереди бросает каждому мяч, называя какой-нибудь предмет, а ребенок, поймавший мяч, должен назвать действие этого предмета или над ним (например: книга – читать), затем возвращает мяч ведущему.

  III Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

 

Занятие 10. Промежуточный итог

Цель: развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, подведение итогов первой половины конкурса.

Ход занятия:

 I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Психолог говорит  детям, что половина занятий  уже подошла к концу и просит рассказать, чему дети научились за это время, что интересного узнали, что больше всего им запомнилось и что вызвало у них трудности.

2. На столе перед  детьми кладут ватман. Их просят  нарисовать подарок, но все  учащиеся должны рисовать на  одном ватмане. Для того, чтобы рисунок получился красивым, им сначала надо договориться между собой, кто, что, где будет рисовать. На эту работу отводится 15-20 минут.

3. Дети встают в  круг для подведения итогов. Они  вместе с педагогом считают  баллы. Ребенок, набравший наибольшее количество баллов, получает памятный приз. Остальные дети получают утешительные подарки.

III Заключительная часть занятия.

Упражнение «Я желаю  вам…»: дети встают в круг. Каждый ребенок  желает остальным что-то хорошее. Последним  свои пожелания высказывает педагог. Он благодарит детей за старания и приятное общение.

 

 

Занятие 11. Учимся думать

Цель: развитие когнитивной  сферы, коммуникативных навыков, эмпатии.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Упражнение «Назови одним словом»: сначала детям предлагается закрыть глаза, расслабиться, представить свой мозг и пошевелить им, почувствовать, как он наполняется энергией. Чтобы проверить, готов ли мозг работать, детей просят назвать перечисляемые слова одним словом.

Например:

- Вера, Надежда, Любовь, Елена

- Январь, июль, март, ноябрь

- А, Б, С, Н, К

- Корова, коза, собака, кот

- Волк, медведь, лиса, заяц.

2. Решение логических  заданий: педагог разбирает с  детьми подробно следующие задачи, объясняя, как их нужно решать:

а. Саша ел яблоко, большое  и кислое. Коля ел большое и сладкое  яблоко. Что общего и различного в этих яблоках?

б. Маша и Настя рассматривали  картинки. Одна девочка смотрела рисунки  в книге, другая – в журнале. Где  рассматривала картинки Настя, если Маша рассматривала картинки не в журнале.

в. Толя и Игорь рисовали. Один из мальчиков рисовал дом, другой – машину. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом.

г. Боря, Вова и Саша жили в разных домах. Один дом состоял  из 2 этажей, а два – из 3. Саша и  Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже жили в разных домах. Где жил каждый из мальчиков?

3. Игра «Войди в  круг – выйди из круга»: дети  выбирают ведущего, становятся в  круг, тесно прижавшись друг к  другу, обхватывая друг друга  за талию. Водящий остается  за кругом, пытаясь пробраться внутрь – уговаривает, пытается порвать цепь, толкается. Если ему удается, то водящим становится тот, кто пропустил его.

III Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

 

Занятие 12. Учимся думать

Цель: развитие словесно-логического мышления, внимания, мелкой моторики рук.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Решение логических  занятий (А.Ф.Ануфриев): детям предлагают  решить новые задачи. Один ребенок  выходит к доске, другие получают  карточки с этим же заданием.

а.  Соня и Валя делали уборку. Одна девочка мыла пол, другая вытирала пыль. Кто что делал, если известно, что Валя не мыла пол?

б. Зина, Лиза и Маша вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая – птичек, третья – цветочки. Кто  что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина не вышивала листочки?

В. Иван, Игорь и Олег занимались спортом. Кто-то из них играл  в футбол, кто-то плавал, а кто-то играл в теннис. Каким спортом  увлекался каждый из мальчиков, если Иван не играл в футбол и теннис, а Олег не играл  в теннис и не плавал.

2. Игра «Съедобное - несъедобное»: дети становятся в круг, выбирают  ведущего, который становится внутри  круга. Он в хаотичном порядке  бросает мяч любому участнику,  называя какой-либо предмет. Если  он съедобный – участник ловит, если несъедобный – отбивает. Участник, допустивший ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

III Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

 

Занятие 13. Заколдованные  слова

Цель: развитие когнитивной сферы, невербальных навыков коммуникации, умения ориентироваться в пространстве.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Анаграммы: детям  предлагают в мире словотворчества  составлять слова из букв:

- о, а, с – оса

- ж, н, о – нож

- о, п, л, е –  поле

- б, р, ы, а –  рыба

- а, л, а, м, п  – лампа

- к, к, о, а, ш  - кошка

2. Игра «Угадай животное»:  дети встают в полукруг. Одному  ребенку педагог сообщает на  ухо название животного, и он  должен изобразить его без  слов, используя только мимику и жесты. Тот из ребят, кто первым догадался и назвал животное, показывает следующим. А предыдущий участник загадывает ему это животное. Игра длится до тех пор, пока каждый из детей не примет участие в качестве изображающего.

3. Упражнение «Повтори рисунок»: задача детей нарисовать по клеточкам точно таких же животных (прил. 14).

III Заключительный этап. Подведение итогов.

 

Занятие 14. Заколдованные  слова

Цель: развитие когнитивной  сферы, невербальных навыков коммуникации, формирование навыка устанавливать связи между понятиями.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Анаграммы: детям  предлагается продолжить работать  в мире Словотворчества. Но  на этот раз нужно из букв  составить слова и среди них  найти одно лишнее.

а.  - с, л, у, т

     - ш, а,  ф, к

     - с, л,  о, т

     - к, ь,  в, а, р, т, о

     - ж, о,  а, к, л

б.  - ш, у, г, а, р

     - е, р,  а, з, б, е

Информация о работе Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников