Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:52, дипломная работа
В данной работе выявлена взаимосвязь между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем Актуальность темы. Современное образование предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, педагогическим умениям и, конечно, к личностным особенностям. На педагоге лежит большая степень ответственности за развитие ребенка. Символическая эмблема медицинской деятельности - горящая свеча, применима и к деятельности педагога. «Светя другим, сгораю сам» - этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и детям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Но «сгорание» не означает опустошение, исчезновение этих сил, они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при совершенствовании мастерства и личном развитии.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
1.1. Анализ проблемы исследования в психологии..........................................7
1.2. Понятие синдрома эмоционального выгорания............................................10
1.3. Факторы, инициирующие эмоциональное сгорание педагогов…………...18
Выводы по первой главе………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ТРУДОМ
2.1. Понятие удовлетворённости трудом…………………………………………27
2.2. Факторы, обуславливающие удовлетворённость трудом…………………..32
Выводы по второй главе…………………………………………………………36
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УРОВНЕМ
УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ТРУДОМ У ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. Организация и методы проведения исследования……...………………......37
3.2. Анализ результатов выявления взаимосвязи между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем удовлетворённости трудом у педагогов ДОУ………………………………………………………………………………..41
Выводы по третьей главе……………………………………………………....46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 53
2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. - М., 1998.
3. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. – М.; Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. – 266 с.
4. Асмаковец Е.С. Психологическая диагностика и развитие эмоциональной гибкости учителя. – Омск: ООИПКРО. 2003. – 73 с.
5. Батаршев А.В. Личность делового человека социально-психологический аспект. - М.: Дело, 2003.- 176 с.
6. Бахур В. На нервной почве. - M., 1997.
7. Березин Ф. Психологическая и психофизическая адаптация человека. - Л., 1988.
8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., 1996.
9. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.
10. Василюк Ф. Психология переживаний (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
11. Виллюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- С. 3-28.
12. Виллюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
13. Глухова Т.Г. Профессиональное здоровье учителя как приоритетное направление деятельности школьного психолога // Актуальные проблемы деятельности педагога-психолога. - Самара, 2001.
14. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., 1997.
15. Зеленова И.В. Эмоциональное выгорание. – М., 2002.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. – 384с.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2002.
18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. – 287с.
19. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 254с.
20. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Минск: Выш. шк., 1998. – 463 с.
21. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошеского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.
22. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. – Ижевск, 1996.
23. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
24. Лук А. Н. Эмоции и личность. – М., 1982.
25. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.П. - М.: Педагогика, 1983. – 320 с.
26. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. – 444 с.
27. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). – М.: Дело, 1998. – 216 с.
28. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.
29. Организационно-экономическая психология: Хрестоматия /Под ред. А.Е.Тараса. – Минск, 2004.
30. Орел В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. – М., 2001, № 5.
31. Общая психология: Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Издательский центр «Академия»,1996. – 464 с.
32. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1984. – 272 с.
33. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 528 с.
34. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
35. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: Моск. психолого-социальный институт: Флинта, 1998.- 264с.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.П. - М.: Педагогика, 1989. – 328 с.
38. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 1996.
39. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя.// Вопросы психологии. 1994, №6.
40. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. // Психолог на дому. – М., 2002.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Назначение методики. Измерение уровня проявления эмоционального выгорания – механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Инструкция испытуемому. Внимательно прочитайте каждое суждение и отвечайте “да”, если Вы согласны с его содержанием, и “нет”, если не согласны (помните, что в суждениях речь идет о Ваших партнерах – субъектах Вашей профессиональной деятельности: воспитанниках и др.).
В методике были предложены следующие вопросы-суждения.
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (2-3 ч.) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовольствия.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33.Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю чувства партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера и помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического и психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной),
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «не трать нервы, береги здоровье».
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством, как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которыми я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой - я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился.
69. Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательн
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства,
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о соб ственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83.Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.