Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание

Объект и предмет исследования позволили определить цель – выявление содержания и методики формирования толерантности у детей шестого года жизни.
Для достижения цели мы сформулировали следующие задачи:
- анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и специальной методической литературы по теме исследования;
- изучение современных трактовок понятия «толерантность»;
- отбор диагностик для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей;
- разработка методики воспитания толерантного отношения у детей в группе многонационального состава;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ……………………………………………...7
Современные трактовки понятия «толерантность»……………………...7
Факторы эффективности деятельности педагога в многонациональной группе детей……………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ………………………………..29
Содержание современных образовательных программ по толерантному воспитанию детей…………………………………………………………29
Использование совместных досуговых мероприятий в сфере поликультуры……………………………………………………………..37
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА……………………………………..46
Констатирующий эксперимент
Обследование детей шестого года жизни на сформированность толерантного отношения в условиях межнационального общения…..46
Формирующий эксперимент
Система специальных мероприятий по воспитанию толерантности у
дошкольников…………………………………………………………….54
Контрольный эксперимент
Повторная диагностика толерантной воспитанности детей………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….69 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………

Работа состоит из  1 файл

ВКР проверено.doc

— 447.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, в течение дошкольного  детства формируются основы национального самосознания ребенка на фоне понимания им культурного многообразия окружающего мира. Если педагоги не будут учитывать этого, не помогут ребенку осознать факт культурного многообразия, не объяснят особенности культурных различий людей, то у него сложатся стихийные представления, которые могут быть не толерантными.

     Н.П. Флегонтова отмечает, что под культурными различиями понимаются отличия одного человека от другого по разным характеристикам: это не только национальность, но и возраст, пол, вера, социальный статус, особенности речи, отношения к природе и даже предпочтения в стиле одежды и еды. Такое понимание культурных различий людей более широкое и гуманное, чем межнациональные отличия. Именно оно является базой для воспитания толерантности.

     При организации воспитательно-образовательного процесса в многонациональной группе детского сада, задача по ознакомлению детей с культурным многообразием  и воспитанию толерантности должна быть приоритетной. Ориентирами в педагогической работе по решению этой задачи для воспитателя могут быть следующие принципиальные положения. Первое: работа по ознакомлению детей с культурным многообразием и воспитанию толерантности должна обеспечивать накопление ребенком личного позитивного опыта межличностного общения с представителями разных культур. Второе: работа должна быть направлена на воспитание добрых чувств к людям ближайшего национального окружения - сверстникам в группе, детям детского сада, окружающим взрослым (С.А. Козлова, Э.К. Суслова). При этом педагогу нужно помнить, что воспитание толерантности у детей требует от него деликатности, эмпатии и педагогического такта.

     К примеру, автор рассматривает ситуацию прихода в группу ребенка - представителя другой национальной культуры. Как вести себя воспитателю? Главная задача – обеспечить безболезненное вхождение ребенка в детское сообщество, помочь ему быстрее интегрироваться в новую среду. Первый, начальный этап в этом процессе предполагает развитие у детей умений контролировать свои эмоции, не реагировать импульсивно на культурные различия. Маленькие дети, не знакомые с культурным многообразием жизни, могут настойчиво разглядывать, показывать пальцем на ребенка, чем-то отличающегося от них. Педагог должен не допустить бестактности и продемонстрировать детям доброжелательное отношение к новенькому,   не   выделяя   особенности  его внешности, речи или одежды, не акцентируя внимания на его культурных особенностях.

     Второй  этап предполагает изучение и оказание поддержки культурным особенностям ребенка. Переходить к нему можно после того, как воспитатель убедится в том, что ребенок привыкает к новому окружению, чувствует себя в группе увереннее. На этом этапе нельзя игнорировать культурных отличий ребенка. Педагогу нужно тактично заметить их и выказать ребенку поддержку. Внимание к культурным особенностям ребенка должно быть деликатным: недопустимо спрашивать ребенка о его национальности или объявлять о ней другим детям.

     На  третьем этапе педагог создает такие условия, которые обеспечат возможность ребенку заявить о своей культуре. Это может быть высказанное воспитателем желание научиться приветствию на родном языке ребенка, организация его выступления на досуге или празднике с национальной песней и танцем, предложение ребенку рассказать о его малой родине и т.д. При этом педагог дает понять ребенку и его родителям, что он принимает их культуру и стремится воспитать у детей интерес и уважение к ней.

     Такая последовательность в работе не только поможет ребенку быстрее адаптироваться в детском саду, но и способствует воспитанию у детей группы толерантности как умения принимать, поддерживать и уважать другую культуру. Н.П. Флегонтова отмечает, что воспитание толерантного отношения к культурным различиям не исключает проявлений чувств национальной гордости. Воспитатель должен уметь так организовать работу, чтобы каждый ребенок группы мог заявить о своем культурном своеобразии. Как обеспечить такую возможность в условиях детского сада? Какими методами может воспользоваться  педагог для этого?

     Интересен подход, предлагаемый зарубежной теорией и практикой дошкольного воспитания. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают следующие методы, дополненные и переработанные Н.П. Флегонтовой.

     Изготовление  альбома «Мы все разные». Педагог приносит свою фотографию, показывает детям и рассказывает о том, как он выглядит. Вклеивает фотографию в альбом, записывает рассказ о своей внешности.

Предлагает  детям и другим взрослым (помощнику воспитателя, старшему воспитателю) принести фотографии и рассказать о себе. Все фотографии

вклеиваются в альбом, под ними записываются рассказы. Каждый может решить сам, называть свою национальность или нет. Альбом находится в группе, по желанию рассматривается детьми, по их просьбе воспитатель зачитывает рассказы.

     Изготовление  стенда «Я и моя семья». По просьбе педагога дети приносят фотографии своей семьи, свою и родителей (или только одного из них), бабушки и дедушки, двою родных братьев или сестер. Фотографии размещаются на стенде группами, чтобы детям легче было установить сходство между членами одной семьи. Во время рассматривания стенда детьми педагог обсуждает, чем каждый из них похож и непохож на членов своей семьи. Следует обратить внимание детей на то, что они похожи на родителей, но в то же время выглядят неодинаково.

     Создание  фотоальбома «Наши семьи». Каждая страница альбома посвящена ребенку или кому-то из членов его семьи. Под фотографиями записывается рассказ ребенка о его семье, в котором отражена информация о том, кто живет с ним и заботится о нем, чем члены семьи занимаются, что умеют делать. Запись рассказа может выглядеть так: «Это семья Маши. Она живет с мамой и бабушкой. Мама работает в школе, учит детей географии. Бабушка умеет готовить вкусные пирожки...». Создание альбома поможет детям уточнить занятия или профессии своих родных, а также узнать их увлечения, приобщиться к семейным традициям. Альбом находится в группе, дети по желанию могут рассматривать его или взять домой, чтобы почитать истории членам своей семьи.

     Организация уголка. Целью этого метода является знакомство детей с предметами быта, одеждой, музыкальными инструментами, используемыми в разных культурах. Можно начать с предметов, принесенных воспитателем, который расскажет о них и покажет, как с ними действовать. Лучше, если эти предметы будут элементами культуры педагога. Например, яркие бусы (монисто) могут стать поводом для рассказа об украинском костюме, о народных танцах и песнях. Воспитатель побуждает и детей рассказывать о каждом из принесенных ими предметов культуры, как называется, для чего предназначен, как этим предметом пользуются в его семье. С разрешения родителей предмет можно оставить на некоторое время в группе, чтобы дети могли его использовать по назначению.

     Создание  альбома «Как мы говорим». Если в группе есть дети или взрослые, говорящие на разных языках, можно сделать альбом с картинками. Педагог предлагает детям принести или нарисовать картинки с изображением знакомых или любимых предметов (животных, растений). Картинки вклеиваются в альбом, и под каждой из них педагог пишет название изображенного предмета на тех языках, на которых говорят дети.

     Использование этих методов поможет каждому ребенку группы заявить о себе, о своих культурных особенностях,  поможет осознать факт культурных различий всех людей, в том числе и этнических. Важно, что создание альбомов, стенда, уголка требует обращения детей к родителям, которые могут использовать вопросы детей для обсуждения культурных особенностей семьи. При этом именно родители (а не воспитатель) решат, какой должна быть эта информация.

     В работе с детьми можно также использовать методы, помогающие уточнить детские  представления о многообразии профессий  взрослых и о людях разного возраста. Это могут быть следующие методы.

     Составление картотеки «Кем трудятся взрослые». Воспитатель предлагает детям принести картинки из журналов, иллюстрации, на которых изображены люди разных профессий. В свободное от занятий время педагог организует работу с материалами: вырезывание, наклеивание на картонные карточки определенных размеров. Карточки систематизируются по разным видам труда и складываются в ящики - так составляется картотека. Систематизацию материалов, классификацию профессий по основным группам, определение отраслей и другое дети делают самостоятельно. Картотека может постоянно пополняться. Важно, чтобы она была доступна детям для рассматривания, обсуждения или перерисовывания в любое свободное время.

     Изготовление книги «Люди разного возраста». По предложению воспитателя дети собирают материал:   иллюстрации,   фотографии, картинки или рисунки, на которых изображены малыши и дети постарше,  школьники, студенты, взрослые мужчины и женщины, пожилые люди и старики. Весь материал должен быть привлекательным, школьники и взрослые люди должны быть изображены не только занятыми учебой или каким-то трудом, но и отдыхающими. Каждая картинка или фотография наклеивается детьми на картон одного размера, под ними можно записать рассказы детей. Книга переплетается и размещается в группе для рассматривания и чтения.

     Альбомы, книги, картотеки — все это  должно включаться в развивающую   предметно-пространственную среду, в  которой дети могут получить разнообразную  информацию о культурном многообразии. Материалы, изготовленные руками детей, должны быть дополнены «готовыми» материалами. Это книги о России, о населяющих ее народах, о других странах. Книги о людях разных профессий,  с историями о жизни семей. Книги могут быть на разных языках, чтобы дети имели представление о многообразии устной и письменной речи. В среду нужно включить записи музыки разных народов, музыкальные инструменты, предметы быта, народного декоративно-прикладного искусства, кукол в национальных костюмах, отражающих многонациональность России.

     Все материалы предметно-пространственной среды должны быть доступны детям  для свободной деятельности. Воспитатель  инициирует рассматривание книг, действия с предметами, игры.  Поощряет любознательность детей, использует их вопросы для бесед, разговоров о современной повседневной жизни представителей разных культур, их праздниках. Организует чтение книг и слушание музыки. Выстроенная таким образом педагогическая работа способствует  осознанию   детьми   дошкольного    возраста    культурного многообразия жизни.

     Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы дает основание  констатировать об успешном решении  проблемы межнациональной толерантности  в части содержания и методики воспитательной работы с детьми. В наши дни накоплен опыт работы с детьми в группах многонационального состава, однако ещё не определены корректные способы оценки эффективности результатов этой важной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА 

   3.1. Констатирующий эксперимент

     Обследование  детей шестого года жизни на сформированность толерантного отношения в условиях межнационального общения. 

     Базой исследования был МДОУ «Детский сад №78 «Василек», старшая группа «Б». Группа состояла из 19 детей, в возрасте 5 – 6 лет.

     Так как дети являются «зеркалом души»  родителей, мы решили начать свою работу с них.

     Чтобы изучить отношения родителей  к людям своей и других национальностей в конце 2007 г. была предложена анонимная анкета, результаты которой помогли выявить отношение родителей к людям иных национальностей (приложение № 1)

     Вот пример некоторых анкетных вопросов и полученных на них ответов:

1. Волнует  ли вас то, что ваш ребенок находится в группе с детьми других национальностей?

- Скорее  нет, чем да – 21 %

- Нет  – 74 %

- Затрудняюсь  ответить – 5 % 

2. Воспитываете  ли вы у своего ребенка толерантность  по отношению к людям других  национальностей?

- Да  – 89 %

- Воздержались – 11 % 

3. Хотите  ли вы принять участие в  программе «Знакомство с национальными  традициями своего народа»?

- Да  – 58 %

- Нет  – 42 %

     По  приведенному примеру и другим полученным результатам видно, что значительная часть родителей положительно относятся  к другим этническим группам, но есть 9 человек, которые воздержались от ответа или же затруднялись, что вызывает некоторое беспокойство.

Информация о работе Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения