Взаимосвязь эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения с уровнем удовлетворенности педагогическим тру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:52, дипломная работа

Описание

В данной работе выявлена взаимосвязь между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем Актуальность темы. Современное образование предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, педагогическим умениям и, конечно, к личностным особенностям. На педагоге лежит большая степень ответственности за развитие ребенка. Символическая эмблема медицинской деятельности - горящая свеча, применима и к деятельности педагога. «Светя другим, сгораю сам» - этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и детям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Но «сгорание» не означает опустошение, исчезновение этих сил, они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при совершенствовании мастерства и личном развитии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
1.1. Анализ проблемы исследования в психологии..........................................7
1.2. Понятие синдрома эмоционального выгорания............................................10
1.3. Факторы, инициирующие эмоциональное сгорание педагогов…………...18
Выводы по первой главе………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ТРУДОМ
2.1. Понятие удовлетворённости трудом…………………………………………27
2.2. Факторы, обуславливающие удовлетворённость трудом…………………..32
Выводы по второй главе…………………………………………………………36
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УРОВНЕМ
УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ТРУДОМ У ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. Организация и методы проведения исследования……...………………......37
3.2. Анализ результатов выявления взаимосвязи между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем удовлетворённости трудом у педагогов ДОУ………………………………………………………………………………..41
Выводы по третьей главе……………………………………………………....46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 53

Работа состоит из  1 файл

диплом Егоровой Е.А..doc

— 505.50 Кб (Скачать документ)

Изучая ситуации в которых сотрудники отмечают полное удовлетворение или, наоборот, неудовлетворённость работой, Ф.Герцберг, на основе интервью взятых на различных рабочих местах, в различных профессиональных группах и в разных странах, пришёл к выводу, что удовлетворённость и неудовлетворённость работой вызываются определённым рядом факторов.

На удовлетворённость влияют:

                   Достижения (квалификация) и признание успеха;

                   Работа как таковая (интерес к работе и заданию);

                   Ответственность;

                   Продвижение по службе;

                   Возможность профессионального роста.

Эти факторы он назвал «мотиваторами», или «мотивирующими факторами». В свою очередь, на неудовлетворённость работой влияют совсем иные факторы:

       Способ управления;

       Политика организации и администрации;

       Условия труда;

       Межличностные отношения на рабочем месте;

       Заработок;

       Неуверенность в стабильности работы;

       Влияние работы на личную жизнь.

Эти внешние факторы получили название «факторов контекста», или «гигиенических» факторов.

Мотивы, вызывающие удовлетворённость работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении. Факторы, вызывающие неудовлетворённость работой, связывались с недостатками работы и внешними условиями. С этими факторами связаны неприятные ощущения.

Факторы, вызывающие удовлетворённость и неудовлетворённость работой, не являются противоположностями в одном и том же измерении (см. рис.1). Каждый из них находится как бы в собственной шкале измерений, где один действует в диапазоне от минуса до нуля, а второй – от нуля до плюса. Если гигиенические факторы создают плохую ситуацию, то работники испытывают неудовлетворённость, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворённости работой, а дают скорее нейтральное отношение. Удовлетворённость работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворённость от нейтрального до плюса [10].

 

Традиционный биполярный взгляд

 

Удовлетворённость                                                                      Неудовлетворённость

 

Двухфазная модель Ф.Герцберга

 

Мотиваторы

 

Удовлетворённость               Отсутствие удовлетворённости

 

Гигиенические факторы

 

             

Отсутствие удовлетворённости                                      Неудовлетворённость             

 

Рис. 1. Традиционный подход к оценке удовлетворённости трудом и двухфакторная модель Ф.Герцберга

 

Вышеуказанные положения являются основами мотивационных теорий А.Маслоу и Ф.Герцберга, разработанных в 50-е годы ХХ века [12]. И хотя в последующие годы появились новые концепции, мы обратили внимание именно на эти потому, что, во-первых, они представляют собой то основание, на котором были построены все последующие теории, а во-вторых, они часто используются современными руководителями для объяснения мотивации сотрудников.

Степень неудовлетворённости человека трудом оказывает огромное влияние на его эмоциональную сферу. Безразличное, а тем более отрицательное отношение к работе вызывает у человека отрицательные эмоции и даже вспышки агрессивности. В итоге человек после трудовой смены не может расслабиться, позабыть неприятности, отдохнуть. Следовательно, неудовлетворение организационных потребностей может привести к развитию негативных эмоциональных состояний, таких как депрессия и эмоциональное выгорание. С другой стороны, чем интереснее для человека работа, тем меньше усталость, раздражительность, тем быстрее восстанавливаются силы и душевное равновесие.

Мы не утверждаем, что возникновение симптомов «сгорания» является исключительным следствием неудовлетворённости трудом, мы лишь хотим отметить возможную взаимосвязь этих явлений. В отечественной науке наличие подобных связей практически не изучалось. В своих выводах мы, прежде всего, опираемся на исследования зарубежных психологов, которые представлены в работе В.Е.Орел [30]. В этих исследованиях связь между степенью выраженности синдрома «эмоционального выгорания» и организационными факторами определена как сильная.


Выводы по второй главе

Подводя итоги можно отметить следующее:

1. Источником активности современного человека являются его потребности.

2. Удовлетворение большинства потребностей возможно только в организации.

3. Степень удовлетворения этих потребностей определяет удовлетворённость трудом, которая зависит от наличия или отсутствия так называемых организационных факторов. Говоря иными словами, если организация способна обеспечить работника достойной оплатой за его труд, обеспечить высокую организацию его труда, хорошие условия трудовой деятельности, предоставить возможности для самовыражения и т.д., то его удовлетворённость будет высокой. Соответственно, при отсутствии этих факторов или снижения их качества удовлетворённость будет снижаться, что повлияет на эффективность его трудового поведения и, соответственно, качество выполняемой работы.

 


ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УРОВНЕМ

УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ТРУДОМ У ПЕДАГОГОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

3.1. Организация и методы проведения исследования

Целью исследования стало выявление взаимосвязи между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем удовлетворённости трудом у педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования состояла в предположении существования обратной связи между степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников дошкольного образовательного учреждения и уровнем их удовлетворённости трудом: чем выше уровень удовлетворённости трудом, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания.

Для решения поставленной цели и проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №131 комбинированного вида» г. Омска.

В исследовании принимали участие педагоги, всего 20 человек, все -женщины в возрасте от 23 до 50 лет, имеющие стаж работы от 5 до 26 лет. Все исследуемые имеют средне-специальное или высшее образование, квалификационные категории. Заработная плата педагогов зависит от стажа работы, наличия квалификационной категории и составляет, в среднем, 4000 рублей в месяц.

Организация эмпирического исследования проводилась в 3 этапа:

  1. на подготовительном этапе был отобран методический инструментарий, заготовлены опросные листы к выбранным методикам и бланки ответов, на которых изложена инструкция;
  2. на основном этапе исследования проведён констатирующий эксперимент с целью выявления зависимости между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем удовлетворённости трудом у педагогов дошкольного образовательного учреждения. Педагоги самостоятельно фиксировали ответы на вопросы тестов в листах ответов.
  3. на заключительном этапе проведена обработка результатов, их интерпретация, проведён корреляционный анализ для выявления взаимосвязи между двумя переменными и сделаны выводы.

Основным эмпирическим методом стал – констатирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент проводился с использованием двух методик:

1 - методика «Эмоциональное выгорание» В.В.Бойко. Данная методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения, испытуемый отвечает на них в виде утвердительных («да») и отрицательных («нет») ответов. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающих в себя по 4 симптома.

Первая фаза «напряжения»

1. Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств».

2. Симптом «неудовлетворенности собой».

3. Симптом «загнанности в клетку».

4. Симптом «тревоги и депрессии».

Вторая фаза «резистенции»

1.                              Симптом «неадекватного избирательного эмоционального     

реагирования».

2.                              Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

3.                              Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

4.                              Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Третья фаза «истощения»

1. Симптом «эмоционального дефицита».

2. Симптом «эмоциональной отстраненности».

3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации».

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Если в любом симптоме количество балов

                              От 0 до 9 – симптом отсутствует

                              от 10 до 19 – симптом формируется

                              от 20 до 30 – симптом сформировался

Если сумма балов в каждой фазе

                              От 0 до 29 –фаза отсутствует

                              от 30 до 59 – фаза формируется

                              от 60 до 120 – фаза  сформировалась

Выделяются симптомы и фазы, получившие наибольшее число баллов

Суждения данной методики представлены в приложении № 1.

2 - - опросник для изучения привлекательности труда (ПТР 1). В данном опроснике задание состоит из двух частей. В первой части оцениваются реальные условия работы. Во второй части производится оценка тех же показателей, что и в первой, но с точки зрения пожеланий (потребностей) отвечающего. Соотношение этих оценок и является показателем субъективной привлекательности работы для человека.

В данном опроснике изучаемые потребности сведены в 14 шкал:

1.            Потребность в творческой и интересной работе;

2.            Потребность в благоприятных условиях труда;

3.            Потребность в тёплых и доверительных отношениях в коллективе;

4.            Потребность в признании и личном авторитете;

5.            Потребность в собственном развитии;

6.            Потребность в личном материальном и социальном обеспечении;

7.            Потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в коллективе;

8.            Потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива;

9.            Потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива;

10.       Потребность в хорошей организации труда;

11.       Потребность в производственных успехах всего коллектива;

12.       Утилитарная потребность;

13.       Потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом;

14.       Потребность в общении, как по «вертикали» так и по «горизонтали».

Более подробная характеристика этих потребностей изложена в теоретической части работы (главе 2), в данной методике они выступают как шкалы удовлетворённости трудом.

Выбранная методика позволила определить как отдельные аспекты удовлетворённости трудом, так и привлекательность труда в целом. Этот подход позволил определить, чем именно неудовлетворён педагог.

3 - зависимость между переменными определялась методом ранговой корреляции Спирмена (см. приложение 2).


3.2. Анализ результатов выявления взаимосвязи между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем удовлетворённости трудом у педагогов ДОУ

3.2.1. Анализ результатов исследования эмоционального выгорания

Таблица 4

Степень выраженности синдрома эмоционального выгорания

 

Напряжение

Резистенция

Истощение

 

1

2

3

4

Σ

1

2

3

4

Σ

1

2

3

4

Σ

 

Σ

общ

1.        

9

0

1

4

10

5

0

3

0

12

5

3

3

5

16

38

2.        

14

8

1

2

25

8

5

0

7

20

0

10

3

0

13

58

3.        

24

10

14

10

58

20

5

4

5

35

3

3

10

25

41

134

4.        

0

5

0

0

5

12

2

0

12

18

0

13

0

0

13

36

5.        

4

0

0

3

7

20

14

2

25

61

7

10

0

8

25

93

6.        

17

3

6

13

39

10

0

0

12

22

7

8

8

8

31

92

7.        

22

0

5

20

47

15

7

23

17

62

5

5

5

5

20

129

8.        

2

0

1

8

11

5

7

8

2

22

3

5

5

0

9

42

9.        

2

0

0

3

5

0

10

0

10

20

0

6

3

0

9

42

10.     

5

3

0

6

14

12

14

7

5

38

8

3

8

13

32

89

11.     

9

13

0

6

28

10

14

0

5

29

8

5

8

13

32

89

12.     

7

3

0

16

26

17

12

6

17

52

7

5

3

10

25

103

13.     

22

6

1

20

49

22

0

10

15

47

0

3

8

8

19

115

14.     

14

5

0

18

37

19

6

8

16

49

3

4

6

9

22

108

15.     

14

4

0

18

36

19

6

8

16

49

3

4

5

9

21

106

16.     

10

6

0

12

28

15

10

5

10

40

5

4

6

11

26

94

17.     

4

4

0

5

13

6

11

3

5

25

4

4

6

6

20

58

18.     

11

5

4

4

24

11

3

1

6

21

2

7

4

7

20

71

19.     

13

3

5

9

30

15

5

5

14

39

4

7

7

9

27

96

20.     

10

4

0

13

27

14

8

6

11

39

3

4

5

8

20

86

Информация о работе Взаимосвязь эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения с уровнем удовлетворенности педагогическим тру