Взаимосвязь эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения с уровнем удовлетворенности педагогическим тру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:52, дипломная работа

Описание

В данной работе выявлена взаимосвязь между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем Актуальность темы. Современное образование предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, педагогическим умениям и, конечно, к личностным особенностям. На педагоге лежит большая степень ответственности за развитие ребенка. Символическая эмблема медицинской деятельности - горящая свеча, применима и к деятельности педагога. «Светя другим, сгораю сам» - этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и детям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Но «сгорание» не означает опустошение, исчезновение этих сил, они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при совершенствовании мастерства и личном развитии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
1.1. Анализ проблемы исследования в психологии..........................................7
1.2. Понятие синдрома эмоционального выгорания............................................10
1.3. Факторы, инициирующие эмоциональное сгорание педагогов…………...18
Выводы по первой главе………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ТРУДОМ
2.1. Понятие удовлетворённости трудом…………………………………………27
2.2. Факторы, обуславливающие удовлетворённость трудом…………………..32
Выводы по второй главе…………………………………………………………36
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УРОВНЕМ
УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ТРУДОМ У ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. Организация и методы проведения исследования……...………………......37
3.2. Анализ результатов выявления взаимосвязи между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем удовлетворённости трудом у педагогов ДОУ………………………………………………………………………………..41
Выводы по третьей главе……………………………………………………....46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 53

Работа состоит из  1 файл

диплом Егоровой Е.А..doc

— 505.50 Кб (Скачать документ)


3

 

ГОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»

Кафедра

 

 

 

 

 

 

ЕГОРОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТРУДОМ

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

студентки 

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

Омск-2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

1.1. Анализ проблемы исследования в психологии..........................................7

1.2. Понятие синдрома эмоционального выгорания............................................10

1.3. Факторы, инициирующие эмоциональное сгорание педагогов…………...18

Выводы по первой главе………………………………………………………...26

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ТРУДОМ

2.1. Понятие удовлетворённости трудом…………………………………………27

2.2. Факторы, обуславливающие удовлетворённость трудом…………………..32

Выводы по второй главе…………………………………………………………36

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УРОВНЕМ

УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ТРУДОМ У ПЕДАГОГОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

3.1. Организация и методы проведения исследования……...………………......37

3.2. Анализ результатов выявления взаимосвязи между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем удовлетворённости трудом у педагогов ДОУ………………………………………………………………………………..41

Выводы по третьей главе……………………………………………………....46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….  50

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 53

 



3

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Современное образование предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, педагогическим умениям и, конечно, к личностным особенностям. На педагоге лежит большая степень ответственности за развитие ребенка. Символическая эмблема медицинской деятельности - горящая свеча, применима и к деятельности педагога. «Светя другим, сгораю сам» - этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и детям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Но «сгорание» не означает опустошение, исчезновение этих сил, они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при совершенствовании мастерства и личном развитии.

В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения, актуальность, на наш взгляд, приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений в диаде «педагог - ребенок». Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ребенку как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. В целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, что ведёт к  эмоциональному выгоранию педагогов.

В настоящее время широко используется термин «эмоциональное выгорание» как специфический вид профессионального заболевания лиц работающих с людьми. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Термин «синдром сгорания», введенный в 1974г., использовался для характеристики психического состояния людей, чья работа связана с интенсивным общением и эмоциональным перенапряжением. Это те, кто работает в системе «человек – человек», представители так называемых хелперских профессий (от английского help - помогать): врачи, педагоги, психотерапевты, священники, социальные работники. После насыщенного дня, проведенного с людьми, человек испытывает потребность побыть в одиночестве, не желает обсуждать никаких проблем, даже если они касаются его семьи. Стирается граница между работой и частной жизнью: человек не может отключиться от рабочих проблем даже в кругу семьи, его мысли крутятся вокруг проблем, связанных с профессиональной деятельностью, он не может расслабиться, отдохнуть, в результате чего развиваются бессонница, синдром хронической усталости, раздражительность, головные боли. Синдром сгорания порой влечет за собой астенизацию (снижение жизненного тонуса), психосоматические расстройства. Может развиться депрессивное состояние, когда человек не может дальше нести груз чрезмерной вовлеченности, эмоциональной зависимости от работы. Человек чувствует усталость, истощен и морально, и физически, он «выгорел». Появляются сомнения в полезности своей деятельности, ощущение бессмысленности происходящего, снижается самооценка, начинаются переживания по поводу своей профессиональной и личной несостоятельности. Дальнейшее развитие синдрома приводит к негативному отношению к детям, коллегам, клиентам. Далее следует редукция профессиональных достижений, подмена продуктивной творческой деятельности формальным исполнением обязанностей. Сгореть можно не только на любимой работе, но и на нелюбимой, неинтересной, плохо вознаграждаемой, которая затягивает как болото.

Синдром «выгорания» довольно широко исследуется в зарубежной психологии. Что касается отечественной науки, то данный феномен как самостоятельный практически не изучался. В имеющихся работах он либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики. Термин «эмоциональное выгорание» не строго научный, поэтому само явление освещается несколько упрощённо как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Но за ним стоят очень серьёзные психологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия. Синдром сгорания нельзя назвать личной проблемой - она касается не только конкретного человека, но и организации, в которой работает: снижается эффективность работника, увеличивается количество ошибок, появляется стремление уйти или отмахнуться от проблем, принимаются скоропалительные, непродуманные решения. Основные исследования, посвящённые эмоциональному выгоранию, были направлены на выявление факторов вызывающих возникновение этого феномена. Исследователи пришли к выводу, что большую роль в формировании синдрома играют не только индивидуальные характеристики самих профессионалов, но особенности их деятельности, а также условия и содержание труда.

Актуальность данного исследования заключается в том, что феномен эмоционального выгорания играет важную роль в деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Общение с детьми и коллегами обычно эмоционально насыщено, его трудно поддерживать на одинаковом уровне. Профессиональная деятельность педагогов предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение. Синдром эмоционального выгорания характеризуется эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, игнорированием индивидуальных особенностей детей, личностной отстраненностью. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный функциональный стереотип эмоционального профессионального поведения, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, дисфункциональные следствия выгорания отрицательно сказываются на исполнении профессиональной деятельности. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению педагогическим процессом, оказанию необходимой психологической помощи детям. Таким образом, изучение этих состояний представляется актуальной проблемой.

Цель исследования – выявить взаимосвязь между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем удовлетворённости трудом у педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания у педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования: взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и уровня удовлетворённости трудом у педагогов.

Гипотеза. Между степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников дошкольного образовательного учреждения и уровнем их удовлетворённости трудом существует обратная связь: чем выше уровень удовлетворённости трудом, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания.

Задачи:

1.      Рассмотреть понятие «синдром эмоционального выгорания» и факторы, влияющие на его развитие.

2.      Дать теоретический анализ проблемы влияния организационных факторов на удовлетворённость трудом.

3.      Определить степень выраженности эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

4.      Определить уровень удовлетворённости трудом педагогов ДОУ.

5.      Определить взаимосвязь между степенью выраженности эмоционального выгорания и удовлетворённостью трудом у педагогов ДОУ.

Методы. Основным эмпирическим методом исследования стал констатирующий эксперимент, в ходе которого был использован следующий методический инструментарий: опросник для изучения привлекательности труда и методика диагностики уровня эмоционального выгорания. В ходе обработки результатов исследования применялся корреляционный анализ.

База проведения исследования: Муниципальное образовательное учреждение дошкольного образования «Детский сад №210» ОАО г. Омска.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

1.1. Анализ проблемы исследования в психологии

Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером [15] в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

К 1982г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по «эмоциональному сгоранию». Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер. Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным «эмоциональному сгоранию», было незначительно - это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Затем группа профессионального риска расширяется: это – прежде всего – учителя, юристы, политики, менеджеры. Деятельность этих профессионалов различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто трудно поддерживать продолжительное время.

В течение последних трёх десятилетий проблема сохранения психологического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т. д. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно–психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома установленная А.Н.Лук [24] – это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Если для работника выполнять распоряжения начальника является делом чести, но он объективно не в состоянии этого сделать, то возникает стресс, происходит ухудшение качества работы, может произойти разрыв взаимоотношений с коллегами.

К настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Исследования последних лет позволили существенно расширить сферу распространения этой структуры, включив профессии, не связанные с социальной сферой, что привело к некоторой модификации понятия «выгорания» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями.

Эмоциональные состояния, которые испытывает человек (по В.К.Виллюнас [11;12]), делятся на собственные эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Они отражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение предстоящего действия для её удовлетворения. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Информация о работе Взаимосвязь эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения с уровнем удовлетворенности педагогическим тру