Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:52, дипломная работа
В данной работе выявлена взаимосвязь между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем Актуальность темы. Современное образование предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, педагогическим умениям и, конечно, к личностным особенностям. На педагоге лежит большая степень ответственности за развитие ребенка. Символическая эмблема медицинской деятельности - горящая свеча, применима и к деятельности педагога. «Светя другим, сгораю сам» - этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и детям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Но «сгорание» не означает опустошение, исчезновение этих сил, они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при совершенствовании мастерства и личном развитии.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
1.1. Анализ проблемы исследования в психологии..........................................7
1.2. Понятие синдрома эмоционального выгорания............................................10
1.3. Факторы, инициирующие эмоциональное сгорание педагогов…………...18
Выводы по первой главе………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ТРУДОМ
2.1. Понятие удовлетворённости трудом…………………………………………27
2.2. Факторы, обуславливающие удовлетворённость трудом…………………..32
Выводы по второй главе…………………………………………………………36
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УРОВНЕМ
УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ТРУДОМ У ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. Организация и методы проведения исследования……...………………......37
3.2. Анализ результатов выявления взаимосвязи между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем удовлетворённости трудом у педагогов ДОУ………………………………………………………………………………..41
Выводы по третьей главе……………………………………………………....46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 53
Согласно исследованиям (В.В.Бойко [8], В.Е. Орёл [30]), переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии. Так, у профессионала, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки и симптомы этого процесса, которые проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе. На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Профессионал может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Признаки и симптомы третьей стадии (фазы) выгорания являются хроническими, поэтому могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения.
Симптомы эмоционального выгорания условно разделяются на физические, поведенческие и психологические. К физическим симптомам относятся: усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, одышка, бессонница. Поведенческие и психологические симптомы эмоционального выгорания проявляются в том, что работа становится все тяжелее, а способность выполнять её - все меньше, профессионал рано приходит на работу и остаётся надолго, либо поздно появляется на работе и рано уходит, берёт работу на дом, появляется чувство неосознанного беспокойства, чувство скуки, снижение уровня энтузиазма, чувство обиды, чувство разочарования, чувство вины, чувство невостребованности, легко возникающее чувство гнева, раздражительность, подозрительность, человек обращает внимание на детали, неспособность принимать решения, общая негативная установка на жизненные перспективы, злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.
1.3. Факторы, инициирующие эмоциональное сгорание педагогов
После того как феномен эмоционального выгорания стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или организационными и личностными (В.В.Бойко [8]; В.Е.Орёл [30]). Выделяют и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Т.В.Форманюк [39] разделяет факторы на личностные, ролевые и организационные.
Рассмотрим внешние и внутренние факторы, инициирующие эмоциональное выгорание.
Внешними факторами, предпосылками, провоцирующими эмоциональное выгорание, являются следующие: хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующая организация деятельности, повышенная ответственность за исполняемые функции, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, психологически трудный контингент.
Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность - такая деятельность, которая связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них.
Дестабилизирующая организация деятельности, основные её признаки: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные нормы контингента детей в группе (классе) и т.д.
Повышенная ответственность за исполняемые функции связана с тем, что педагоги как представители массовой профессии обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Педагогу надо постоянно «входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров» (К.Чернисс [40]).
Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель – подчиненный», и по горизонтали, в системе « коллега – коллега».
Психологически трудный контингент, с которым имеет дело педагог-профессионал в сфере общения: у воспитателей это дети с аномалиями нервной системы, с задержками психического развития, с деформациями личностного (нравственного) развития: агрессивные, ленивые, лживые, недисциплинированные, циничные дети.
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относят [8; 30; 39] следующие факторы: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивная интериоризация обстоятельств профессиональной деятельности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности. Поясним их.
Склонность к эмоциональной ригидности характерна для педагогов с пониженной впечатлительностью и чувствительностью. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив же, у педагогов, обладающих подвижными нервными процессами, творчески мыслящих, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее.
Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности - данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. У таких педагогов эмоционально-энергетические ресурсы постепенно истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты.
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности - имеет два аспекта: во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности; во-вторых, человек не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
Нравственные дефекты и дезориентация личности вызываются разными причинами. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации личности, формирование эмоционального выгорания облегчается: увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.
Как образно пишет К.Чернисс [40], «выгорание инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание выгорающих». Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Большая ответственность за развитие выгорания лежит на руководителе, потому что существуют такие ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Так, педагоги, работающие в высоко-стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают, относятся к числу профессионалов, подверженных выгоранию. Например, недостаток контроля, который может испытывать воспитатель 25 активных детей, является главным фактором, способствующим выгоранию.
Итак, эмоциональное выгорание детерминировано как внутренними, так и внешними факторами профессиональной деятельности (см. таблица 1).
Таблица 1
Факторы, инициирующие эмоциональное выгорание
(по В.Е.Орёл) [30]
Индивидуальные факторы | Организационные факторы |
Социально-демографические | Условия работы: |
Возраст | Рабочие перегрузки |
Пол | Дефицит времени |
Уровень образования | Продолжительность рабочего дня |
Семейное положение | Содержание труда: |
Стаж работы | Число клиентов |
Личностные особенности | Острота их проблем |
Выносливость | Глубина контакта с клиентом |
Локус контроля | Обратная связь |
Стиль сопротивления | Социально-психологические: |
Самооценка | Взаимоотношения в организации |
Нейротизм (тревожность) | Отношение к объекту труда |
Экстраверсия |
|
На развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов оказывают влияние внешние (организационные) и внутренние (индивидуальные) факторы.
Рассмотрим сначала группу внешних, организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.
Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объема работы. Исследования свидетельствуют о том, что повышенные нагрузки в деятельности, высокая продолжительность рабочего дня, сверхурочная работа, недостаточное вознаграждение, денежное и моральное, или его отсутствие способствуют возникновению выгорания. Профессия педагога подпадает под эти параметры. Так, средняя величина рабочей недели педагога намного выше той, которая установлена официально; очень низкая оплата труда в нашей стране, не обеспечивающая нормального существования, как следствие сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что приводит к фрустрации, тревожности, стимулирует развитие выгорания, эмоциональное опустошение как предпосылка различных психических заболеваний.
Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы педагога. Так, большое количество детей (учащихся) в группе (классе), может привести к недостатку элементарного контроля, что является главным фактором, способствующим выгоранию. В настоящее время педагогам всё чаще приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению выгорания. Влияние этих факторов наиболее сильно проявляется в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения, в системе образования это могут быть группы (классы) коррекции, где при максимальном вложении усилий со стороны педагога, результат может оказаться не самым высоким. При этом любая критическая ситуация с ребенком является тяжким бременем для педагога, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.
Социально-психологические факторы. Анализ взаимодействия между социально-психологическими отношениями работников к объекту их труда можно провести в двух направлениях: позиции работников по отношению к своим реципиентам и особенностей поведения самих реципиентов (учеников, воспитанников). Существует взаимосвязь между данной характеристикой и выгоранием. Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой деятельности. Так педагоги, характеризующиеся наличием опекающего стиля во взаимоотношениях с детьми, а так же не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень выгорания. С другой стороны, атмосфера в детском коллективе и отношение детей к педагогу и образовательному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, например, апатия детей и неблагоприятная атмосфера в классе, активное сопротивление учителю в виде негативного поведения учеников вызывают у учителей выгорание (В.Е.Орёл) [30].
К внешним факторам, провоцирующим выгорание у педагогов, можно отнести специфику педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения. Влияние организационного фактора чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере педагогического коллектива. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Для работы педагога характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.
Таким образом, профессия педагога может быть отнесена к разряду стрессогенных, требующих от педагога самообладания и саморегуляции. Проявления стресса в работе педагога разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение, выгорание.
Рассмотрим теперь индивидуальные факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов. В эту группу включены социально-демографические и личностные особенности. Из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж: эмоциональному выгоранию подвержены чаще всего педагоги старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, когда собственные дети подрастут и можно ожидать подъема в профессиональной сфере, происходит спад: у педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. У молодых специалистов (от 1 года до 3 лет), как и у специалистов с 10-летним стажем, количественная характеристика проявления эмоционального выгорания является невысокой (8-11%). В случае молодых специалистов, сказывается процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период направлена на совершенствование технологии преподавания предмета, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние. У профессионалов со стажем более 10 лет, возможно, уже выработаны определённые способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. В период от 15 до 20 лет педагогического стажа, как и для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет, частота проявления состояний эмоционального выгорания повышается (до 22%). Что касается зависимости эмоционального выгорания и пола, то, как отмечает Т.В.Форманюк [39], феминизированность профессии педагога имеет ряд отрицательных моментов. Среди них повышенная в сравнении с мужчинами - в три раза - заболеваемость психическими болезнями, высокая «стрессируемость», вызываемая бытовыми неурядицами из-за загруженности работой по дому и т.п.