Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 08:10, дипломная работа
Целью нашей исследовательской работы стала необходимость определить роль сюжетно- ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников.
Объектом был определен процесс нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста, предметом - воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что воспитание гуманных качеств будет успешным, если:
1. Будет использована и разработана система сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманных качеств.
2. Будет создана психологически комфортная сфера для воспитания гуманных качеств.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре 4
1.1.Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста 4
1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников 4
Глава 2. Педагогические условия воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.1. Изучение уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста 4
2.2 Технология воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.3. Результат экспериментальной работы 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Приложение 4
Содержание
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре 4
1.1.Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста 4
1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников 4
Глава 2. Педагогические условия воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.1. Изучение уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста 4
2.2 Технология воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.3. Результат экспериментальной работы 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Приложение 4
Проблема
нравственного воспитания детей
дошкольного возраста актуализируется
сложившейся ситуацией в
Гуманизм- это качество, выражающееся в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, эмпатии.
Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.
Важной задачей ДОУ становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающую творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека являются характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. А.В. Запорожец называл умение понять другого новым видом внутренней психической активности ребенка. [8]
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего дошкольного возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятие, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А. Пеньевской, A.M. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и др. [8]
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации(А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова идр)[19]
Несмотря на изменения условий жизни современного дошкольника, на достижения педагогики в плане изучения сущности игры, давно сложившийся «идеал» сюжетной игры как «коллективной проработки знаний» до сих пор является стереотипом сознания многих поколений воспитателей
В процессе игры у дошкольника развиваются такие качества, как товарищество, доброты, чувство долга. Например, игра «Больница», выполняя роль врача, дети понимают, что врач должен лечить, помогать людям.
Исследованием
процесса воспитания гуманных качеств
в сюжетно-ролевой игре у детей
старшего дошкольного возраста, занимаются
следующие педагоги-психологи
В ходе исследования была поставлена следующая проблема, при каких педагогических условиях развитие гуманных качеств в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективнее.
Целью нашей исследовательской работы стала необходимость определить роль сюжетно- ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников.
Объектом был определен процесс нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста, предметом - воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что воспитание гуманных качеств будет успешным, если:
1. Раскрыть теоретические основы
воспитание гуманных качеств в
процессе сюжетно-ролевых игр.
2. Определить,
критерии и уровни воспитания гуманных
качеств у детей
старшего дошкольного возраста.
3. Определить психолого-педагогические условия использования сюжетно-ролевых игр, способствующих воспитанию гуманных качеств.
Так же использовалась сложившаяся в педагогике традиционная система методов исследования:
Теоретика методологическую основу исследования составляет концепция игровой деятельности Н. Коротковой, Н. Михаиленко, воспитания нравственных качеств у старших дошкольников A.M. Виноградовой, А.Д. Кошелевой.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Базой исследования является МДОУ № 67 «Подснежник».
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. А.В. Запорожец называл умение понять другого новым видом внутренней психической активности ребенка. [8]
Проблема воспитания гуманных качеств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятие, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, A.M. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д.Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и др.
Что же исследования дали практике? Уточнилось содержание доступных детям знаний о гуманных отношения к людям и природе, определилась методика формирования таких взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста. В основе методики лежит механизм нравственного воспитания, но последовательность компонентов механизма меняется в зависимости от возраста детей.
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание,хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку,) обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется.) Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что - отрицательную. [6]
В младшем
дошкольном возрасте важно, чтобы социальный
опыт ребенка пополнился множеством
единичных положительных
Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора- песенки, потешки, сказки.
Форма работы с младшими дошкольниками - индивидуальные занятия.
На следующем этапе воспитания гуманного отношения к людям и природе- этот этап, как правило, совпадает с возрастом 4-5 лет- происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Как и в младшей группе, главными остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения. На этом этапевоспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния человеком, учит «читать» эмоции («Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустил? Как его успокоить?»).
В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша? »). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе, как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. Дети живо воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг и спектаклей. Правда, для ребенка важно, чтобы «плохие» и «хорошие» герои ясно однозначно выражали свою позицию. Понятия «красивый» и «хороший» у детей очень сближены - красивый герой не может быть плохим.
Недоброжелательное отношение чаще проявляется к сверстникам, чем к детям старшего и младшего возраста. Это происходит из-за того, что ребенок еще не владеет способами общения и совместной деятельности.
Сопереживание
как выражение гуманного
Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание- утверждение себя» и иногда проявляют способность к реальному «переживанию-действию».
Наиболее
полноценная работа по формированию
гуманного отношения к
Информация о работе Воспитание гуманных качеств в сюжетно-ролевых играх у старших дошколников