Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 08:10, дипломная работа
Целью нашей исследовательской работы стала необходимость определить роль сюжетно- ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников.
Объектом был определен процесс нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста, предметом - воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что воспитание гуманных качеств будет успешным, если:
1. Будет использована и разработана система сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманных качеств.
2. Будет создана психологически комфортная сфера для воспитания гуманных качеств.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре 4
1.1.Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста 4
1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников 4
Глава 2. Педагогические условия воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.1. Изучение уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста 4
2.2 Технология воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.3. Результат экспериментальной работы 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Приложение 4
Кому их, вас нравятся такие выскочки?
Какими бы хотели быть:
-скромными,
-стеснительными,
- выскочками?
Конечно, быть скромным - хорошо и тебе и всем вокруг! Какие бы правила вы составили после нашего разговора?
Будь скромным - это приятно тебе и окружающим!
Приложение 2
Занятие 2. Учусь сочувствовать.
Цель: закрепить умения детей замечать, что кому-то плохо, выражать свое сочувствие, оказывать помощь.
Словарь: Волнует, сочувствовать.
Предварительная работа: просмотр диафильмов «Золушка», «Сказка о золотой рыбке»; чтение сказок «Дикие лебеди», «Аленький цветочек».
Звучит магнитофонная запись плача ребенка. Воспитатель отмечают реакцию детей.
Педагог. Почему плачут?
Что вы чувствуете, когда слышите плач человека или плач животного?
Значит,
вы сочувствовали плачущему
Со - чувствовать- чувствовать настроение другого.
Хорошо или плохо, что человек умеет плакать? (Да, если видит боль других и сочувствует, то это хорошо. Например, плохо бабушке или дедушке, когда смотрит фильм о войне и переживаем, о ком-то.)
Когда не стыдно плакать? (Когда больно, кого-то жалко, обидно.)
Когда стыдно плакать? (Когда можно потерпеть, громко плакать, требуя что-то.)
Надо ли учиться плакать?
Знаете ли вы, как надо плакать? Что бы все видели вас? (Нет можно отвернуться, закрыть лицо руками.) А прилично ли вытирать слезы руками? А как? (Использовать носовой платок.)
Плакать громко прилично?
Дети, как называют тех, кто плачет часто, громко, без причины? «Плакса» и даже дразнят: «рева», «плакса-вакса». А у вас есть «ревы», и «плаксы» в группе? Вам повезло!
Дети, вы умеете сочувствовать тому, кто плачет, то есть жалеть другого?
Что вы чувствовали, когда мы читали сказку «Дикие лебеди»?
Какой момент был для вас волнующим?
Как вы думаете, что модно предпринять, когда человек плачет?
Вспомните, в каких сказках кто-то кого-то успокаивает и как? (Рыбка-старика, волшебница- Золушку, ласточка - Дюймовочку, петушок- зайчика в «Заячьей избушке».)
Хорошо, вы умеете сочувствовать.
В жизни так бывает, что с не которыми людьми случаются несчастья, когда они становятся инвалидами (без рук, ног, слепые, глухие), кто-то рождается инвалидом.
Послушайте, отрывок из книги В. Короленко «Слепой музыкант».
«...Послушайте, это опять вы?- спросил мальчик.
- Разве вы не видите, что это я?- спросила девочка.
-Я... не сержусь на вас...- сказал тихо мальчик.
Мальчик услышал, как девочка перебирает цветы. Он взял в руки цветок, легко пальцами тронул его.
- Это лютик, сказал он,- это фиалка.
Потом неожиданно стал ощупывать лицо и волосы девочки. Девочка испугалась и заплакала.
- Зачем ты пугаешь меня, гадкий мальчишка?!
Петрусь сидел с низко опущенной головой, впервые испытывая унижение калеки. Потом упал на траву и заплакал...
- О чем ты плачешь? Ты такой странный!- сказала девочка с задумчивым участием.
-Я не странный...Я...Я- слепой...»
Как надо относиться к таким детям? ( Со- чувствовать.)
Надо ли пристально смотреть на них и показывать пальцем?
Я шла по улице, а дети громко смеялись над больным мальчиком, которого везли на коляске. У меня на глазах появились слезы. Почему?
Как можно назвать детей, которые смеялись? (Жестокими, безжалостными, бесчувственными.)
Никогда не смейтесь и не смотрите в упор на таких людей. Это неприлично, а им обидно и больно.
Маленький ребенок не мог перейти дорогу- проявите ли вы сочувствие?
Как?
А сейчас смотрите друг на друга. У всех ли у вас хорошее настроение? Не грустно ли кому? Как поднять настроение?
У вас в группе новые дети, всегда ли им хорошо, замечаете ли вы это?
Кто бы как помог? (Показывает изображения ситуаций).
«Ребенок неудачно прыгнул с крыльца в сугроб».
«Старичок переходит дорогу».
«Ребенок плачет».
Сегодня мы учились жить по правилам, жить среди людей.
Какое правило вы запомнили?
Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем успокаивать их и помогать им.
«Умей сочувствовать!» Произнесите это шепотом, хором.
Приложение 3
Занятие. 3. Мы идем помогать растениям.
Цель: научить детей относиться к растениям как к живым существам, сформировать навык практической помощи, сочувствия.
Словарь сочувствовать, растет- живет.
Педагог. Живые ли существа? Бывают ли им больно? Да, ученые обнаружили, что растение тревожиться, если рядом ломают другое. Они слышат музыку, любят ласковые руки и разговор.
Могут ли они нам рассказать о своих печалях? Нет...Увы...
Только человек умеет говорит. Можно ли без слов увидеть, что дереву, кустику, цветку плохо. Конечно, если у тебя доброе сердце, и ты любишь помогать.
Положите ладошку на сердце. Стучит? Значит зовет помочь слабым! Пойдемте по участку, проверим, кто зовет нас на помощь. Сначала мы все-следопыты, ищем, кому помочь, ставим отметинку- флажок. (Обращать внимание детей на повреждение коры, на сломанные ветки, на необходимость подкормки.)
Молодцы! Вы правильно нашли тех, кому надо помочь. Я приготовила в корзинке все, что нужно для «скорой помощи». Начнем. (Подвязываете детьми, бинтует, отрезает больные ветки). Оценим результат. Постоим у ствола дерева, наберемся сил, послушаем, как дерево «дышит».
Почему птицы любят деревья, кустарники? (Деревья дают им кров и пишу).
Если не будет растений, что станет с птицами?
А если с участка, около дома, на даче исчезнут растения и птицы- что станет с человеком? Исчезнет красота и радость, нечем станет дышать, появятся тучи насекомых.
Какие правила, мы сейчас решим соблюдать, чтобы не случилось быть с растениями с птицами?
Тех, кто младше, надо этому учить. Сумеете? Повторим.
Приложение 4
Занятие 4. Почему люди трудятся вместе?
Цель: подвести детей к понятию коллективный труд, к выводу о его ценности, значимости, к сознанию, что труд может принести радость, удовольствие.
Словарь: коллективный труд, дружеская помощь, посиделки.
Предварительная работа: показать диафильм «Золушка», вспомнить с детьми песни о труде.
Педагог. Вспомним сказку «Золушка». Кто помог Золушке?
Как вы думаете, почему они помогали ей?
Кто бы взялся помочь другому? Почему?
Давайте проведем эксперимент.
Задание. Сколько крупы переберет один человек? Сколько- группа людей.
Условия: работа славится не торопливостью, а актуальностью. Сравнить результаты работы одного по переработке зерна и группы.
Где больше? Кому веселей работать?
Почему люди придумали пословицу «Дружно- не грузно» (не тяжело)? Вот груз. Может ли один человек его перенести (поднять, сдвинуть)? А если каждый возьмет часть груза? Пробуем. Значит «Дружно- не грузно».
А что в группе можно сделать дружно? ( Застелить постели, навести порядок).
Почему говорят «трудолюбив, как муравей»?
Посмотрите, как мал муравей и как огромна муравьиная куча. Потому что их много, они дружно работают.
