Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание

Объект и предмет исследования позволили определить цель – выявление содержания и методики формирования толерантности у детей шестого года жизни.
Для достижения цели мы сформулировали следующие задачи:
- анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и специальной методической литературы по теме исследования;
- изучение современных трактовок понятия «толерантность»;
- отбор диагностик для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей;
- разработка методики воспитания толерантного отношения у детей в группе многонационального состава;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ……………………………………………...7
Современные трактовки понятия «толерантность»……………………...7
Факторы эффективности деятельности педагога в многонациональной группе детей……………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ………………………………..29
Содержание современных образовательных программ по толерантному воспитанию детей…………………………………………………………29
Использование совместных досуговых мероприятий в сфере поликультуры……………………………………………………………..37
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА……………………………………..46
Констатирующий эксперимент
Обследование детей шестого года жизни на сформированность толерантного отношения в условиях межнационального общения…..46
Формирующий эксперимент
Система специальных мероприятий по воспитанию толерантности у
дошкольников…………………………………………………………….54
Контрольный эксперимент
Повторная диагностика толерантной воспитанности детей………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….69 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………

Работа состоит из  1 файл

ВКР проверено.doc

— 447.50 Кб (Скачать документ)

Показателем «Не видят причину в расовой  розни, называют что-то другое» стали такие ответы:

- мальчик  грязный. Его ругали из-за того, что он сломал дом песочный;

- буря  произошла, поэтому мальчик плачет;

- может,  он сел на его место и  постройку сломал.

      Обработка ответов детей показал такой  результат: 68, 4% - не видят причины расовой розни, называя разные причины возможной ссоры мальчиков, 15, 8% - не видят причины расовой розни, никак не объясняя свой ответ, такое же количество детей (15, 8%) затрудняются в ответе.

     Анализ  полученных результатов позволили  определить уровни толерантной воспитанности у детей шестого года жизни.

     Они определялись по знаниям детей о  людях иных национальностей, отношениям к ним и характеру действий. Использованные диагностические методики оказались удобны и эффективны. Появилась  настоятельная необходимость в системе специальных мероприятий по формированию межнациональной толерантности. 

3.2.   Система специальных мероприятий  по воспитанию толерантности  у дошкольников 

     После проведения диагностик и анализа  результатов были проведены следующие мероприятия: циклические игры – занятия по формированию толерантности, материалы из «Фестиваля педагогических идей», разработанные С.В. Волочай (социальный педагог, город Воронеж); тренинги из сборника «Мир различий» (авторы   Александр Аксельрод, Елена Любарская), сказка о правах детей из пособия «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» и собственно разработанный День творчества. Раскроем подробно суть этих мероприятий.

     Игра  – занятие «Мы поссоримся и  помиримся» проводилась с целью: развивать отношения детей, построенные на способности решать проблемы; показать детям, что значит взаимное уважение и признание; развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты; учить проявлять терпение к недостаткам других; учить умению считаться с интересами других; развивать готовность идти навстречу друг другу; формировать навык речевого этикета; учить выражать свое мнение публично. Это занятие включало игру «Коврик мира», которая учила детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. «Коврик мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

     В начале игры практикант знакомила детей  с «Ковриком мира», где рассказывала детям о его прекрасных способностях разрешать конфликты, ссоры, возникающие между детьми. Затем показывала им красивую игрушку, и предлагала представить какую – нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этой игрушкой. Для решения конфликта, дети, усаживаясь на «Коврик мира», обсуждают проблему и пытаются решить её без обид. Стоит признать, что дети с огромным интересом включились в игру. Даже самые тихие участвовали в дискуссии. Сделанный руками практиканта коврик был интересен детям. Дети использовали его самостоятельно. Например, Даша для решения конфликта сказала так: «Давай сначала ты скажешь как будет не обидно, я послушаюсь, а потом я скажу, тогда ты меня послушаешься».

     Игра  «Ты мне нравишься» проводилась  с целью развития коммуникативных  навыков и хороших взаимоотношений  между детьми. В этой игре дети с помощью клубка составляли одну большую паутину, связывающую их между собой. По ходу плетения каждый выражает свои добрые мысли и чувства, которые испытывает к сверстникам.

     В начале игры дети затруднялись говорить приятные слова друг другу, но по ходу все чаще и больше подбирали красивые слова. На вопрос «Легко ли говорить приятные вещи другим детям?» Вика ответила: «Легко, если дружишь». Чтобы показать разнообразие человеческих типов. Поведенческих реакций, и возможности совместного проживания мы провели занятие «Все люди разные». Программное содержание этого занятия включало: формирование способности считаться с различиями между людьми; развитие терпимого отношения к различиям в поведении людей; привитие ценностного отношения к «иному».

     В начале занятия дети приветствовали друг друга, передавая мяч по кругу. При передаче мяча соседу по кругу, ребенку предлагалось назвать личностные качества, присущие ему, например «ты добрый» и отдать мяч. В процессе игры большинство детей называли только внешние качества, редко отмечая внутренние. Детям легче сказать что и так на виду, чем то, что у них «внутри». По окончании упражнения делали вывод о том, что люди отличаются друг от друга не только внешними, но и внутренними качествами.

В основной части занятия детям предлагалось инсценировать отрывок из сказки «Гадкий утенок». Ребенок, изображающий «Утенка» постепенно меняет движениями, жестами свою походку, выражение лица, по знаку воспитателя превращается в «Лебедя». После слов «Утенка»: «Я – лебедь» все «птицы» просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят его клювиками и говорят: «Какой красивый и сильный лебедь!»

     После инсценирования обсуждали с детьми вопрос: «Можно ли обижать кого-то, не похожего на тебя?». Дети в основном соглашались с тем, что обижать  не стоит, например Сережа Б. ответил: «Это как утенок, был ни на кого не похож, а оказался вот каким красивым. Я думаю, что нельзя».

В заключительной части занятия был проведен аукцион  идей: «Хорошо, что люди разные, потому что…». В ходе дети высказали огромное количество положительных отличий, таких как: интереснее дружить, можно найти друга и т.д.

     Для развития социально-психологической  компетентности детей проведено  занятие «Я и другие. Я глазами  других». Это занятие помогло  формировать умение общаться, позитивный эмоциональный тон общения; развить социальное доверие и воспитание новых способов поведения.

     Во  вводной части занятия была проведена  игра «Окажи внимание другому». Ее назначение – помочь развить умение выражать свое положительное отношение к  другим людям, научить оказывать и принимать знаки внимания.

     Стоя  в кругу, дети по очереди говорили что-нибудь приятное одному из участников игры (комплименты). В ответ ребенок  отвечал: «Спасибо, я тоже думаю что  я…», повторял сказанное ему, а затем  подкреплял еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я…». Дети, без всяких усилий придумывали приятные слова другим, гораздо сложнее приходилось тем, кто подкреплял сказанное в свой адрес слова.

     В основной части занятия был разыгран этюд по мультфильму «Просто так», в котором щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение «просто так» - ничего не требуя взамен. Это  доброе дело пошло по цепочке дальше – от одного героя к другому.

     Позитивные  моменты в том, что инсценировка этого этюда развивает социальное доверие, воспитывает новые способы общения, формирует адекватные формы поведения.

     В заключительной части проведена  игра «Угадай-ка», где целью игры было посмотреть внимательно на своего соседа справа и попробовать угадать, что нравится в вашем соседе его маме. Дети по очереди проговаривали вслух свои догадки, отмечая в основном манеру поведения. Часто дети, о которых шла речь, затруднялись отметить правильность или неправильность отгадок.

Важной  составляющей этого эксперимента было проведение тренингов. Целью первого тренинга «Самый особенный» было научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею, осознать уникальность других, создать атмосферу открытости и доверия.

     Детям предлагалось подумать о чем-то, что  отличает их от всех остальных в группе. Один ребенок говорил свое отличие, если никто в группе не мог сказать «Я тоже», то ребенок получал 1 балл, если же кто-то из группы мог сказать я тоже, то ход переходил к этому участнику. В конце тренинга подсчитывались баллы. Затем шло обсуждение: хорошо ли быть особенным? Каждый ли человек особенен. Почему? Что делает нас особенным? Что мешает нам оставаться особенными?

     Дети  активно включались в обсуждение, приводили в примеры себя, родителей, друзей. Часто отмечали свою особенность  во внешнем виде, в своих игрушках.

     Возможность дать детям почувствовать себя на месте «стигматизированных» (отмеченных «ярлыком») людей дал тренинг  «Ярлыки». В ходе тренинга дети увидели  недостатки такого подхода к людям; изучили процессы, которые заставляют стигматизированных людей подтверждать мнения общества о них.

     Для проведения этого тренинга были использованы наклейки (дети заранее с ними ознакомились) с изображением «смайликов»: «ленивый», «умный», «лидер», «равнодушный» и  т.д. Мы подходили к ребенку и наклеивали ему на лоб одну из наклеек (выбор наклеек был случайный). Заранее просили детей не говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены. Запретили детям смотреть в зеркало. Потом дали всей группе задание нарисовать плакат «Зоопарк». Детям сообщили, что они должны вести себя друг с другом так, как будто бы нарисованное на наклейках – правда.

       После завершения игры обсуждали  вопросы с детьми:

- что  вы чувствовали, когда с вами  вели себя не так как подобно  тому, как вы себя ощущаете?

- подтверждали ли участники свои наклейки?

- почему  это происходило?

- всем  ли досталась одинаковая работа?

- как  это связано с наклейками?

- существуют  ли «наклейки» в реальной жизни?

- откуда  мы узнаем о качествах других  людей?

- всегда  ли наше мнение о других  людях соответствует действительности?

- влияет  ли наше мнение на поведение  в отношении этих людей?

- если  бы наклеек не было, группа  бы работала лучше или хуже?

- а в  реальной жизни? Приведите примеры

     Дети  высказывали свое мнение по каждому  из вопросов. Давали свой осознанный ответ на вопрос: «Существуют ли «наклейки» в реальной жизни?». Например, Наташа Ш так ответила на этот вопрос: «Вот Владик всегда кричит и подсказывает ответы на занятиях, поэтому воспитательница посадила его одного и не спрашивает на занятиях, когда он кричит. Все в группе знают, что он выскочка, его так называют».

     Для формирования представлений детей  о «Конвенции о правах ребенка» детям  было прочитана сказка о правах детей, называемая «Новые приключения Буратино в стране дураков». Данное произведение в доступной для детей форме раскрывала основные статьи о правах ребенка. Дети  увлеченно слушали сказку, высказываясь в защиту детей у которых нарушили права.

     Этой  же теме был посвящен досуг. В нем  дети могли применить свои знания на практике. Получая от ведущего подсказки, они объясняли поросенку Ниф – Ниф значение каждой стати в «Конвенции о правах ребенка».

     Завершающим этапом работы по «Воспитанию толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения» было проведение Дня творчества. К этому Дню творчества готовились 3 недели: изготавливали с детьми стилизованные головные уборы, по форме напоминающие оригинал национального. К родителям обратились с просьбой на День творчества испечь свое национальное блюдо. В содержание Дня творчества входило: проведение тренинговых игр, показ стилизованных головных уборов разных  народов, дегустация блюд разных национальностей и проведение конкурса по ним, национальные подвижные игры (приложение № 6). Остановимся на его подробном описании.

     День  творчества осуществлялся во все  режимные отрезки времени во вторую половину дня.

     Подъем  детей осуществлялся под национальную музыку Азербайджана. Услышав азербайджанскую  музыку и увидев практиканта в  национальном азербайджанском костюме, дети очень заинтересовались. Стали подходить, задавать вопросы в ожидании необычного ответа. Детям дали понять, что сегодня у нас День, посвященный разным национальностям.

     Умывальные  процедуры проходили под рассказ  о «восточных способах умывания». Многие дети попробовали сами это умывание.

     Следующим этапом была подготовка вместе с детьми национальных блюд для дегустации. Каждый ребенок, с гордостью показывая  свое блюдо, всех с ним знакомил. Сразу после подготовки была проведена  тренинг-игра «Приветствия». Для игры подготовлены карточки с изображением приветствий разных народов: сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония); коснуться носами (Новая Зеландия); пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия); показать язык (Тибет); очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия); помахать рукой; обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж). Детям было дано занятие разделиться на пары и взять одну карточку. Задание – попробовать изобразить в парах приветствие изображенное на карточке.

Информация о работе Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения