Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание

Объект и предмет исследования позволили определить цель – выявление содержания и методики формирования толерантности у детей шестого года жизни.
Для достижения цели мы сформулировали следующие задачи:
- анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и специальной методической литературы по теме исследования;
- изучение современных трактовок понятия «толерантность»;
- отбор диагностик для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей;
- разработка методики воспитания толерантного отношения у детей в группе многонационального состава;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ……………………………………………...7
Современные трактовки понятия «толерантность»……………………...7
Факторы эффективности деятельности педагога в многонациональной группе детей……………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ………………………………..29
Содержание современных образовательных программ по толерантному воспитанию детей…………………………………………………………29
Использование совместных досуговых мероприятий в сфере поликультуры……………………………………………………………..37
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА……………………………………..46
Констатирующий эксперимент
Обследование детей шестого года жизни на сформированность толерантного отношения в условиях межнационального общения…..46
Формирующий эксперимент
Система специальных мероприятий по воспитанию толерантности у
дошкольников…………………………………………………………….54
Контрольный эксперимент
Повторная диагностика толерантной воспитанности детей………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….69 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………

Работа состоит из  1 файл

ВКР проверено.doc

— 447.50 Кб (Скачать документ)

     Важным  свойством профессионального сознания педагога, работающего в многонациональной группе детей, является гибкость. Многие ситуации, возникающие в поликультурном образовательном пространстве, достаточно сложно оценить однозначно, в категориях «верно - неверно», «хорошо - плохо». Здесь от воспитателя требуется не столько набор готовых знаний, традиционных способов действия, стандартный стиль поведения, реагирования, шаблонные оценки, требования, рекомендации, сколько способность к множественной интерпретации фактов, системная    перестройка     мышления, гибкое изменение поведения в зависимости от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Рассматриваемое свойство сознания как раз и обусловливает готовность педагога к самостоятельному нахождению способа применения имеющихся знаний при изменении ситуации или различных способов в одной и той же ситуации, умение преобразовывать способ действия для предъявленного случая создавать новый способ, комбинировать ряд известных способов в новый находить новые знания о способах деятельности и другое.

     Педагогическая  деятельность не мыслится без чутья, предвидение интуиции, импровизации. Если учесть неполноту и приблизительность информации, которой располагает воспитатель, многообразие возможных вариантов выхода из складывающихся ситуаций в многонациональной группе детей, ограниченность времени для поиска решений, то становится понятным, что в таких условиях расчет очень часто просто невозможен, а интуитивное предвосхищение может оказаться точнее всяких логических выкладок. Интуиция основана на знании и опыте педагога.   Интуитивность   сознания воспитателя обеспечивает тонкое понимание природы исследуемого педагогического объекта, позволяет ему постигать внутренний мир детей даже в случаях недостатка информации, мгновенно получать знания о складывающихся ситуациях в группе, проникать в самую суть происходящего, охватывать целое со всеми его частями единым взором, непосредственно осознавать реальное положение вещей путем внутреннего постижения истины, делать неосознанный, моментальный и безошибочный выбор наиболее правильных, эффективных методов, приемов, слов, интонаций в работе с дошкольниками.

     Философичность сознания помогает педагогу рассмотреть тот или иной факт на предельных объектах: ценность, смысл, сущее, бытие. Философская оценка события, ситуации, факта открывает широкий спектр реагирования на проблемы дошкольников разных национальностей, взаимодействия с ними в поисках объяснений их проблем, мотивов поведения; позволяет глубоко познавать сущность разных культур и выстраивать диалог между ними; осмысливать предназначение человека и единение всех народов как направление исторического развития человечества.

     Рефлексивность  – способность выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики, своего «эмпирического Я», увидеть процесс своего труда в целом и превратить собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Педагогическая рефлексия обеспечивает осознание не только того, с чем воспитатель (объект) имеет дело, но и того, что (как) он это делает или может делать. Данное свойство сознания позволяет педагогу входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки с точки зрения эффективности педагогического труда для развития личности ребенка. Рефлексия предполагает активное личностное переосмысление и перестройку воспитателем содержания своего индивидуального сознания, деятельности, общения и выстраивание собственного поведения на основе ценностного отношения к окружающему миру, людям разных национальностей и другого.

     Интерпретация — это психологический способ формирования отношения человека к чему-либо или кому-либо, способность строить смысловые композиции, версии, мнения, объяснения, придание смысла тем объектам, которые им не обладают. Именно посредством интерпретации рождается множество точек зрения на тот или иной феномен, выявляется новое положение личности, в изменившихся обстоятельствах. Интерпретация внутреннего мира другого человека, в том числе ребенка, базируется на индивидуальном  предшествующем знании воспитателя, его переживании, а также совокупности внутренних психологических средств и личного психологического опыта. Понимание чужой душевной жизни осуществляется по механизму аналогии. При интерпретации внутреннего мира детей педагог использует многообразные сведения об их внешнем поведении: поступках, действиях, мимике, жестах, эмоциональных проявлениях и другом. Очень важной функцией интерпретирования является очерчивание воспитателем своего контекста, который охватывает его культурные, нравственные и другие составляющие.  Это реальное - жизненное и идеальное - пространство, в котором способом интерпретации определены координаты, смысловые отношения между ними. Педагог ставит и решает задачи интерпретации как выработки своего   мнения, отношения к любым событиям, информации. Интерпретация помогает ему объяснять и понимать поведение детей разных национальностей.  Решая эти задачи, воспитатель ликвидирует смысловую неопределенность ситуации,  взаимоотношений; выявляет скрытую сторону, неявный смысл происходящего; ищет способы проверки своих гипотез путем создания версий, догадок, вариантов трактовки; выявляет для себя неожиданный новый смысл посредством свободной композиции привлекаемых данных; стремится к выявлению противоречий, диссонансов и удерживает противоречия до состояния их оформления в проблему; использует метод реинтерпретации, повторной проверки своего первого мнения, вывода; соотносит свои мнения, версии, конструкты с мнениями других людей, достигая (или не достигая) совместной интерпретации; вырабатывает свое позитивное (или критическое) отношение к информации, версиям, аргументам других людей; осуществляет рефлексию собственных оценок, суждений, вырабатывает определенные критерии этих оценок на основе самоинтерпретации и так далее.

     Трансперсональность – свойство сознания, дающее возможность воспитателю войти в скрытую систему способностей и возможностей ребенка понять его как личность и понять язык, на котором он себя выражает. Трансперсональность дает возможность видеть многозначность каждого человека, неисчерпаемую глубину его души и надеяться на лучшее в его развитии.

     Делая вывод, нужно указать, что формирование у воспитателей особого профессионального сознания,  это один из факторов эффективного межнационального воспитания детей дошкольного возраста. 

     Для проектирования современных систем культуры межнационального воспитания немаловажное значение имеет анализ документов, резолюций, постановлений в области дошкольного образования, современных образовательных программ.

     Эти вопросы будут рассмотрены в  следующей главе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ 

2.1.   Содержание современных образовательных  программ по толерантному воспитанию  детей 

     Современные дошкольные учреждения характеризуются пестрым национально-языковым составом. Особым образом складывающееся общение между носителями разных языков и культур, часто возникающие при этом у детей и взрослых сложности создают препятствия на пути решения программных задач. И если вовремя не принять соответствующие меры, факт этот грозит детям общим отставанием в развитии, неизбежно осложняет процесс овладения социальным поведением и включения в полноценную жизнь группы.

     Содержание  деятельности по формированию толерантности  межнационального общения включает в себя (по Толстиковой С.Н.):

1. Формирование  представлений ребенка о себе  как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

2. Развитие  представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

3. Сообщение  знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.).

4. Воспитание  активной жизненной позиции на основе:

• осознания  ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их не в ущерб другим;

• осознания  своих возможностей, формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

• осознания  своих достоинств и недостатков; проявления критичности;

• осознания  прав и обязанностей перед собой  и другими людьми;

• формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами

других;

• проявления терпимости, уважения традиций и культуры других людей;

• определения  вместе с детьми правил и норм человеческого  общежития (знакомство с понятиями  «правило», «закон», «норма», «требования», «традиции»);

• развития умения давать оценку своим  поступкам  и  поступкам  других;                  

• умения делать свой выбор и принимать  решение; прислушиваться к мнению других людей; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;

• углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека, развития интереса к жизни других людей.

     Средствами  воспитания межнационального общения служат7:

• всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания;

• гармонизация отношений «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый», «детский сад – семья», «семья – ребенок – школа – социум»  с целью постижения детьми сложной науки жить среди людей;

• культивирование  ценности другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;

 •  концентрация внимания детей  на общности культур разных  народов в процессе их знакомства  с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;

• использование  заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия;

• примеры  великого братства народов, подвигов во имя людей;

• знакомство с современными воинами и их последствиями: беженцами, гуманитарной помощью и  другим, являющим детям страницы человеческого благородства и межнационального родства;

• организация  детских праздников - богатейшего материала для ознакомления дошкольников с культурой разных народов, воспитания добра и милосердия;

• взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку.

     В конце 90-х годов XX - начале XXI века создаются базисные, вариативные и парциальные программы на разных уровнях. Их авторы предлагают свое видение осуществления образовательного процесса в дошкольных учреждениях, в новых социальных, политических и образовательных условиях в целом, и в решении вопроса воспитания культуры межнационального общения в частности.

     В последнее время в нашей стране и за рубежом значительно повысился интерес к этнопсихологическим и этнопедагогическим исследованиям. Создаются специальные образовательные программы по формированию этнического сознания у детей дошкольного возраста.

     Так, базисная программа «Истоки» (центр  «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца) строится на достижениях отечественной  и мировой психологической и педагогической науки. В ее основу положена концепция психологического возраста. Каждый психологический возраст характеризуется особыми отношениями между ребенком и взрослым, ведущим видом деятельности, основными психологическими достижениями. В связи с этим рассматриваются задачи развития младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста по четырем основным линиям: социальное, познавательное, эстетическое и физическое развитие. Вопросы, связанные с воспитанием культуры межнационального общения, ставятся в старшем дошкольном возрасте:

 •  приобщать детей к прошлому  и настоящему своей культуры, а также к явлениям других  культур (в их историческом и географическом аспектах);

• воспитывать  уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности, способствовать овладению детьми элементарной этикой межнациональных отношений;

• формировать  у детей представления о том, что люди на земле могут жить в мире и дружбе.

     Определяется  в программе и содержание знаний культурологического характера, при этом подчеркивается необходимость избегания перегрузки детей энциклопедическими знаниями и важность соединения образовательной работы с другими видами детской деятельности (чтение произведений детской художественной литературы, знакомство с народными промыслами).

     «Программой воспитания и обучения в детском  саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой были учтены новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений8. В программе с позиций гуманно - личностного подхода к ребенку «...зафиксирован отказ от формирования политико-идеологических установок и соответствующих представлении, игнорирующих духовные и общечеловеческие ценности». Содержание   программы   призвано обеспечить воспитание у ребенка уважения к народам, населяющим Россию, развитие представлений о людях разных рас, живущих на нашей планете, тем самым формировать планетарное мышление. Среди принципов отбора знаний – энциклопедичность, природосообразность, их воспитательная ценность. Особое место в программе уделено культурно-досуговой деятельности, общению детей, организации повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых, которые в наибольшей степени влияют на развитие эмоциональной сферы.

Информация о работе Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения