Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Содержание

Введение. 3

Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6

1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….……………….…...6
1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников…………...9
1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности
дошкольников…………………………………………………………………..16

Выводы………………………………………………………………………….25
Глава 2 Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода……………………………...……………………………..……26

2.1 Необходимые навыки и знания для поступления в школу……………...26
2.2 Выявление уровня сформированности познавательной активности…...27
2.3 Программа развивающих занятий………………………………………...35
2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию
игровых технологий………………………………………………………………54

Выводы………………………………………………………………………...57

Заключение………………………………………………………………………….58

Список литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 383.50 Кб (Скачать документ)

 

1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников

Игра занимает в жизни дошкольника  особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л.С.Выгодский, Д.В.Эльконин, А.П.Усова, Л.А.Венгер) отмечают, что именно самостоятельные формы имеют в педагогике наиболее важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т.Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного и физического).

В науке игра рассматривается с  различных позиций. С позиции  психологии отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра это форма усвоения общественного опыта.

К.Д.Ушинский определил игру как  посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего  мира взрослых. Путем подражания ребенок  воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В.Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи (первоочередной задачей является развитие нравственных и общественных качеств);  игра должна носить самодеятельный, развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт) / 7, с. 374/.

Основу классификации игр, которая  принята в советской педагогике, заложил П.Ф.Лесгафт. Он подошел к  решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта, «...первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться... При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался... Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни». Условно все игры можно разделить на 2 основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами / 28, с. 93/.

Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые темы, игры с производственной тематикой, строительные игры, игры с природными материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся  дидактические игры (игры с предметам  и игрушками, словесные дидактические игры, настольно-печатные игры, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Но наибольшей ценностью для  познавательного процесса являются дидактические игры.

В дидактической игре тесно взаимосвязаны  познавательный и игровой аспекты. Познавательная сторона дидактической игры выражается в дидактической (обучающей) задаче, которую ставит перед собой воспитатель; постановка ее основывается на программных требованиях и отражает учебный характер игры. Игровая сторона дидактической игры выражена игровой задачей и игровым действием, которые придают обучению форму игры; подчиненность решения игровой задачи правилу делает игру привлекательной, а значит, усиливает ее занимательное начало. Постановка дидактической задачи придает игре целенаправленность и логичность. В дидактической игре решаются вопросы сенсорного и умственного воспитания, эстетического и нравственного развития ребенка.

Дидактическая задача предстает  перед детьми в качестве игровой, носящей практический характер. Взаимодействие (соотношение) обучающей и игровой сторон дидактической игры влияет на взаимоотношения педагога и детей в игре и на саму игру таким образом, что при усилении роли обучающей (дидактической) задачи и сведении на нет игровой дидактическая игра может превращаться в дидактическое упражнение (при наличии упорной повторяемости действий) или занятие, на котором ведущую роль играет взрослый – обучает детей, прививает им знания, умения и навыки. Усиление занимательной стороны игры (введение игровой задачи, игрового действия и игрового правила) меняет характер взаимоотношений между взрослыми и детьми (они включаются в игровую ситуацию); тогда дидактическое упражнение органично вплетается в канву игровых действий и преобразуется в дидактическую игру.

Воспитатель выделяет в  дидактической игре учебный элемент, который требует «проработки», и  основывает на нем дидактическое  упражнение. Ученые считают, что упражнения содействуют более глубокому  освоению знаний и навыков; в основе их лежит многократное повторение. Но деятельность в упражнениях может носить творческий характер, если воспитатель создает атмосферу свободы, в которой дети самостоятельно могут применять усвоенные знания. А.И.Сорокина называет дидактические упражнения «малой лабораторией», в которой оттачиваются действия, уточняются знания, проявляется активность и развивается умение сосредоточиться.

Дидактическая игра имеет  широкий спектр возможностей в образовательном  процессе детского сада и рассматривается  учеными и практиками как прием  обучения на занятии, как форма обучения в коллективной игровой деятельности детей под руководством взрослого и как самостоятельная игровая деятельность детей.

Введение дидактической  игры в специально организованное занятие  делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным, но возможности самой игры при этом довольно ограничены: в дидактической игре не ставятся цели учебной деятельности /23, с. 7/.

