Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:33, курсовая работа
Объект и предмет исследования позволили определить цель – выявление содержания и методики формирования толерантности у детей шестого года жизни.
Для достижения цели мы сформулировали следующие задачи:
- анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и специальной методической литературы по теме исследования;
- изучение современных трактовок понятия «толерантность»;
- отбор диагностик для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей;
- разработка методики воспитания толерантного отношения у детей в группе многонационального состава;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ……………………………………………...7
Современные трактовки понятия «толерантность»……………………...7
Факторы эффективности деятельности педагога в многонациональной группе детей……………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ………………………………..29
Содержание современных образовательных программ по толерантному воспитанию детей…………………………………………………………29
Использование совместных досуговых мероприятий в сфере поликультуры……………………………………………………………..37
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА……………………………………..46
Констатирующий эксперимент
Обследование детей шестого года жизни на сформированность толерантного отношения в условиях межнационального общения…..46
Формирующий эксперимент
Система специальных мероприятий по воспитанию толерантности у
дошкольников…………………………………………………………….54
Контрольный эксперимент
Повторная диагностика толерантной воспитанности детей………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….69 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………
Дети
старались все выполнить точь-
попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;
было ли трудно здороваться каким-то способом? Показались ли какие-то из приветствий смешными? Как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия? Какую роль играют приветствия в нашей жизни?
Дети с огромным интересом принимали участие в дискуссии. Дальше в течение дня они повторяли некоторые приветствия.
Следующим этапом Дня творчества была сама дегустация национальных блюд. Она была проведена во время ужина. Дети подходили к каждому блюду и пробовали его. Подсказали, что такое дегустация – почему надо пробовать понемногу и назвать особенности вкуса или оформления блюда. Для них было огромным удовольствием попробовать что – то «необычное» на их взгляд. После апробации каждого блюда, детям были определены номинации победителей: «Самое воздушное блюдо», «Самое сладкое блюдо», «Самое соленое блюдо», «Фантастическое блюдо», «Самое хрустящее блюдо, «Самое высокое блюдо». Дети согласились с каждой номинацией и победителям были вручены грамоты.
Важной частью Дня творчества был показ стилизованных головных уборов. Выходя на подиум, дети демонстрировали собственно выполненный с помощью практиканта головной убор определенной национальности. Каждый показ ведущая комментировала, называя национальность и имя модели. Дети с гордостью выходили на подиум, демонстрируя всем свое творение.
После стольких сюрпризов для детей, познавательным и интересным оказался тренинг «Фисташки». Ее целью было: подготовить участников к дальнейшей работе, поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего. Структура занятия была такова: сначала мы раздавали детям по две фисташки в скорлупе и просили пока их не есть, и не снимать скорлупу. Тренинг проходил в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Тон голоса ведущей была «магический». Потом мы просили детей ответить на вопросы:
1. Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?
2. Как бы вы описали скорлупу? Как бы вы описали человеческое тело?
3. У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей – одинаковые размер и форма?
4. Фисташки одного цвета? А люди – одного цвета?
5. Есть
ли на фисташках трещины или
он чуть-чуть расколоты? А
6. Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук? А какие звуки издают люди?
7. Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?
8. Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?
9. Плохо
ли делить фисташки на плохие
и хорошие? А можно ли
Дети коллективно отвечали каждый из данных вопросов. Ответы детей в основном были разные, так как каждый ребенок по своему воспринимал и понимал вопрос.
И
заключительной частью работы было проведение
четырех разнонациональных
День творчества был кульминацией формирующего эксперимента.
Очень
многое в плане мероприятий по
формированию у детей толерантности,
были разработаны собственно автором.
Полный набор мероприятий можно
просмотреть в приложении.
3.3. Контрольный эксперимент
Повторная
диагностика толерантной
О результатах проведенной работы можно судить по контрольному эксперименту, проведенному в начале апреля 2008 года – в течение недели (7 – 11 день). В нем использованы диагностики, что и в констатирующем эксперименте. Технология проведенной диагностики не менялась.
Каков же результат? Позволим себе остановится на результатах каждой из диагностик.
С детьми проведена индивидуальная беседа (по вопросам Э.Сусловой)14.
Результаты опроса показали, что свою этническую принадлежность знают 57, 9% детей, этот показатель повысился на 10, 5% по сравнению с констатирующим экспериментом. О том, на каком языке мы разговариваем знают 94, 7% детей и только 5, 3% - это 1 ребенок (Сережа С.) не имеет представления.
Насколько дети обогатили свои знания о представителях разных национальностей их окружения, показывает ответы на вопрос «Какие народы живут в нашей стране?». По полученным результатам видно: если раньше только 3 (15, 8%) детей (Сережа Б., Владик, Саша Г.) называли более 2-х народностей, то при повторной диагностике назвали 7 (36, 8%) детей (Оля, Алена, Наташа Ш.. Софья, Аня, Владик, Сережа Б.), отмечая в основном те национальности, которых видят чаще (китайцы, азербайджанцы, дагестане) и ближайшие национальные группы (русские, украинцы); Ирина, Настя, Сережа С. И Лева (21%) не имеют представления, такие же цифры были при начальной диагностике. 42, 1% называют до 2 народностей, в основном те национальности, с которыми познакомились в ходе работы. В основном это те дети, которые принимали активное участие во всех проведенных мероприятиях.
Основной называемый детьми признак людей другой национальности — это особенности лица 42, 1%: разрез глаз, цвет и особенность волос, цвет кожи. Этот признак доминировал и в констатирующем эксперименте. Языковую отличительную особенность не указал ни один ребенок, а в первой диагностике она составляла 26, 3%. Отмечали отличия в национальных костюмах – 7 (26, 3%) детей, этот % вырос по сравнению с показателем констатирующего эксперимента более чем 2 раза. Только 5, 3% детей называют другие отличительные особенности, Наташа Ш., на этот вопрос ответила: «они живут в разных странах». Не видят отличий вообще – Саша Г., Лева, Артем, Настя, Ирина, этот же процент (26, 3%) наблюдался и в констатирующем эксперименте. Предполагаю, что в силу недостаточной работы по ознакомлению детей с другими национальностями. Следовательно, проведенная работа оказалась недостаточной для познания детьми темы.
На вопрос «Что общего у людей других национальностей, чем они похожи друг на друга?» - отметили схожесть внешнего вида 14 (73, 7%) детей, что на 4 ребенка (21%) больше чем в констатирующем эксперименте, и только 5 (26, 3%) детей затруднились ответить (Саша Г., Лева, Артем, Настя и Ирина).
Ответы на вопрос «Какие страны ты можешь назвать?» показало насколько дети больше узнали о географии мира – 9 (47, 3%) детей назвали от 3-х и более стран, что на 21% превышает предыдущий результат, Саша П., Вика (10, 5%) называют 2 страны (Россию, Украину и Китай), 6 (31, 6%) детей назвали 1 страну, в основном Россию и Украину, и Сережа С. с Данилой (10, 5%) не смогли ответить.
Повторная диагностика на выявление отношения детей к иным национальностям тоже изменилась: 17 (89. 5%) детей проявили доброжелательное отношение. Вот пример доброжелательности Софии: «Хорошо. Наргиз Тарбизовна у нас работает». И всего 2 (10, 5%) детей продемонстрировали недоброжелательное отношение, так выразился Владик: «Плохо; язык другой, не поймешь, что говорят». Но все-таки считаю, что такой небольшой показатель (10, 5%) проявления недоброжелательности в сравнении с констатирующим экспериментом результат эффективности проделанной работы.
При
повторной диагностике «
-
Проявляют доброжелательное
-
индифферентное отношение
-
недоброжелательное отношение
- не смогли продолжить рассказ Настя, Артем, Ира (15, 8%). Считаю нужным упомянуть, что Ира и Настя еще в констатирующем эксперименте не смогли продолжить рассказ. Позволю себе заметить, что эти девочки отличаются низким уровнем контакта с остальными детьми. Они мало общительны и, по словам воспитательницы, не очень успешны в обучении.
Повторная диагностика авторской (Э.Сусловой) методики «Угости конфетой» показала следующие результаты:
-
уровень выше высокого –
-
высокий уровень определен у
5 детей (26, 3%). Саша Г., Софья, Саша
П., Алена и Сережа С. Последний
ребенок на вопрос «Почему
именно ее?» ответил: «Они мне
все нравятся». Эти дети
-
средний уровень охватывает
-
ответ ниже среднего уровня
дал всего 1 (5, 3%) ребенок – Аня.
Аня пользовалась
- ответ низкого уровня дала Даша, она не изменила свои позиции (5, 3%).
И
последняя контрольная
Хотелось бы отметить: обработка ответов детей в контрольном эксперименте показала, что 21% «Находят причину в расовой розни». Важно, что до констатирующего эксперимента дети не видели и даже представить себе не могли, кто такой темнокожий человек. Этим и объясняется невидение причины национальной розни в констатирующем эксперименте. А после проведенной работы (показ иллюстраций, игрушек) дети впервые осознали, что существуют такие люди. Например, на вопрос «Как ты думаешь, что произошло в песочнице?» Сережа Б. ответил: «Один мальчик обидел другого мальчика, потому что, он чернокожий». Видно, что после проделанной работы по знакомству детей с разными национальностями, дети начинают сопоставлять его с реальной жизнью и вполне ясно видят причину ссоры.
Но все-таки, наибольшее количество детей – 14 (73, 7%) не видят причины ссоры в расовой розни, называют что-то другое, например Саша П. ответила так: «Мальчик упал в грязную лужу. Большой мальчик пожалел его. Второй мальчик обиделся на него». Может быть, это к лучшему.