Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Введение. 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6
1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….……………….…...6
1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников…………...9
1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности
дошкольников…………………………………………………………………..16
Выводы………………………………………………………………………….25
Глава 2 Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода……………………………...……………………………..……26
2.1 Необходимые навыки и знания для поступления в школу……………...26
2.2 Выявление уровня сформированности познавательной активности…...27
2.3 Программа развивающих занятий………………………………………...35
2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию
игровых технологий………………………………………………………………54
Выводы………………………………………………………………………...57
Заключение………………………………………………………………………….58
Список литературы……………………………………………………
Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности.
Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.
Учебная игра является одним
из способов организации учебно-
Таким образом, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.
Дошкольное детство
– большой отрезок жизни
Психологи-педагоги выделяют
следующие функции
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.
Под вниманием понимается
направленность и
Рассмотрим основные
виды внимания. Таковыми являются природное
и социально обусловленное
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально обусловленное внимание складывается в результате обучения и воспитания.
Непосредственное внимание
не управляется ничем, кроме того
объекта, на который оно направлено
и который соответствует
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т.д.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредотачивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.
Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли.
Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения / 24, с. 417/.
Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система кодов, обозначающих предметы, явления, признаки окружающего мира. Речь – это процесс общения, опосредованный языком.
Основной единицей языка считается слово. Оно имеет две характеристики – предметную отнесенность и значение. Слово указывает на предмет, вызывая у человека образ этого предмета. К тому же слово выделяет в предметах наиболее существенные, главные признаки, абстрагируясь от второстепенного. Поэтому, одевая словом, человек усваивает сложную систему связей и отношений, в которую включен тот или иной предмет. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности.
В дошкольном возрасте мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности ребенка узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед школьником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное решение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.
Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
- речь отрывается от
конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное
средство общения;
- появляются
связные формы речи, возрастает ее выразительность;
- ребенок постигает
законы родного языка в
- ребенок учится
излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются
в способ решения интеллектуальных задач,
а речь становится орудием мышления и
средством познания, интеллектуализации
познавательных процессов;
- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;
- складывается планирующая
функция речи, когда она начинает
предварять решение
- возникает звуковая
функция речи, выделение слова
как абстрактной единицы, что с
- складывается понимание форм языковой деятельности;
- речь становится особым
видом произвольной
- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;
- возникают предпосылки для овладения грамотой / 7, с. 381/.
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
Память составляет совокупность
процессов запоминания
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятии и мышлении.
Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Так, малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом землянику.
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
- преобладает непроизвольная образная память;
- память, все больше
объединяясь с речью и
- словесно смысловая
память обеспечивает
- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом самого ребенка;
- формируются предпосылки
для превращения процесса
- по мере накопления
и обобщения опыта поведения,
опыта общения ребенка со
Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.
Мышление имеет
В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.
Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят к появлению развернутого мыслительного процесса – рассуждения, к бурному развитию мыслительных операций.
Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблемности мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир.
Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления.
Ребенок переходит к решению интеллектуальных задач. Он строит свои собственные теории. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления.
Другое важнейшее направление в развитии мышления дошкольника связано с изменением соотношения между практическим и умственным действием. В практической деятельности ребенок начинает не только выделять, но и использовать связи и отношения между предметами и явлениями, действиями. Ребенок проводит простейшие опыты, экспериментирует, что приводит ребенка к выводам, обобщенным представлениям.
Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам / 26, с. 119/.
У дошкольников игра является ведущей деятельностью. Дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания ребенком действительности. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности. Поэтому нельзя недооценивать значение игры в дошкольном возрасте.
Информация о работе Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников