Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:45, дипломная работа
Объект исследования – зависимость от компьютерных игр как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социализация подростков имеющих компьютерную зависимость.
Цель исследования – выявить и проанализировать влияние компьютерных игр на социализацию подростков.
Глава 1. Социализация подростков как социально-педагогическая проблема
1.1. Особенности социализации в подростковом возрасте
1.2.Специфика формирования зависимости от ролевых компьютерных игр
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с подростками, испытывающими зависимость от ролевых компьютерных игр
2.1. Социально-педагогическая диагностика влияния зависимости от ролевых компьютерных игр на социализацию подростка
2.2. Социально-педагогическая коррекция зависимости от компьютерных игр в подростковом возрасте
После проводится обсуждение всего, о чём говорилось на занятии, что нового узнали дети, поучаствовавшие в занятии.
Занятия 2-3. Коммуникативный тренинг.
Условия проведении: Занятия проводятся в светлом, достаточно просторном помещении, не загроможденном мебелью. Все участники садятся по кругу, друг к другу лицом. Руки свободны. Между участниками не должно быть столов или другой мебели. Нежелательна мешающая одежда: слишком короткие юбки, тесная и неудобная, слишком теплая одежда и т.д. Количество участников тренинга не должно превышать 15-18 человек.
Занятия 2. В начале занятия объявите его цель: почувствовать на себе, какие ощущения может приносить полноценное общение. Объясните ученикам, что основную группу риска развития аддикции составляют люди, не умеющие полноценно общаться в физической реальности. Обратите внимание учеников, что общительность - это не личностное качество (которое дается «от бога»), а сложная группа навыков, которым необходимо специально обучаться. Объявите основное правило тренинга: участие в упражнениях не обязательно, но никто ни в коем случае не должен мешать другим участникам - отвлекать разговорами, прикосновениями, критическими высказываниями и т.д. Если кто-то из участников категорически не хочет принимать участие в играх, то он тихо сидит, не покидая круга, и никому не мешает.
Если кто-то из учеников «выключается» из нескольких игр подряд, или совсем отказывается от участия в тренинге, на него следует обратить особое внимание. Возможно, его коммуникативные проблемы уже достигли уровня невроза, и ему необходима индивидуальная работа с психологом.
Общение начинается с контакта взглядов.
Игра «Счет глазами»: ведущий произносит «Раз!» и смотрит на кого-то из участников. Тот, на кого смотрит ведущий, говорит «Два!» и смотрит еще на кого-то из присутствующих. Тот, на кого смотрит сказавший «Два», произносит «Три!» и передает взгляд дальше. Счет продолжается до пятидесяти. В случае сбоев: неправильно названного числа или потери взгляда, счет возобновляется с единицы.
Большую роль в обшении играет «язык жестов».
Игра «Жест по кругу»: ведущий поворачивается к соседу справа и делает какой-либо короткий, четкий жест руками (например, хлопает в ладоши). Сосед повторяет этот жест, повернувшись к своему правому соседу, тот —дальше и так пока жест не вернется к ведущему. Все участники следят за теми искажениями, которым подвергается жест в ходе движения по кругу. Когда круг замкнулся, желающие рассказывают, какие искажения они заметили. Затем ведущий запускает следующий жест, более сложный и выразительный (например, «просит» что-то или «грозит»). Когда играющие освоятся с играм, игра усложняется: ведущий запускает один жест вправо от себя, и сразу же другой - влево. Жесты перемещаются навстречу друг другу, причудливо трансформируясь по пути.
Также значительную роль играет интонация и напряжение, с которыми произносятся слова.
Игра «Да-да, нет-нет»: ведущий поворачивается к своему соседу справа и спокойно произносит слово «Да». Сосед повторяет слово и интонацию, повернувшись к своему правому соседу. Слово обходит всех участников по кругу, возвращаясь к ведущему. Не меняя темпа, ведущий «отправляет по кругу» то же самое слово, но с более энергичной интонацией («категорическое «Да»). На следующем «витке» интонация становится еще более энергичной, подкрепляясь резким движением рук («рубящий» или «забивающий» жест). На следующем витке слово яростно выкрикивается.
Когда «яростное ДА» возвращается к ведущему, он запускает по кругу тихое, спокойное «Нет». Не меняя темпа, «Нет» обходит круг, с каждым витком усиливаясь интонационно - вплоть до крика, после чего сменяется тихим, спокойным «Да» с новым нарастанием интонации. Игра повторяется два - три полных круга.
После проведения трех упражнений остановитесь и предложите участникам высказаться о своих впечатлениях. Объясните, что проговаривание необходимо для того, чтобы лучше запомнить свои переживания и мысли. Обратите внимание учеников, что общение в физической реальности включает такие элементы, которых нет в компьютерном общении - взгляд, жест, интонации.
Попросите
особо высказаться тех
Следующий блок упражнений служит для ослабления напряжений, мешающих общению.
Игра «Две минуты болтовни»: бесцельная и бессмысленная болтовня часто помогает снизить напряжение. По сигналу ведущего все участники разом начинают говорить. Никто никого не слушает. Разрешается болтать все, что угодно - нести чушь, повторять свой адрес, - нельзя только умолкать. Как только кто-то из участников замолкает, ведущий энергично призывает его продолжить болтовню. Шум продолжается ровно две минуты по часам ведущего, после чего все умолкают и прислушиваются к своим ощущениям.
Игра «Хмыканье»: ведущий поворачивается к соседу справа и произносит звук, выражающий согласие («Ум-хум»). Обычно такой звук произносится носоглоткой, не открывая рта. «Хмыканье» обходит круг, как в предыдущих упражнениях. На втором витке звук становится энергичнее. Используйте разнообразные интонации: вопросительную, торжествующую, сомневающуюся и т.д. На втором - третьем витках звук становится еще энергичнее и протяжнее («Хм-хм», «Хм-хм-хм») до тех пор, пока у участников не начнет пересекаться дыхание.
Игра «Напрячься, чтобы расслабиться»: все участники вытягивают вперед сжатые в кулаки руки. Ведущий предлагает представить себе, что в кулаках зажато что-то очень нелюбимое, что хотелось бы раздавить в порошок. Затем ведущий начинает счет от единицы до десяти. На каждой следующей цифре напряжение в кулаках растет. Растет и напряжение в голосе ведущего.
Не забывайте дышать во время этого упражнения!
На счете «десять» напряжение сбрасывается. Участники стряхивают с рук «песок», оставшийся от нелюбимого предмета.
Затем все складывают руки перед грудью, как будто сжимая что-то в объятиях. По счету ведущего «объятия» становятся все напряженнее, как будто пытаясь кого-то раздавить или задушить. На счет «десять» руки разжимаются. Наклонитесь вперед и стряхните с рук остатки напряжения.
На следующем этапе руки укладываются сзади на основание шеи, локти в стороны, ладони лежат одна на другой (пальцы не переплетать). На счет от одного до десяти руки пытаются пригнуть корпус вперед, а корпус - откинуться назад. Напряжение растет вместе с голосом ведущего и сбрасывается на счете «десять».
Все
участники принимают «позу
Участники вытягивают ноги вперед, упираются пятками в пол, а носки оттягивают на себя. Представьте себе, что под ногами у вас - тугие педали автомобиля. Вы давите на них все сильнее и сильнее, но они поддадутся только на счет «десять».
Игра «Послушное лицо»: участники попарно поворачиваются друг к другу лицом. По команде ведущего, глядя в лицо партнеру, каждый сильно нахмуривает брови. По следующей команде - прищуривает глаза. Затем - раздувает ноздри. Затем - плотно сжимает губы и слегка выпячивает подбородок. Несколько секунд каждый участник рассматривает получившуюся злую гримасу на лице партнера, как в зеркале, а затем расслабляет лицо. Переждав неизбежный приступ смеха, участники последовательно движутся к полному расслаблению лицевых мышц: лоб становится гладким и безмятежным, глаза смотрят сквозь партнера «в никуда», нижняя челюсть слегка отвисает и рот вяло приоткрывается - лицо полного дебила. Цикл напряжение - расслабление повторяется два - три раза.
После проведения блока расслабляющих упражнений остановитесь и подведите итоги занятия в целом. Правильно проведенное занятие оставляет ощущение состоявшейся веселой игры. Участники чувствуют себя легко, уверенно. Зачастую изменения видны даже на глаз: улучшается цвет лица, глаза блестят, движения становятся более плавными и гармоничными.
Занятие 3. Продолжаем тему общения. Основная цель занятия - почувствовать пользу и важность доверительного непосредственного общения.
Урок начинается с разминочных упражнений «Счет глазами» и «Жест по кругу». Эти упражнения помогают участникам сосредоточиться и настроиться на работу.
Обратите внимание участников на то, что общению часто мешает неумение сосредоточиться. Проведите разминочное игра «Муха».
Игра «Муха»: ведущий предлагает присутствующим представить себе клетчатое поле три на три клетки. В центральной клетке находится муха. По команде участников она может перепрыгивать вправо, влево, вверх или вниз на одну клетку. Мухе запрещено прыгать назад (если один участник подал команду «вверх», то следующему нельзя скомандовать «вниз»), а также запрещено покидать пределы поля. Участники по кругу подают мухе команды, причем подавший запрещенную команду выбывает из игры (но остается сидеть в круге). Участник может добровольно покинуть игру, если он потерял из виду положение мухи. Игра продолжается с нарастающим азартом, пока не останется один-два самых внимательных. Тогда всех участников просят рассказать, каким образом каждый следил за мухой - взглядом, или же положением тела, или еще как-нибудь. Пусть победители поделятся своими секретами удерживания концентрации внимания.
После разминки в круге происходит обсуждение темы «Идеальный слушатель». Представьте себе человека, который умеет слушать так, что ему можно без конца рассказывать о самых сложных и трудных вещах, о себе и своих проблемах. Расскажите друг другу, какими приемами «Идеальный слушатель» помогает говорящему. Что он делает, а чего - не делает?
В ходе обсуждения формулируются правила активного слушания:
- не отвлекайся от говорящего, все время показывай, что ты продолжаешь его внимательно слушать;
- не перебивай и не пытайся говорить о себе;
-
помогай говорящему, если он в
затруднении: подскажи нужное
слово, покивай, задай
- реагируй на то, что тебе говорят, не будь бесчувственным;
- если говорящий отклоняется от темы, помоги ему вернуться к ней мягким напоминанием или наводящим вопросом.
Сформулировав правила активного слушания, участники приступают к выбору партнера для следующего упражнения. Для этого, не вставая с мест и по возможности не разговаривая (если разговоры слишком шумные, можно провести игра «Две минуты болтовни») каждый участник глазами встречается с кем-то из присутствующих. Если участников (кроме ведущего) четное количество, то ведущий не участвует в этом упражнении. Если нечетное - участвует наравне со всеми остальными.
Встретившись взглядом с партнером по упражнению, убедись, что он также смотрит именно на тебя. Молча поблагодари его за то, что он тебя выбрал. Покажи, как ты рад вашему взаимопониманию.
Выбрав партнеров, участники встают и пересаживаются так, чтобы ни одна пара не мешала остальным. Ведущий объясняет задание: по его сигналу один из партнеров в каждой паре начинает рассказывать о своих проблемах в общении с другими людьми. Задача второго партнера - слушать так, чтобы говорящий не умолкал и не отвлекался от темы на протяжении десяти минут. После этого партнеры благодарят друг друга и меняются ролями: на следующие десять минут говоривший становится слушателем, а слушатель - рассказчиком.
По
окончании упражнения все возвращаются
в круг и обсуждают полученный
опыт. Каждый ставит оценку себе и своему
партнеру (как слушателю), объясняя,
какие правила активного
Правильно проведенное занятие доставляет много положительных переживаний. Участники убеждаются, что доверительное общение - это огромное удовольствие.
Уроки 4-5. Микротренинг самоосознания. Основная цель четвертого и пятого уроков - способствовать тенденциям конструктивного решения учащимися экзистенциальных личностных проблем. Значительная часть «группы риска» возникновения компьютерной зависимости - это люди, которые не могут твердо ответить на вопросы «Кто я?», «Зачем я живу на свете?», «Каким я хочу быть?». Общих ответов на подобные вопросы не существует, каждый ищет их самостоятельно, и многим необходима помощь в этих поисках.
Занятие 4. Цель занятия - сосредоточить внимание учащихся на философской проблеме выбора «Быть или казаться». Иначе эта проблема формулируется как вопрос выбора роли (маски), которую человек надевает в обществе. Для проведения этого занятиеа потребуется цветная бумага, клеящие карандаши или бумажный клей, ножницы.
Информация о работе Влияние зависимости ролевых компьютерных игр на социализацию подростка