В игре как форме обучения решаются программные задачи. Как  игровая деятельность коллектива детей под руководством взрослого, она позволяет в непринужденной ситуации осваивать самое сложное познавательное содержание. Исследователи считают, что нельзя сводить воспитательную ценность дидактической игры только к развитию умственных способностей и расширению кругозора, так как очень важным представляется влияние игры на нравственно-эстетическое развитие детей в их эмоционально-волевую сферу.

В детском саду дети знакомятся с большим количеством дидактических  игр, подобранных в определенно  системе, «специализация» которых (игры-поручения, игры с прятаньем, игры с загадыванием и отгадыванием, сюжетно-ролевые дидактические игры, игры-соревнования, игры в фанты и др.) направлена на развитие и усвоение родного языка, моторики, музыкальной речи, знаний о природе, математических и пространственных представлений, возможностей формы и цвета, линий и пятен, ролевых взаимодействий; в игре проявляются инициатива и самостоятельность идей, организаторские и коммуникативные способности и т.д.

Развитие мышления детей  не происходит само собой, им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые на занятиях, в дидактических играх передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребенок постепенно приучается правильно строить суждения, делать обоснованные выводы.

В дидактических играх  воспитатели ставят ребенка в  такие условия (игровые), когда он вынужден вспомнить, что ему говорили на практике, во время экскурсий, а это очень важно при подготовке ребенка к школе. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель советует им распределять между собой роли в игре так, чтобы поставить ребенка, у которого не сформировались моральные нормы поведения, в такие игровые условия, когда он, выполняя роль, должен будет проявить внимание, доброжелательность, заботу о товарище, перенося затем эти качества в повседневную жизнь.

Также необходимо отметить, что в дидактических играх  закрепляются полученные детьми знания и умения; развивается восприятие, мышление, память, внимание / 7, с. 381/.

В играх дошкольники  стремятся опередить товарищей  по игре, когда возможность стать  первым есть у всех членов команды. В таких играх проявляются  коллективистские качества, играющие важную роль в жизни ребят. Чувство локтя, гордость за товарищей, удовлетворение от победы и понимание того, что трудный путь к выигрышу не напрасен, - вот моральные итоги коллективных дидактических игр, придающие им воспитывающий характер.

Коллективный характер творчества, проявляющийся в совместной игре, побуждает детей рассуждать, сравнивать, обмениваться мнениями, спорить, поддерживать друг друга; учит уважать чужое мнение, просить совета и помощи. У детей повышается интерес к коллективной деятельности, если ее результаты имеют общественные ценности.

В дидактических играх  для подготовительной группы основная дидактическая задача, которая ставится воспитателем для углубления знаний и развития навыков детей в  какой-либо деятельности, сопровождается одной или несколькими сопутствующими задачами.

Включение взрослого  в дидактическую игру в качестве создателя, организатора и руководителя позволяет говорить о ее воспитательной ценности: игра управляема педагогом, входит в арсенал его педагогических средств, усваивается детьми и отражается в их самостоятельной деятельности.

Организация игровых  технологий происходит в 3 этапа:

1 этап: вводный (диагностический). Он включает комплексный диагностический пакет и решает задачи, связанные с изучением:

       - детских интересов и предпочтений в дидактических играх;

       - игровых  позиций детей;

       - эффективности  предметно-развивающей среды.

2 этап: организация дидактической  игры («игра в  подготовку к  игре»):

       - определение  ситуаций, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

      - создание  предметно-игровой среды;

      - совместная  игровая деятельность воспитателя  и детей.

3 этап: итоговый (заключительный). Проводятся оценки развития и активности детей и уровня сформированности игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей / 28, с. 113/.

В дидактической игре роль воспитателя несравненно большая, чем в детских играх другого  типа, и главное в том, что воспитатель  вводит детей в ту или иную игру и знакомит их с методом ее ведения. Участвуя в ней, сам ведет ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Руководство дидактической  игрой требует большого педагогического  мастерства. Отбирая игры, воспитатель  исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить  игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и обеспечить возможность каждому ребенку  активно действовать в игровой ситуации.

Воспитатель должен довести  структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и  игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы.

Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала  умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

- Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.

- Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности.

- Она позволяет в непринужденной ситуации осваивать самое сложное познавательное содержание.

- Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые на занятиях, в дидактических играх передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребенок постепенно приучается правильно строить суждения, делать обоснованные выводы.

- В дидактических играх закрепляются полученные детьми знания и умения; развивается восприятие, мышление, память, внимание.

Информация о работе Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников