Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:33, курсовая работа
Объект и предмет исследования позволили определить цель – выявление содержания и методики формирования толерантности у детей шестого года жизни.
Для достижения цели мы сформулировали следующие задачи:
- анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и специальной методической литературы по теме исследования;
- изучение современных трактовок понятия «толерантность»;
- отбор диагностик для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей;
- разработка методики воспитания толерантного отношения у детей в группе многонационального состава;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ……………………………………………...7
Современные трактовки понятия «толерантность»……………………...7
Факторы эффективности деятельности педагога в многонациональной группе детей……………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ………………………………..29
Содержание современных образовательных программ по толерантному воспитанию детей…………………………………………………………29
Использование совместных досуговых мероприятий в сфере поликультуры……………………………………………………………..37
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА……………………………………..46
Констатирующий эксперимент
Обследование детей шестого года жизни на сформированность толерантного отношения в условиях межнационального общения…..46
Формирующий эксперимент
Система специальных мероприятий по воспитанию толерантности у
дошкольников…………………………………………………………….54
Контрольный эксперимент
Повторная диагностика толерантной воспитанности детей………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….69 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………
По-прежнему 1 ребенок (5, 3%) затруднился ответить – это Ирина. Но как было сказано выше, она девочка необщительная и редко идет на контакт.
Таким образом, выводы контрольного эксперимента следующие:
Огромный эмоциональный позитив принесли детям занятия формирующего эксперимента. Дети с удовольствие приняли участие во всех предлагаемых исследователями мероприятиях. Дети во время проведения мероприятий намного обогатили словарный запас новыми терминами. Такими как Конвенция о правах детей, толерантность и т.д., в какой – то степени группа стала более сплоченной.
Стоит подчеркнуть, что выбранные диагностики доказали свою эффективность. Улучшены показатели знаний других национальностей по индивидуальной беседе по вопросам. Вот примеры результатов:
- на 10, 5% выше стали соответствовать действительности ответы детей;
- на 5, 3% больше детей знали, на каком языке мы разговариваем
- на 21% больше детей стали называть более 2-х народностей;
- на 21%
повысилось проявление
Результат методики «Сестренки» составил:
- количество
доброжелательности проявления
детьми к другим расам
- количество показателя недоброжелательности не изменилось.
Не способных продолжить рассказ снизилось до 10, 5%. Дети стали более общительными на такие темы.
Методика
«Угости конфетой» показала, что
эгоистичность и
Последняя диагностика – ясный пример того, что дети больше узнали о многонациональности мира. Они стали замечать, что причиной ссоры может быть расовая рознь. Отметили эту причину 21% детей. На 10, 5% снизилось количество затрудняющихся в ответе детей. Это значит, что они открыты на общение, побороли стеснение и смущение.
При знакомстве дошкольников с Конвенцией о правах ребенка большинство детей усвоили важные статьи конвенции.
Полученные в ходе исследований результаты еще раз подчеркнули правильность выбора проблемы воспитания этики межнационального общения. Но разрешение этой проблемы возможно только при тесном сотрудничество с семьей. Особенно показательным в этом отношении был День творчества.
Считаю,
что исходя из проведенных мероприятий
и поученных результатов работу
по «Воспитанию толерантности у
дошкольников шестого года жизни
в условиях межнационального общения»
можно считать успешно начатой. Она одобрена
воспитателями Смирновой Е.Г., Исмаиловой
Н.Т. и будет продолжена дальше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
современных условиях межэтнической
нестабильности нашего Отечества: недоброжелательности,
озлобленности в
Цель исследования заключалась в выявлении содержания и методики формирования толерантности у детей шестого года жизни.
Гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения будет успешным при следующих необходимых и достаточных условиях: отборе, адаптации существующих диагностик по теме исследования и их апробировании; знакомстве с некоторыми традициями, обычаями в условиях многонационального социума; планировании системы специальных мероприятий; выявлении эффективности этих мероприятий в результате сравнительной диагностики.
Для достижения поставленной цели нами были проанализированы источники по теме исследования; изучены современные трактовки понятия «толерантность»; отобраны диагностики для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей; разработаны методики воспитания толерантного отношения у детей в группе многонационального состава. И в практической части исследовательской работы опытным путем доказана эффективность разработанной и примененной методики воспитания у детей межнациональной толерантности.
Проанализировав собранный теоретический материал и рассмотрев основные положения, мы пришли к выводу, что воспитание толерантной личности является важной задачей ДОУ, так как уже в дошкольном возрасте ребенок сталкивается с проблемой межнационального общения. Определение толерантности у разных народов разное, но основа ее остается неизменной – это терпимость. Как доказывают исследования (Л.В. Колоймиченко, Б.С. Гершунский, Гаганова О.К., С.В. Пазухина) умение терпимо относиться к другим национальностям не может сформироваться спонтанно, оно требует целенаправленной и грамотно построенной работы педагога. Приобщение к иным национальным культурам начинается со старшего дошкольного возраста и содержит определенный алгоритм подачи материала. То есть работа эта систематичная.
В ходе теоретического исследования мы определили, что воспитать толерантность к иным национальностям можно через приобщение к культуре своего народа и установление общих черт своей культуры с другими (сказки игры, музыка, традиции, изобразительное искусство и др.). Однако в нашей опытно-экспериментальной работе мы пошли несколько другим путём, выбрав в качестве приоритетной задачи воспитание толерантности, а многонациональную группу рассматривая как условие и средство для решения этой задачи.
Соглашаясь с точкой зрения С.В. Пазухиной, мы пришли к выводу, что не все педагоги готовы к организации такого сложного педагогического процесса в условиях многонациональной группы детей. Для этой работы у педагога должны быть сформированы особые свойства профессионального сознания: диалогичность, гуманитарность, поликультурность, интегративность, проектность, экологичность, дивергентность, толерантность, креативность, конгруэнтность, гибкость, интуитивность, философичность, рефлексивность, трансперсональность и некоторые другие. А этими качествами обладают далеко не все педагоги.
Анализ
программных документов в сфере
дошкольного образования
В передовой практике детского сада сложился опыт методической работы реализации задач по знакомству с культурным многообразием народов (Н.П. Флегонтова). Некоторые из описанных методик были применены в нашем исследовании (Э.К. Суслова), помогли определить критерии проявления толерантности и разработать собственную диагностику «Ссора в песочнице». Применённые диагностики показали свою эффективность: не занимали много времени и сил исследователя, были легки в обработке.
Для формирования толерантного отношения к людям других национальностей спланирован и проведен цикл мероприятий: игры-занятия, тренинги, досуги, знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Завершил работу День творчества. В подготовку и проведение мероприятий были подключены и родители, так как от их отношения к данной проблеме зависит и позиция детей. Необходимо отметить, что родители проявляли заинтересованность и активность в проведении мероприятий.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи решены.
Отзывы
родителей позволяют нам
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкетирование
Уважаемы родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы (анонимность гарантируется)
- Да
- Скорее да, чем нет
- Скорее нет, чем да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Другое (свой вариант ответа)
2. Волнует ли вас то, что ваш ребенок находится в группе с детьми других национальностей?
- Да
- Скорее да, чем нет
- Скорее нет, чем да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
- Другое (свой вариант ответа)
3. Почему?
- Мой
ребенок испытывает
национальному признаку
- Мой
ребенок уничижительно
- Он
видит негативное отношение
поздно это будет проблемой
- Хочу,
чтобы ребенок приучился жить
в дружбе с людьми разных
национальностей
- Другое, укажите, пожалуйста
4. Что положительного для воспитания вы видите в группах с
многонациональным составом
-………………………………………………………………………….
5. Хотите ли вы принять участие в программе «Знакомство с
национальными традициями»?
- Да
- Нет
6. В чем именно вы можете принять участие всей семьей (или почти