Воспитание гуманных качеств в сюжетно-ролевых играх у старших дошколников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 08:10, дипломная работа

Описание

Целью нашей исследовательской работы стала необходимость определить роль сюжетно- ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников.
Объектом был определен процесс нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста, предметом - воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что воспитание гуманных качеств будет успешным, если:
1. Будет использована и разработана система сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманных качеств.
2. Будет создана психологически комфортная сфера для воспитания гуманных качеств.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре 4
1.1.Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста 4
1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников 4
Глава 2. Педагогические условия воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.1. Изучение уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста 4
2.2 Технология воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.3. Результат экспериментальной работы 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Приложение 4

Работа состоит из  1 файл

диплом ВОСПИТАНИЕ ГУМАНЫХ КАЧЕТВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ.docx

— 292.87 Кб (Скачать документ)

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно-ролевая  игра- это школа чувств, в ней  формируется эмоциональный мир  малыша.

4. Сюжетно- ролевая игра связана с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышления и воображения детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

5. В сюжетно-ролевой игре развиваются воображения и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план,последовательность действий, а во время игры возникают новью идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можете наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях - все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку пониманию связи между разными явлениями жизни.

Для осуществления  замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и  разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другими, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляют одну из характерных особенностей детства.

Главным компонентом сюжетно - ролевой игры является сюжет, без него нет самой  сюжетно- ролевой игры. Сюжетные игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение  ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые  действия - одно из основных средств  реализации сюжета.

Сюжеты  игр разнообразны. Условно их делят  на бытовые ( игры в семью, детский  сад) производственные, отражающие профессиональный труддеятельности (с чем человек  действует: «чедовек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения  человека к своей деятельности, элементарного  постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения («человек- человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик- кусок мыла, хлеб, утюг) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и  я опускаются на дно океана»).

По содержанию игры детей младшего дошкольного  возраста отличаются от игр детей  более старшего возраста. Эти отличия  связаны с относительной ограниченностью  опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может  представить игру до ее начала, не улавливать логическую последовательность между  реальными событиями. Поэтому и  содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто  повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные  сбытом: покормил мишку - уложил спать; снова покормил - снова уложил спать. А.П.Усова охарактеризовала такие  игры - действия. Причем интерес к  действиям часто доминирует, поэтому  цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила за стол, пошла, готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а  дочки так и остались ненакормленными.

Однако  на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературного произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настолько театра, диафильмов.

На четвертом  и пятом году жизни в играх  детей наблюдается целостность  сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенном сюжетам, в которые они играли ираньше. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в  знакомые игры. Обогащения содержания помогает взаимодействие детей в  игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное. Например, Сережа, папа которого капитан речного парохода, предлагает «воспитательнице» покатать детей по Москве-реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает  пассажиров на его борту. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые  хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого  интереса. Так, если малыш, играя в  детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают  обед, едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети ограничиваются символическими действиями: матрос плавает по комнате, которая стала «как будто море».

Дети  старшего дошкольного возраста обдуманно  подходят к выбору сюжета, обсуждают  его предварительно, на элементарном уровне планирует развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые  навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространенны игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфера отображения труда взрослых.

В старшем  дошкольном возрасте продолжается обобщение  игровых ситуаций; помимо условных и символических действий дети активно использует речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение, каких- либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства  развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

- усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;

- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре.

Разнообразие содержание сюжетно-ролевых  игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Содержание  сюжетно - ролевой игры воплощается  ребенком с помощью роли, которую  он берет. Роль- средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой  игры.

Для ребенка  роль- это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета, и действуют в  соответствии с представлениями  о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит  громко и четко, строгая, требует, чтобы  все ее слушали, не шалили на уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом  в сюжетно-ролевой игры. Отступление  кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» или: «Капитаны громко приказывают, а  ты просишь матроса помыть палубу!»  Таким образом, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение  участников игры, а затем и свое собственное.

Роль  появляется в игре на границе раннего  и дошкольного возраста. На третьем  году жизни наблюдается эмансипация  ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как  взрослый. Тогда, играя, малыш начинает выполнять отдельные действия, характерные  для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, какмама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует  отнести и еще один признак: ребенок  «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к  ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные  с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает  определенную направленность, смысл  действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для приготовления  обеда, купания ребенка, врач подбирает  для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство  и т.п. Дети предпочитают исполнять  роли тех взрослых, деятельность которых  требует определенной атрибутики:у  мамы - набор предметов быта, у  врача - медицинские инструменты, лекарства, у шофера - транспортное средство. Таким  образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для  купания куклы), а также предметы- заместители (карандаш или палочка  становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между  играющими осуществляются посредством  предметно-игровых действий: врач лечит  больного, измеряет температуру, делая  уколы и т.п. В среднем возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у  ребенка развивается желание  не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для  дошкольника 4-5 лет заключается в  отношениях между персонажами. Поэтому  ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему  понятны (воспитательница заботиться о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок  изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В  этомвозрасте ролевая речь становится средством взаимодействия. Поскольку  у детей формируется избирательное  отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры - процесс  довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.

В старшем дошкольном возрасте смысл  игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий (есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолет может приземлиться), сколько смысл социальных отношений (полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии).

В работе Л.С. Выготского, Д.В. Менджерицкой, В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и многих других авторов игра рассматривается  как деятельность творческая, а значит, в ней развивается креативность как способность к творчеству.

В психолого-педагогической литературе в качестве компонентов  сюжетно-ролевой игры называют игровое  действие, воображаемую ситуацию, сюжет и роль. Эти компоненты характеризуются, в частности, функциональной взаимообусловленностью, то есть выступают не автономно, а в обязательной взаимосвязи и взаимодействии. Так, А.Н. Леонтьев в своих работах неоднократно подчеркивает неразрывность игрового действия и воображаемой ситуации. Само игровое действие, как утверждает А.Н. Леонтьев, исходит изпрактического действия - рождается не из воображаемой ситуации, а, напротив, воображаемая ситуация рождается из несовпадения игрового действия с операциональной стороной практического действия. Предметы и действия с ними в игре приобретают особый «личностный смысл», поскольку ребенок опирается на прошлый эмоциональный опыт, на знание из реальной жизни, о реальном назначении и предметов. Приобретая все большую обобщенность, развитие игровых действий идет от представлений-действий к представлениям-образам (Дж. Брунер). Так, сначала игровые действия с игрушками носят развернутый характер, повторяясь многократно, они переносятся на предметы заместителей и воображаемые предметы. В старшем дошкольном возрасте игровые действия начинают сокращаться и обобщаться, снижается значение материальной опоры, что способствует переносу их на новые предметы и в новые ситуации. На особую значимость возникновения воображаемой ситуации для дальнейшего развития игры указывал и Л.С. Выготский, трактовавший это событие как появление «игрового смысла», как фактор перехода к действию в «смысловом поле».

Таким образом, воображаемая ситуация. Преобразуя предметную деятельность ребенка, «оформляет»  ее в «игру». Сюжетно- ролевой это  игра становится тогда, когда в ней  появляются «открытые» сюжет и роль. На наш взгляд правомерность такого понимания подтверждается, в частности, мнением А.Н. Леонтьева, который классифицировал  воображаемую ситуацию как результативный момент, а воспроизведение действии, или игровую роль, как конституирующий  момент игры. В большинстве исследований сюжет характеризуется как содержание развернутой формы сюжетно-ролевой  игры. «Сюжет- эта область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжет игр чрезвычайно  разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка». (Д.В. Эльконин).

Таким образом, сюжет представляет собой воссоздание в игре логики событий реальной жизни. А поскольку конкретная действительностьразнообразна, соответственно и сюжет игры чрезвычайно многообразны и изменчивы. Выбор сюжета, его содержание, прежде всего, зависит от преобладающего мотива деятельности.

Информация о работе Воспитание гуманных качеств в сюжетно-ролевых играх у старших дошколников