Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 08:10, дипломная работа
Целью нашей исследовательской работы стала необходимость определить роль сюжетно- ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников.
Объектом был определен процесс нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста, предметом - воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что воспитание гуманных качеств будет успешным, если:
1. Будет использована и разработана система сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманных качеств.
2. Будет создана психологически комфортная сфера для воспитания гуманных качеств.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре 4
1.1.Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста 4
1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников 4
Глава 2. Педагогические условия воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.1. Изучение уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста 4
2.2 Технология воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.3. Результат экспериментальной работы 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Приложение 4
Уровни |
Дети |
% |
Высокий |
3 |
21,5 |
Средний |
7 |
50 |
Низкий |
4 |
28,5 |
Третья беседа для определения уровня развития гуманных качеств нами была проведена на тему: «Давайте поможем слабым!» (Шипицына Л.М) (Приложение №3). Цель - узнать отношение детей к растениям как к живым существам, сформировать навыки практической помощи, умение сочувствовать. В данной беседе детям предлагалось помочь слабым. Например: Пройтись по участку, проверить, кто же зовет их на помощь. Сначала они -следопыты, ищут, кому помочь, ставят отметину - флажок. (Обращают внимание детей на повреждения коры, на сломанные ветки, на необходимость подкормки). В результате проведения данного обследования получены следующие результаты: пять детей (А. Намжил; Е. Дарима; Б. Женя; Б. Даша; В. Саша) показали высокий уровень развития умения сочувствовать растениям (дети относились к растениям как к живым существам, проявляли сочувствие, изъявляли готовность помочь), пять детей (Е.Вика; Ш.Даниил; Е.Марго; Е.Андрей; М.Клим) показали средний уровень развития гуманных чувств (дети относились к растениям как к живым существам, сочувствовали им, но практическую помощь не предлагали им). И у четверых детей (К.Настя; М.Маша; С.Майя; Л.Дима) низкий уровень, так как они пассивно выражали свои чувства, не относились к растениям как к живым существам. Результаты отражены в таблице №3.
Таблица №3
Уровни |
Дети |
% |
Высокий |
5 |
35,7 |
Средний |
5 |
35,7 |
Низкий |
4 |
28,6 |
В качестве четвертой методики мы
использовали сюжетно-ролевую игру
«Забавные гномики» (А.П. Воронова).
Целью этой методики - научить детей
средствами пантомимы изображать себя
- свою внешность, движения. По итогам данной
методики у шести детей (А. Намжил;
Е.Дарима; Б.Женя; Б.Даша; В.Саша; Е.Вика)
выявлен высокий уровень
По результатам игры были получены следующие результаты. Они представлены в таблице №4.
Талица №4
Уровни |
Дети |
% |
Высокий |
6 |
42.8 |
Средний |
5 |
35.7 |
Низкий |
3 |
21.5 |
После всех проведенных методик мы объединили результаты в общую таблицу (таблица №5)
Талица №5 Результаты констатирующего эксперимента
Уровни |
1-ая методика |
2-ая методика |
3-ая методика |
4-ая методика |
Высокий |
14,2% |
21,5% |
35,7% |
42,8% |
Средний |
50% |
50% |
35,7% |
35,7% |
Низкий |
35,8% |
28,5% |
28,6% |
21,5% |
Данные итоговой таблицы отображены в диаграмме
Таблица 6 Общие показатели констатирующего этапа эксперимента
Группы |
1-ая методика |
2-ая методика |
3-ая методика |
4-ая методика |
Экспериментальная |
14,2 |
18,6 |
31,5 |
35,7 |
Контрольная |
46,8 |
25,3 |
14,2 |
13,7 |
.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента, позволяют сделать вывод о недостаточности развития гуманных качеств у детей, поэтому пред нами стоит задача воспитания гуманных качеств в процессе организации сюжетно - ролевых игр.
Старшие
дошкольники участвуют в
На формирующем этапе нами проводилась работа по воспитанию гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Нами был составлен план работы по формированию гуманных качеств в процессе организации сюжетно-ролевых игр. Предполагалось решение следующих задач:
Опираясь на поставленные задачи, нами была проведена следующая работа по воспитанию гуманных качеств в сюжетно - ролевой игре.
Воспитание гуманных качеств через сюжетно - ролевую игру включает в себя два основных этапа:
Таким образом, на первом этапе мы подобрали необходимую литературу для чтения и разбора с детьми. Это знакомые детям произведения «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят» и некоторые другие. Чтение проводилось в свободное время, после чего организовывались игры с аналогичными названиями, в ходе которых внимание детей привлекалось к поведению героев, их отношению друг с другом. Например, игра «Три поросенка». Дети (поросята) играют на полянке, веселятся, но беззаботное лето подходит к концу и они решили строить для себя домики, в которых бы могли укрыться не только от холода, но и от злого волка. Самый прочный домик получился у третьего поросенка. Вот случилась беда, к первому поросенку пришел волк и сломал его домик, тогда Ниф-ниф побежал к Нуф-нуфу, который приютил его у себя, но его домик был недостаточно прочным и поэтому волк его тоже сломал. Поросята бросились бежать к третьему брату, который и спас их от гибели.
В игре внимание детей обращается на отношения братьев, на их сочувствие и взаимопонимание, что немало важно в реаьной жизни.
Кроме игр
со сказочным сюжетом, с детьми проводились
сюжетно -ролевые игры, имеющие бытовой
сюжет. Для сюжетно-ролевой игры
очень важна предметно - развивающая
среда в групповой комнате. Так
как они способствуют накоплению
игрового опыта, мы постарались построить
так предметно-игровую среду, чтобы
дети могли самостоятельно играть в
сюжетно-ролевые, режиссерские и театральные
игры. Проанализировав жизненный
опыт детей, подобрали игровые
В игре «Поликлиника»
ставилась цель расширять знания
детей о работе врача и медсестры,
учить в игровых ситуациях, принимать
роль взрослого на себя и воспроизводить
ролевые диалоги, сочувствовать, переживать:
через жалость, сочувствие, понимание.
Проводилась подготовка к игре. Мы
предварительно читали произведения «Больной»
Ю.Яковлева, «С человеком беда» Ю.Синицына,
просмотр фильма о докторах и мультфильма
«Доктор Айболит», рассматривали
открытки, рисунки, на которых изображены
различные моменты деятельности
врача, задавали вопросы по содержанию
картинок, знакомили их с различными
инструментами, объясняя их значение,
как ими пользуются. После проведенной
нами работы у детей появился наибольший
интерес к игре. Во время игры
дети, не скрывая, проявляли сочувствие,
жалость к больным, переживали, это
выражалось в их речи и действии.
Например, Б.Женя (она была в роли
врача) когда лечила больных, спрашивала
больно или нет, радовалась выздоровлению
больных. Она говорила: «Вот сейчас
ты Клим вылечишься в больнице, и
все у тебя будет хорошо». Таким
образом, в этой игре дети выражали
чувства сопереживания и
Игра «Магазин» - цель дополнить знания детей о работе продавца, кассира, грузчика и других работников магазина. Ввести в речь новые слова: кассир, касса, чек, товар, деньги. Воспитать личностные качества - вежливость, доброжелательность. В ходе игры внимание детей направлялось на вежливое поведение продавца и покупателей. Например, у всех детей распределены роли (мальчик, дедушка, девочки) и мальчик уступает свою очередь сначала пожилому человеку, а потом девочке. Этим поступком он показывает уважение к старшему поколению, к девочкам. После игры некоторые дети рассказывали, как они уступали очередь, когда ходили в магазин с мамой. (Приложение № 10)
Игра «Автобус и пассажиры». Цель - распределять роли, вводить одинаковые роли, благодаря этому происходит игровые общение одинаковых персонажей. Развивать воспитанность, приучать уступать место старшим, младшим, своевременно оплачивать за проезд. (Приложение №9)
В процессе игры дети охотно осваивали предлагаемые им действия. Им не нужно было напоминать, что старшим надо уступать место, что за проезд надо оплачивать своевременно. Например, была ситуация, когда во время игры М. Маша забыла оплатить проезд, а К. Настя ей напомнила, сказав: «Маша, ты же не заплатила за проезд. Это не красиво, ведь водитель трудится, когда нас везет», и Маша заплатила и сказала: «Я просто забыла». Таким образом, отсюда следует, что дети способны не только сами проявлять гуманные качества, и напоминать о них своим сверстникам.
Так же проводили игру - придумывание, целью которой было развитие сюжетосложения. Был поставлен следующий вопрос: «Что и какпридумывать?»
В совместной
игре с детьми мы старались постепенно
переводить их к более сложным
преобразованиям знакомого
Детям предложили новую игру. Вместе придумывали сказку, про Ивана Царевича и Серого волка, но по-новому. Мы предложили свою версию, что у Серого волка жила красивая девочка, которая так сильно хотела на волю, с голубем отправила письмо людям, с просьбой, чтобы они ее освободили. Всем стало жаль бедную девушку, но они боялись идти к волку, а Иван Царевич не испугался и спас девушку.
В дальнейшем предлагали придумывать настоящие истории. Например: Леша К. проявляет свои чувства в отношении к животным. Леше стало жалко котенка, сидевшего высоко на дереве, который жалобно мяукал. Он попросил маму снять его и отпустить его на землю. В этом поступке проявляются такие гуманные качества, как доброта, жалость, сочувствие, отзывчивость на чужое горе. Он пожалел животное, которому не от кого было ждать помощи.
Так же проводили с детьми этические беседы - «Что я думаю о себе и о других», «Почему взрослые хмурятся», «Мы едем в городском транспорте», «Учусь прощать» и многие другие. Эти занятия были проведены с целью того, чтобы дети закрепили правила поведения в общественных местах, воспитывать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам, учить детей не обижаться по пустякам, подвести к пониманию миролюбия, отзывчивости, любви к самому себе и окружающим людям. Можно ввести игровой персонаж. Например, к детям в гости приходит добрая фея, которая с ними играет и рассказывает о гуманных качествах.
Информация о работе Воспитание гуманных качеств в сюжетно-ролевых играх у старших дошколников