Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 08:10, дипломная работа
Целью нашей исследовательской работы стала необходимость определить роль сюжетно- ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников.
Объектом был определен процесс нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста, предметом - воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что воспитание гуманных качеств будет успешным, если:
1. Будет использована и разработана система сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманных качеств.
2. Будет создана психологически комфортная сфера для воспитания гуманных качеств.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре 4
1.1.Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста 4
1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников 4
Глава 2. Педагогические условия воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.1. Изучение уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста 4
2.2 Технология воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.3. Результат экспериментальной работы 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Приложение 4
Наличием
сюжета еще не характеризует игру
полностью. Другим ведущим компонентом
сюжетно-ролевой игры является роль.
Роль, в наиболее общем определений
- игровая позиция ребенка, состоящая
вотождествлений им себя или другого
участника игры с каким- либо персонажем
воображаемой ситуации. Понятие и
выполнение роли рассматривается как
основной мотив возникновения игры.
С этой точки, роль - смысловой центр
игры, в соответствии с которым
оформляется ситуация и выполняются
игровые действия. Роль возникает
на первых этапах развития игры с помощью
взрослого, представляющего ребенку
сюжетные игрушки, с которыми он может
выполнять усвоенные ранее
Развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.
Таким образом, характеризуя сюжетно-ролевую игру с точки зрения ее внутреннего строения, можно сказать, что она представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемой смысл.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что ролевые игры- это всегда импровизация, черпающая материал социальной практики жизнедеятельности человека с привнесением трех элементов: фантастики, исторической правды и настоящей действительности. Объединяющим спонтанным моментом трех элементов являются воображение.
Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей
деятельностью дошкольника «
Условием
развития является развитие произвольности
психических процессов и
Но развитие гуманных качеств обуславливается и тем, как дошкольник усваивает гуманные отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение. Для того чтобы проанализировать проблему формирования гуманных качеств в процессе игровой деятельности, рассмотрим строение игры:
1) Игра как единое целое. В ней не выделяют разные планывзаимоотношений детей: план сюжетно-ролевых отношений, и планотношений по поводу игры, обеспечивающих распределение ролей иигровых атрибутов, корректирующих выполнение роли. Считается,что ребенок, изображая в сюжете гуманное отношение между людьми,тем самым усваивает их. Следовательно, в этом случае мы говорим оборганизации игр с «хорошим нравственным содержанием»,многократное повторение которых должно привести к закреплениюгуманных чувств и отношений, то есть необходимо создаватьспециальные игровые ситуации, в которых ребенок будетвоспроизводить и закреплять этические представления. На наш взгляд,данный подход соответствует дидактическим играм.
2) Игра как средство
активного, действенного проникновения
ребенка в
жизнь взрослых. Игра является условием
открытия ребенкачеловеческих взаимоотношений.
Эта необходимость осознанияобуславливает
наличие в игре двух типов отношений: отношенийдетей
к предметам и отношений между действующими
лицами.Принимая в игре на себя какие-либо
роли, дети должны вступать вопределенные
взаимоотношение, не ограниченные действиями
спредметами. Отсутствие способов таких
взаимоотношений, с одной стороны, необходимость
их использования с другой, является движущей
силой проникновения ребенка в мир человеческих
отношений. Именно через сюжет игры педагог
должен вводить в сферу представления
ребенка знания о нормах общественного
поведения. Варьирование сюжета игры способствует
более глубокому проникновению ребенка
в нравственные нормы не только со стороны
знаний, но и со стороны развития гуманных
качеств самого ребенка. Значит, содержание
игры выступает в качестве определяющего
фактора для формирования гуманного облика
ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая
игра не может возникнуть, если ребенок
не знаком с взаимоотношениями людей,
которые он изображает. Вопрос состоит
в том, может ли в процессе разыгрывания
детьми сюжетных взаимоотношений происходить
присвоение ими гуманного содержания.
Если обратиться к процессу формирования
гуманного поведения, т.е. представления
нравственного смысла, реализации знаний
в значимой ситуации, окажется, что одна
вторая компонентов выступает в сюжетно-ролевых
отношениях. В самом деле, одним из условий
реализации какой-либо роли является выделение
ребенком ее содержания. Принимая на себя
различные роли, дети за счет изменения
позиций могут научиться выделять переживания
других людей. Поэтому у детей повышается
стремление поступать нравственно.
Ребенок, последовательно разыгрывая все роли в одной игровой ситуации, действительно изменяет свою позицию - это называют «эмоциональной децентрацией», т.е. умением выделять переживания других людей, происходящие не только и столько за счет изменения позиции, взятой самой по себе, и за счет того, что изменения позиции приводит к необходимойи возможной координации детьми в сюжетно-ролевой игре различных точек зрения.
Но полноценной
и всесторонней координация становится
возможной лишь в рамках высокоразвитой
игровой деятельности. На более низких
уровнях координация различных
точек зрения осуществляется иначе,
т.к. сюжетно-ролевые отношения
Раскрытие ребенком нравственного смысла поступков, подлинное присвоение гуманных отношений невозможно, ведь ребенок действует под влиянием - он действует как взрослый. Содержательная сторона роли выступает в игровой деятельности как объект верного отражения представлений ребенка, как средство более углубленного проникновения в действительность мира взрослых. «Манипуляции» ребенка с содержанием отвечают познавательной потребности ребенка, направленной на сферучеловеческих взаимоотношений. Чтобы данное нравственное содержание действительно стало руководством в поведении ребенка, оно должно быть включено в выполнение реальных задач, в решении которых ребенок будет действовать от своего имени, а не с позиции роли, которую он выполняет в игре.
Некоторые исследователи основным источником гуманного развития детей, считают отношения, складывающиеся вокруг сюжета. Эти отношения понимаются как сложная система, включающая отношение каждого ребенка к роли, к выполнению ролей другими детьми, вместе с тем «оценку» этих отношений к личности других детей и оценку этой личности. Этот комплекс представляет собой реальные отношения в игре. Уровень развития этих взаимоотношений связан со структурными особенностями сюжета и со степенью развития игровой деятельности в данном коллективе :
А.В. Запорожец
выделил два плана сюжетно-
Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих отношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.
Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для формирования гуманных качеств личности дошкольника. В практической части мы попытаемся доказать, что в ходе сюжетно - ролевой игры можно воспитывать гуманные качества.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения №67 «Подснежник», в семейной группе .
Экспериментальная часть исследования включает в себя 3 этапа:
а) - констатирующий этап эксперимента;
б) - формирующий этап эксперимента;
в) - контрольный этап эксперимента.
В эксперименте участвовало 14 детей. 7 детей - экспериментальная группа. 7 детей - контрольная группа.
Для определения уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста были выделены следующие критерии:
1). Отношение детей к людям (взрослым и сверстникам);
2). Отношение ребенка к самому себе;
3). Отношение детей к природе.
На основании критериев нами были выделены уровни развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий.
Цель констатирующего эксперимента: определить уровни развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня развития гуманных качеств, нами были привлечены дети старшего дошкольного возраста.
Индивидуально с каждым ребенком была проведена диагностика уровня развития гуманных качеств. На констатирующем этапе нашей исследовательской работы мы использовали следующие методики:
Беседа на тему: «Что значит стеснительность, скромность?» (В.Г. Щур). (Приложение №1) Цель этой методики заключалась в том, чтобы довести до понимания детей содержание понятий «скромность», «стеснительность», научить оценке и самооценке поведения. Воспитатель начинает беседу, беря в руки персонажей кукольного театра и изображая их поведение. (Куклы перебивают друг друга, вскакивают, тянут руку, встают). Результаты обследования, по данной методике следующие: из четырнадцати детей только двое детей (А. Намжил; Е. Дарима) показали себя с положительной стороны. Эти дети не вскакивали, не перебивали, внимательно слушали, вели себя хорошо. Семь детей (Б.Женя; Б.Даша; В.Саша; Е.Вика; Ш.Даниил; Е. Марго; Е.Андрей) старались не перебивать, слушать внимательно, но не всегда.Пять детей (М.Клим; К. Настя; М.Маша; С.Майя; Л.Дима) показали низкий уровень, т.к. очень бурно высказывали свои чувства, не слушали воспитателя и детей. Таким образом, получены следующие данные по итогам беседы на тему «Что значит стеснительность, скромность?» (Таблица №1).
Уровни |
Дети |
% |
Высокий |
2 |
14,2 |
Средний |
7 |
50 |
Низкий |
5 |
35,8 |
Следующую беседу мы провели на тему: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» (Р. С. Немов) (Приложение №2). Целью этой беседы было закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать своесочувствие, оказывать помощь. Была осуществлена предварительная работа: просмотр диафильмов «Золушка», «Сказка о золотой рыбке»; чтение сказок «Дикие лебеди», «Аленький цветочек». Звучит магнитофонная запись плача ребенка. По итогам данной методики у трех детей (А. Намжил; Е.Дарима; Б.Женя) выявлен высокий уровень, так как они очень ярко выражали свои чувства, переживали, сочувствовали, у них было желание помочь другим, чтобы им было хорошо. У семи детей (Б.Даша; В.Саша; Е.Вика; Ш.Даниил; Е.Марго; Е.Андрей; М.Клим) выявлен средний уровень. Они менее активно выражали свои чувства, не были уверены в своем ответе. Низкий уровень проявили четыре ребенка (К.Настя; М.Маша; С.Майя; Л.Дима), они не выражали никаких чувств сопереживания. Результаты методики отражены в таблице №2.
Информация о работе Воспитание гуманных качеств в сюжетно-ролевых играх у старших дошколников