Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Введение. 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6
1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….……………….…...6
1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников…………...9
1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности
дошкольников…………………………………………………………………..16
Выводы………………………………………………………………………….25
Глава 2 Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода……………………………...……………………………..……26
2.1 Необходимые навыки и знания для поступления в школу……………...26
2.2 Выявление уровня сформированности познавательной активности…...27
2.3 Программа развивающих занятий………………………………………...35
2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию
игровых технологий………………………………………………………………54
Выводы………………………………………………………………………...57
Заключение………………………………………………………………………….58
Список литературы……………………………………………………
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л.С.Выгодский, Д.В.Эльконин, А.П.Усова, Л.А.Венгер) отмечают, что именно самостоятельные формы имеют в педагогике наиболее важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т.Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного и физического).
В науке игра рассматривается с различных позиций. С позиции психологии отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра это форма усвоения общественного опыта.
К.Д.Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В.Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи (первоочередной задачей является развитие нравственных и общественных качеств); игра должна носить самодеятельный, развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт) / 7, с. 374/.
Основу классификации игр, которая
принята в советской
Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые темы, игры с производственной тематикой, строительные игры, игры с природными материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметам и игрушками, словесные дидактические игры, настольно-печатные игры, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
Но наибольшей ценностью для познавательного процесса являются дидактические игры.
В дидактической игре тесно взаимосвязаны познавательный и игровой аспекты. Познавательная сторона дидактической игры выражается в дидактической (обучающей) задаче, которую ставит перед собой воспитатель; постановка ее основывается на программных требованиях и отражает учебный характер игры. Игровая сторона дидактической игры выражена игровой задачей и игровым действием, которые придают обучению форму игры; подчиненность решения игровой задачи правилу делает игру привлекательной, а значит, усиливает ее занимательное начало. Постановка дидактической задачи придает игре целенаправленность и логичность. В дидактической игре решаются вопросы сенсорного и умственного воспитания, эстетического и нравственного развития ребенка.
Дидактическая задача предстает перед детьми в качестве игровой, носящей практический характер. Взаимодействие (соотношение) обучающей и игровой сторон дидактической игры влияет на взаимоотношения педагога и детей в игре и на саму игру таким образом, что при усилении роли обучающей (дидактической) задачи и сведении на нет игровой дидактическая игра может превращаться в дидактическое упражнение (при наличии упорной повторяемости действий) или занятие, на котором ведущую роль играет взрослый – обучает детей, прививает им знания, умения и навыки. Усиление занимательной стороны игры (введение игровой задачи, игрового действия и игрового правила) меняет характер взаимоотношений между взрослыми и детьми (они включаются в игровую ситуацию); тогда дидактическое упражнение органично вплетается в канву игровых действий и преобразуется в дидактическую игру.
Воспитатель выделяет в дидактической игре учебный элемент, который требует «проработки», и основывает на нем дидактическое упражнение. Ученые считают, что упражнения содействуют более глубокому освоению знаний и навыков; в основе их лежит многократное повторение. Но деятельность в упражнениях может носить творческий характер, если воспитатель создает атмосферу свободы, в которой дети самостоятельно могут применять усвоенные знания. А.И.Сорокина называет дидактические упражнения «малой лабораторией», в которой оттачиваются действия, уточняются знания, проявляется активность и развивается умение сосредоточиться.
Дидактическая игра имеет широкий спектр возможностей в образовательном процессе детского сада и рассматривается учеными и практиками как прием обучения на занятии, как форма обучения в коллективной игровой деятельности детей под руководством взрослого и как самостоятельная игровая деятельность детей.
Введение дидактической игры в специально организованное занятие делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным, но возможности самой игры при этом довольно ограничены: в дидактической игре не ставятся цели учебной деятельности /23, с. 7/.
В игре как форме обучения решаются программные задачи. Как игровая деятельность коллектива детей под руководством взрослого, она позволяет в непринужденной ситуации осваивать самое сложное познавательное содержание. Исследователи считают, что нельзя сводить воспитательную ценность дидактической игры только к развитию умственных способностей и расширению кругозора, так как очень важным представляется влияние игры на нравственно-эстетическое развитие детей в их эмоционально-волевую сферу.
В детском саду дети знакомятся
с большим количеством
Развитие мышления детей не происходит само собой, им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые на занятиях, в дидактических играх передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребенок постепенно приучается правильно строить суждения, делать обоснованные выводы.
В дидактических играх воспитатели ставят ребенка в такие условия (игровые), когда он вынужден вспомнить, что ему говорили на практике, во время экскурсий, а это очень важно при подготовке ребенка к школе. Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель советует им распределять между собой роли в игре так, чтобы поставить ребенка, у которого не сформировались моральные нормы поведения, в такие игровые условия, когда он, выполняя роль, должен будет проявить внимание, доброжелательность, заботу о товарище, перенося затем эти качества в повседневную жизнь.
Также необходимо отметить, что в дидактических играх закрепляются полученные детьми знания и умения; развивается восприятие, мышление, память, внимание / 7, с. 381/.
В играх дошкольники стремятся опередить товарищей по игре, когда возможность стать первым есть у всех членов команды. В таких играх проявляются коллективистские качества, играющие важную роль в жизни ребят. Чувство локтя, гордость за товарищей, удовлетворение от победы и понимание того, что трудный путь к выигрышу не напрасен, - вот моральные итоги коллективных дидактических игр, придающие им воспитывающий характер.
Коллективный характер творчества, проявляющийся в совместной игре, побуждает детей рассуждать, сравнивать, обмениваться мнениями, спорить, поддерживать друг друга; учит уважать чужое мнение, просить совета и помощи. У детей повышается интерес к коллективной деятельности, если ее результаты имеют общественные ценности.
В дидактических играх для подготовительной группы основная дидактическая задача, которая ставится воспитателем для углубления знаний и развития навыков детей в какой-либо деятельности, сопровождается одной или несколькими сопутствующими задачами.
Включение взрослого в дидактическую игру в качестве создателя, организатора и руководителя позволяет говорить о ее воспитательной ценности: игра управляема педагогом, входит в арсенал его педагогических средств, усваивается детьми и отражается в их самостоятельной деятельности.
Организация игровых технологий происходит в 3 этапа:
1 этап: вводный (диагностический). Он включает комплексный диагностический пакет и решает задачи, связанные с изучением:
- детских интересов и предпочтений в дидактических играх;
- игровых позиций детей;
- эффективности предметно-развивающей среды.
2 этап: организация дидактической игры («игра в подготовку к игре»):
- определение ситуаций, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
- создание предметно-игровой среды;
- совместная
игровая деятельность
3 этап: итоговый (заключительный). Проводятся оценки развития и активности детей и уровня сформированности игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей / 28, с. 113/.
В дидактической игре
роль воспитателя несравненно
Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Воспитатель должен довести
структуру дидактической игры до
сознания каждого ребенка, мобилизовать
силы детей на выполнение правил и
игрового действия. Для этого необходимо
тщательно подготовиться к
Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи.
Выводы:
- Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом.
- Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности.
- Она позволяет в непринужденной ситуации осваивать самое сложное познавательное содержание.
- Опираясь на опыт, имеющийся у ребенка, взрослые на занятиях, в дидактических играх передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребенок постепенно приучается правильно строить суждения, делать обоснованные выводы.
- В дидактических играх закрепляются полученные детьми знания и умения; развивается восприятие, мышление, память, внимание.
Информация о работе Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников