Влияние зависимости ролевых компьютерных игр на социализацию подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание

Объект исследования – зависимость от компьютерных игр как социально-педагогическая проблема.

Предмет исследования – социализация подростков имеющих компьютерную зависимость.

Цель исследования – выявить и проанализировать влияние компьютерных игр на социализацию подростков.

Содержание

Глава 1. Социализация подростков как социально-педагогическая проблема
1.1. Особенности социализации в подростковом возрасте
1.2.Специфика формирования зависимости от ролевых компьютерных игр
Глава 2. Социально-педагогическая деятельность с подростками, испытывающими зависимость от ролевых компьютерных игр
2.1. Социально-педагогическая диагностика влияния зависимости от ролевых компьютерных игр на социализацию подростка
2.2. Социально-педагогическая коррекция зависимости от компьютерных игр в подростковом возрасте

Работа состоит из  1 файл

влияние зависимости от комп игр.doc

— 617.50 Кб (Скачать документ)

    Занятие проводится в круге. После блока  разминочных упражнений участникам предлагается сесть поудобнее (самая удобная - «поза фараона») и представить себе огромный склад масок. Длинные, до горизонта полки завалены и заставлены самыми различными масками. Здесь есть узкие маски, закрывающие только часть лица, а есть маски, скрывающие все тело. Маски людей, животных и фантастических существ. Движущиеся и говорящие маски, внутри которых можно самому ничего не делать. Маски из мусора и из драгоценных металлов.

    Мысленно  погуляй вдоль полок с масками. Выбери себе маски, которые тебе понравятся. В какой маске было бы удобно и комфортно ходить в школу? А в какой - разговаривать с родителями? Какую маску ты бы надел для встречи с друзьями (подругами)? А с врагами?

    Не  обсуждая увиденное в фантазиях, каждый участник берет материалы  и инструменты и изготавливает  маску по своему вкусу. Бумажная маска должна надеваться на голову и держаться на ней без помощи рук. Проследите, чтобы отверстия для глаз совпадали с реальными размерами лица.

    С готовыми масками в руках участники  возвращаются в круг. Затем каждый передает свою маску соседу слева, а тот - своему соседу слева. Каждый надевает на себя чужую маску.

    Ведущий предлагает любому желающему начать рассказ о себе от имени маски, которая на него надета. Участник рассказывает, кто он (маска) такой, зачем сюда явился и как себя чувствует, чего ему хочется и чего он боится. Закончив свой рассказ, участник передает слово своему соседу справа, и так по кругу высказываются все присутствующие. Только после этого можно снять маски.

    После окончания упражнения участники  проговаривают свои впечатления. Несмотря на внешнюю незамысловатость, игра обычно вызывает сильные переживания: сначала под маской ощущается замечательная безопасность и свобода, но вскоре маска начинает давить и душить, хочется сдернуть ее с лица немедленно.

    Обратите  внимание учеников на то, что многие люди «носят маски» из страха или неуверенности в себе, притворяясь кем-то, кем они не являются.

    В конце занятия объявите тему следующего, завершающего занятия «Истинное  Я» и задайте домашнее задание: каждый ученик должен написать короткие письма к своему телу, к своему разуму и к своим чувствам, а также ответные письма - от своего тела, разума и чувств к своему Я (итого шесть писем).

    Занятие 5. Цель занятия - актуализировать для учеников ощущение центра личности (истинного Я, самости). В подростковом и юношеском возрасте распространенной проблемой является нечеткое самоосознание. Человек, ошибочно отождествляющий себя со своим разумом, зачастую враждебно относится к своему телу и к своим эмоциям, что приводит его в группу риска по таким компьютерным аддикциям, как геймерство, гамблинг и серфинг.

    Занятие проводится в круге. После блока  разминочных упражнений участникам предлагается обсудить, какие новые  и неожиданные для себя переживания  удалось получить при написании  писем (домашнее задание). Если в группе установились достаточно доверительные и дружелюбные отношения, можно зачитать некоторые письма вслух (только по желанию участников!).

    Игра  «Скульптор»: каждый участник выбирает себе партнера (см. занятие 3). Все поднимаются  и размещаются по комнате так, чтобы не мешать друг другу. Один из партнеров в каждой паре (кто именно - пара договаривается между собой) играет роль глины, а другой - скульптора. «Скульптор» лепит из «глины» аллегорическую фигуру под названием «Мое тело» - то есть, придает партнеру такую позу, которая аллегорически выражает ощущения «скульптора» от своего тела. Не надо ничего объяснять своей «глине» - просто лепите!

    По  окончании «лепки» «скульпторы» могут походить между готовыми фигурами и посмотреть, у кого что получилось. Все это время «глина» в неподвижности сохраняет свою позу, какая бы неудобная она ни была. Шевелиться нельзя!

    После осмотра выставки каждый «скульптор»  возвращается к своему произведению и внимательно выслушивает рассказ  о том, каково быть его телом. «Глина» говорит, насколько удобно или неудобно было играть роль тела «скульптора», насколько утомительно это было, в какой ситуации такая поза была бы уместна (на сцене, на носу корабля, на газоне в пионерском лагере, в музее и т.д.).

    Затем партнеры меняются ролями и игра повторяется.

    По  окончании упражнения участники  возвращаются в круг и обмениваются впечатлениями.

    Наиболее  глубоким и сильным мотивом, толкающим  людей к зависимым формам поведения, является страх смерти. Иллюзия бессмертия, которую дает виртуальная реальность, может оказаться решающей причиной развития аддикции. Идея о том, что смерть есть непременный атрибут жизни, во многих случаях вызывает страх и перед жизнью - тогда молодой человек начинает стремиться к иллюзорному существованию в искусственной реальности.

    Работа  с мотивом страха смерти (базальный  страх) требует от социального педагога  хорошей психологической подготовки и опыта. Она проводится методом  направленного воображения (Р. Ассаджоли).

    Игра  «Круг черной земли»: (последующий  текст проговаривается ведущим негромко, но внятно, спокойным голосом с четкой дикцией)

    Сядьте  в круг и примите удобную позу (самая удобная - «поза фараона»). Проверьте, не упадет ли ваша голова назад  или вперед, если расслабить шею? Спросите ваши руки, в какой позе им удобнее находиться? Не заставляйте свое тело принимать неудобную позу, разрешите ему расслабиться.

    Послушайте, какие звуки раздаются вокруг. Возможно, вы слышите чье-то дыхание, скрип стула, шаги за стеной, птиц и  машины на улице. Реагировать на все эти звуки незачем. Они нас не касаются.

    Послушайте  свое дыхание. Не надо им управлять, только наблюдайте. Что длиннее - вдох или  выдох? Где располагается пауза: перед вдохом или после него?

    Почувствуйте, как с каждым выдохом тело расслабляется. Похоже, что от шеи и вниз прокатываются мягкие, теплые волны. Тело засыпает. Позвольте ему расслабиться и отдохнуть. Сами собой закрываются глаза. Только разум не спит.

    Мой разум находится глубоко в  черной земле. Я чувствую себя туго свернутым в комок. Я не знаю, как давно я здесь. Нет времени, нет верха и низа, нет дыхания и нет движения.

    И вдруг я чувствую, как в середине меня загорается маленькая красная  искра. Она жгуче-горячая, она пульсирует и растет. Я чувствую давление и  начинаю разворачиваться. Теперь я знаю, где находится верх, и я стремлюсь туда. Я расту и продавливаю собой сырую землю.

    Я вырываюсь на поверхность! Ослепительный  свет, множество звуков и красок - это как взрыв! Я глубоко вдыхаю воздух и тянусь вверх, в небо.

    Теперь  я чувствую, как становлюсь все больше и шире. Мои корни глубоко в земле, по ним снизу вверх течет холодный поток воды и минералов. Моя крона высоко в небе. Множеством листьев я впитываю горячий солнечный свет. Он смешивается с подземными водами в моем теле - и оно растет.

    Я готовлюсь цвести. Потоки энергии завязываются в бутоны и распускаются прекрасные цветы. Я чувствую гордость и счастье - я весь в цвету и замечательно красив!

    Сейчас  мои цветы облетают, и на их месте  завязались плоды. Или один плод. Он растет, я питаю его всей своей энергией. Потоки воды и солнечного света я направляю в мой плод - он набухает соком и сладостью.

    Теперь  я чувствую, что засыхаю. Все свои соки я перелил в плод. Он большой  и тяжелый, я уже не могу его  удерживать. Он падает на черную землю  и погружается в нее. Внутри плода - крошечное семечко.

    Я засыпаю глубоко в черной земле. Внутри меня - маленькая красная  звезда, она тихо гаснет.

    Пошевелите  пальцами ног. Напрягите и расслабьте ноги. Пошевелите плечами. Откройте глаза. Сделайте медленный, глубокий вдох и выдох. Стряхните остатки сна с рук. Проснитесь!

    После некоторой паузы можно обменяться впечатлениями от упражнения, от занятия  и от программы в целом. Обратите внимание учеников на то, насколько  разнообразные и яркие переживания  может доставить материальный мир, как много радости несет непосредственное общение, какие глубины и высоты самопознания ждут их в физической реальности.

Информация о работе Влияние зависимости ролевых компьютерных игр на социализацию подростка