Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:33, курсовая работа
Объект и предмет исследования позволили определить цель – выявление содержания и методики формирования толерантности у детей шестого года жизни.
Для достижения цели мы сформулировали следующие задачи:
- анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и специальной методической литературы по теме исследования;
- изучение современных трактовок понятия «толерантность»;
- отбор диагностик для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей;
- разработка методики воспитания толерантного отношения у детей в группе многонационального состава;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ……………………………………………...7
Современные трактовки понятия «толерантность»……………………...7
Факторы эффективности деятельности педагога в многонациональной группе детей……………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ………………………………..29
Содержание современных образовательных программ по толерантному воспитанию детей…………………………………………………………29
Использование совместных досуговых мероприятий в сфере поликультуры……………………………………………………………..37
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА……………………………………..46
Констатирующий эксперимент
Обследование детей шестого года жизни на сформированность толерантного отношения в условиях межнационального общения…..46
Формирующий эксперимент
Система специальных мероприятий по воспитанию толерантности у
дошкольников…………………………………………………………….54
Контрольный эксперимент
Повторная диагностика толерантной воспитанности детей………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….69 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………
Показателем «Не видят причину в расовой розни, называют что-то другое» стали такие ответы:
- мальчик
грязный. Его ругали из-за
- буря
произошла, поэтому мальчик
- может, он сел на его место и постройку сломал.
Обработка ответов детей показал такой результат: 68, 4% - не видят причины расовой розни, называя разные причины возможной ссоры мальчиков, 15, 8% - не видят причины расовой розни, никак не объясняя свой ответ, такое же количество детей (15, 8%) затрудняются в ответе.
Анализ полученных результатов позволили определить уровни толерантной воспитанности у детей шестого года жизни.
Они
определялись по знаниям детей о
людях иных национальностей, отношениям
к ним и характеру действий.
Использованные диагностические методики
оказались удобны и эффективны. Появилась
настоятельная необходимость в системе
специальных мероприятий по формированию
межнациональной толерантности.
3.2.
Система специальных
После проведения диагностик и анализа результатов были проведены следующие мероприятия: циклические игры – занятия по формированию толерантности, материалы из «Фестиваля педагогических идей», разработанные С.В. Волочай (социальный педагог, город Воронеж); тренинги из сборника «Мир различий» (авторы Александр Аксельрод, Елена Любарская), сказка о правах детей из пособия «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» и собственно разработанный День творчества. Раскроем подробно суть этих мероприятий.
Игра – занятие «Мы поссоримся и помиримся» проводилась с целью: развивать отношения детей, построенные на способности решать проблемы; показать детям, что значит взаимное уважение и признание; развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты; учить проявлять терпение к недостаткам других; учить умению считаться с интересами других; развивать готовность идти навстречу друг другу; формировать навык речевого этикета; учить выражать свое мнение публично. Это занятие включало игру «Коврик мира», которая учила детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. «Коврик мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
В начале игры практикант знакомила детей с «Ковриком мира», где рассказывала детям о его прекрасных способностях разрешать конфликты, ссоры, возникающие между детьми. Затем показывала им красивую игрушку, и предлагала представить какую – нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этой игрушкой. Для решения конфликта, дети, усаживаясь на «Коврик мира», обсуждают проблему и пытаются решить её без обид. Стоит признать, что дети с огромным интересом включились в игру. Даже самые тихие участвовали в дискуссии. Сделанный руками практиканта коврик был интересен детям. Дети использовали его самостоятельно. Например, Даша для решения конфликта сказала так: «Давай сначала ты скажешь как будет не обидно, я послушаюсь, а потом я скажу, тогда ты меня послушаешься».
Игра
«Ты мне нравишься» проводилась
с целью развития коммуникативных
навыков и хороших
В начале игры дети затруднялись говорить приятные слова друг другу, но по ходу все чаще и больше подбирали красивые слова. На вопрос «Легко ли говорить приятные вещи другим детям?» Вика ответила: «Легко, если дружишь». Чтобы показать разнообразие человеческих типов. Поведенческих реакций, и возможности совместного проживания мы провели занятие «Все люди разные». Программное содержание этого занятия включало: формирование способности считаться с различиями между людьми; развитие терпимого отношения к различиям в поведении людей; привитие ценностного отношения к «иному».
В начале занятия дети приветствовали друг друга, передавая мяч по кругу. При передаче мяча соседу по кругу, ребенку предлагалось назвать личностные качества, присущие ему, например «ты добрый» и отдать мяч. В процессе игры большинство детей называли только внешние качества, редко отмечая внутренние. Детям легче сказать что и так на виду, чем то, что у них «внутри». По окончании упражнения делали вывод о том, что люди отличаются друг от друга не только внешними, но и внутренними качествами.
В основной части занятия детям предлагалось инсценировать отрывок из сказки «Гадкий утенок». Ребенок, изображающий «Утенка» постепенно меняет движениями, жестами свою походку, выражение лица, по знаку воспитателя превращается в «Лебедя». После слов «Утенка»: «Я – лебедь» все «птицы» просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят его клювиками и говорят: «Какой красивый и сильный лебедь!»
После инсценирования обсуждали с детьми вопрос: «Можно ли обижать кого-то, не похожего на тебя?». Дети в основном соглашались с тем, что обижать не стоит, например Сережа Б. ответил: «Это как утенок, был ни на кого не похож, а оказался вот каким красивым. Я думаю, что нельзя».
В заключительной части занятия был проведен аукцион идей: «Хорошо, что люди разные, потому что…». В ходе дети высказали огромное количество положительных отличий, таких как: интереснее дружить, можно найти друга и т.д.
Для развития социально-психологической компетентности детей проведено занятие «Я и другие. Я глазами других». Это занятие помогло формировать умение общаться, позитивный эмоциональный тон общения; развить социальное доверие и воспитание новых способов поведения.
Во вводной части занятия была проведена игра «Окажи внимание другому». Ее назначение – помочь развить умение выражать свое положительное отношение к другим людям, научить оказывать и принимать знаки внимания.
Стоя в кругу, дети по очереди говорили что-нибудь приятное одному из участников игры (комплименты). В ответ ребенок отвечал: «Спасибо, я тоже думаю что я…», повторял сказанное ему, а затем подкреплял еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я…». Дети, без всяких усилий придумывали приятные слова другим, гораздо сложнее приходилось тем, кто подкреплял сказанное в свой адрес слова.
В основной части занятия был разыгран этюд по мультфильму «Просто так», в котором щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение «просто так» - ничего не требуя взамен. Это доброе дело пошло по цепочке дальше – от одного героя к другому.
Позитивные моменты в том, что инсценировка этого этюда развивает социальное доверие, воспитывает новые способы общения, формирует адекватные формы поведения.
В заключительной части проведена игра «Угадай-ка», где целью игры было посмотреть внимательно на своего соседа справа и попробовать угадать, что нравится в вашем соседе его маме. Дети по очереди проговаривали вслух свои догадки, отмечая в основном манеру поведения. Часто дети, о которых шла речь, затруднялись отметить правильность или неправильность отгадок.
Важной составляющей этого эксперимента было проведение тренингов. Целью первого тренинга «Самый особенный» было научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею, осознать уникальность других, создать атмосферу открытости и доверия.
Детям предлагалось подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Один ребенок говорил свое отличие, если никто в группе не мог сказать «Я тоже», то ребенок получал 1 балл, если же кто-то из группы мог сказать я тоже, то ход переходил к этому участнику. В конце тренинга подсчитывались баллы. Затем шло обсуждение: хорошо ли быть особенным? Каждый ли человек особенен. Почему? Что делает нас особенным? Что мешает нам оставаться особенными?
Дети активно включались в обсуждение, приводили в примеры себя, родителей, друзей. Часто отмечали свою особенность во внешнем виде, в своих игрушках.
Возможность дать детям почувствовать себя на месте «стигматизированных» (отмеченных «ярлыком») людей дал тренинг «Ярлыки». В ходе тренинга дети увидели недостатки такого подхода к людям; изучили процессы, которые заставляют стигматизированных людей подтверждать мнения общества о них.
Для проведения этого тренинга были использованы наклейки (дети заранее с ними ознакомились) с изображением «смайликов»: «ленивый», «умный», «лидер», «равнодушный» и т.д. Мы подходили к ребенку и наклеивали ему на лоб одну из наклеек (выбор наклеек был случайный). Заранее просили детей не говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены. Запретили детям смотреть в зеркало. Потом дали всей группе задание нарисовать плакат «Зоопарк». Детям сообщили, что они должны вести себя друг с другом так, как будто бы нарисованное на наклейках – правда.
После завершения игры
- что вы чувствовали, когда с вами вели себя не так как подобно тому, как вы себя ощущаете?
- подтверждали ли участники свои наклейки?
- почему это происходило?
- всем
ли досталась одинаковая
- как это связано с наклейками?
- существуют
ли «наклейки» в реальной
- откуда мы узнаем о качествах других людей?
- всегда ли наше мнение о других людях соответствует действительности?
- влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей?
- если бы наклеек не было, группа бы работала лучше или хуже?
- а в
реальной жизни? Приведите
Дети высказывали свое мнение по каждому из вопросов. Давали свой осознанный ответ на вопрос: «Существуют ли «наклейки» в реальной жизни?». Например, Наташа Ш так ответила на этот вопрос: «Вот Владик всегда кричит и подсказывает ответы на занятиях, поэтому воспитательница посадила его одного и не спрашивает на занятиях, когда он кричит. Все в группе знают, что он выскочка, его так называют».
Для формирования представлений детей о «Конвенции о правах ребенка» детям было прочитана сказка о правах детей, называемая «Новые приключения Буратино в стране дураков». Данное произведение в доступной для детей форме раскрывала основные статьи о правах ребенка. Дети увлеченно слушали сказку, высказываясь в защиту детей у которых нарушили права.
Этой же теме был посвящен досуг. В нем дети могли применить свои знания на практике. Получая от ведущего подсказки, они объясняли поросенку Ниф – Ниф значение каждой стати в «Конвенции о правах ребенка».
Завершающим этапом работы по «Воспитанию толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения» было проведение Дня творчества. К этому Дню творчества готовились 3 недели: изготавливали с детьми стилизованные головные уборы, по форме напоминающие оригинал национального. К родителям обратились с просьбой на День творчества испечь свое национальное блюдо. В содержание Дня творчества входило: проведение тренинговых игр, показ стилизованных головных уборов разных народов, дегустация блюд разных национальностей и проведение конкурса по ним, национальные подвижные игры (приложение № 6). Остановимся на его подробном описании.
День творчества осуществлялся во все режимные отрезки времени во вторую половину дня.
Подъем
детей осуществлялся под
Умывальные
процедуры проходили под
Следующим этапом была подготовка вместе с детьми национальных блюд для дегустации. Каждый ребенок, с гордостью показывая свое блюдо, всех с ним знакомил. Сразу после подготовки была проведена тренинг-игра «Приветствия». Для игры подготовлены карточки с изображением приветствий разных народов: сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония); коснуться носами (Новая Зеландия); пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия); показать язык (Тибет); очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия); помахать рукой; обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж). Детям было дано занятие разделиться на пары и взять одну карточку. Задание – попробовать изобразить в парах приветствие изображенное на карточке.