Муравей- крошка, а от его труда столько пользы земле, а если значит, и людям.
Ладно, давно поняли, что вместе можно много сделать. Давным-давно когда не было света, телевизора, люди собирались при свечах, лучинах на посиделки и работали для души, для радости. (Предлагает детям принести вязание, вышивку).
В конце занятия проводится ряд коллективных работ.
-уборка в группе,
Приложение № 5
Занятие 5. Почему взрослые хмурятся...
Цель: вызвать интерес к эмоциональному миру взрослых; развить такт, внимание, умение замечать по жестам, мимике эмоциональное состояние взрослых; поупражнять детей в подобающих формах общения: «извините, чем могу помочь», «мне очень жаль, я хочу, чтобы не сердилась».
Звучит песня из кинофильма «Карнавальная ночь» («Если вы, нахмурясь, выйдете из дома... »).
Стенд с большими фотографиями артистов, выражающих разные эмоции: гнев, радость, отчаяние, грусть. Дети рассматривают фото и называют эмоциональное состояние.
Педагог: Замечаете ли вы, какое лицо у мамы, папы, бабушки?
Если мама хмуриться, что вы чувствуете? Чего ждете?
Почему взрослые хмурятся, сердятся?
Если мама устала? Можно помочь? Как и чем? Какие слова нужно сказать?... Какие действия сделать?..
Если папа заболел? Можно помочь? Как и чем? Какие слова нужно сказать? Что предложить?
Если у светофора на переходе хмуриться старый человек- почему? Чем помочь?
Давайте посмотрим сценку «Утро в раздевалке».
Сценка, где родители нервничают (опаздывают).
Чем это им грозит? Например, если папа хирург? Мама медсестра? Аптекарь? Воспитатель? Водитель троллейбуса? Как им можно помочь?
Сценка «Вечером в раздевалке». Анализ ситуации с детьми.
Почему взрослые сердятся и хмурятся? Как им помочь?
Кто из вас придумает правила, как вести себя, если взрослые хмурятся и сердятся?
Нужно сказать: «Извини!» или «Хочешь, я помогу?», «Не расстраивайся, пройдет», «Мне очень жаль, что ты болеешь».
Каждый день надо помогать взрослым, если мы хотим принести им радость. А вы как решаете? Что выбираете?
Приложение № 6.
Занятие 6. Мы едем вгородком транспорте.
Цель: закрепить правила поведения в общественных местах, воспитать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам.
Разыгрывается ситуация: остановка городского транспорта.
Педагог: Ребятки, подскажите, кто в какую дверь войдет? (Старые, инвалиды, дети- переднюю).
Что нужно сделать матрешке, если ей выходить на следующей остановке? (Сказать: извините, мне скоро выходить, разрешите пройти вперед).
Почему мужчины падают руку женщине и выходят первыми?
Если мальчик подаст руку маме, что о нем скажут?
Если выходят много людей, есть время подать руку маме?
Если ребенок просится сесть или требует место у окна, что о нем скажем? (Он еще не знает правил!) А как вы как поступите? Уступите место? Скажите негромко?
А если много народу, тебя кто-то зовет сесть на колени- это прилично?
(Да, другим будет свободнее, и если позволят родители, можно сесть.)
Почему неприлично в транспорте есть мороженое? (Можно кого- то запачкать) Вообще лучше не есть, не только мороженое.
Тряхнет автобус- прикусишь язык или уронишь еду на свою одежду.
Можно ли писать на обивке? Вы видели разрезанную обивку? Кто это сделал? Кто заплатит за починку? Приятно ли пассажирам?
Поиграем несколько ситуаций на посадке и выходе и вспомним, как правильно обходить автобус и троллейбус.
У меня к вам просьба: вы говорите правила, а я запишу их на этот лист для других детей. Хотите?
МОЛОДЦЫ!
Приложение № 7.
Занятие 7. Учусь прощать.
Цель: научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».
Информация о работе Воспитание гуманных качеств в сюжетно-ролевых играх у старших дошколников