Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:52, дипломная работа
В данной работе выявлена взаимосвязь между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем Актуальность темы. Современное образование предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, педагогическим умениям и, конечно, к личностным особенностям. На педагоге лежит большая степень ответственности за развитие ребенка. Символическая эмблема медицинской деятельности - горящая свеча, применима и к деятельности педагога. «Светя другим, сгораю сам» - этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и детям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Но «сгорание» не означает опустошение, исчезновение этих сил, они постоянно возобновляются при получении удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при совершенствовании мастерства и личном развитии.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
1.1. Анализ проблемы исследования в психологии..........................................7
1.2. Понятие синдрома эмоционального выгорания............................................10
1.3. Факторы, инициирующие эмоциональное сгорание педагогов…………...18
Выводы по первой главе………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ТРУДОМ
2.1. Понятие удовлетворённости трудом…………………………………………27
2.2. Факторы, обуславливающие удовлетворённость трудом…………………..32
Выводы по второй главе…………………………………………………………36
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УРОВНЕМ
УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ТРУДОМ У ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. Организация и методы проведения исследования……...………………......37
3.2. Анализ результатов выявления взаимосвязи между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем удовлетворённости трудом у педагогов ДОУ………………………………………………………………………………..41
Выводы по третьей главе……………………………………………………....46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 53
Таблица 5
Анализ уровней развития синдрома эмоционального выгорания
| Стадии формирования | |||||
Симптом | отсутствует | формируется | сформировался | |||
| кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % |
| 9 | 45 | 7 | 35 | 4 | 20 |
2. | 18 | 90 | 2 | 10 | 0 | 0 |
3. | 19 | 95 | 1 | 5 | 0 | 0 |
4. | 11 | 55 | 3 | 15 | 6 | 30 |
5. | 5 | 25 | 5 | 25 | 10 | 50 |
6. | 13 | 65 | 7 | 35 | 0 | 0 |
7. | 18 | 90 | 1 | 5 | 1 | 5 |
8. | 8 | 40 | 6 | 30 | 6 | 30 |
9. | 20 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 |
10. | 17 | 85 | 3 | 15 | 0 | 0 |
11. | 19 | 95 | 1 | 5 | 0 | 0 |
12. | 15 | 75 | 4 | 20 | 1 | 5 |
Из таблиц 4 и 5 видно, что у 50% респондентов сформировался симптом «неадекватное избирательное реагирование». Этот симптом характеризуется неадекватной экономией эмоций, профессионал ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу - не хочу»; сочту нужным - уделю внимание данному партнеру, будет настроение - откликнусь на его состояние и потребности. Самому же человеку кажется, что он поступает должным образом, однако субъект общения фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. Можно сказать, что они пресыщены человеческими контактами и переживают симптом «отравления людьми». Этот симптом проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. В результате чего к профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.
У 30% опрошенных сформировался симптом «тревога и депрессия». Чувство тревоги рассматривается как реакция на неопределённые ситуации, потенциально несущие в себе угрозу, опасность, т.е. 30% опрошенных видят в своём окружении факторы, которые воспринимаются ими как неопределённые и потенциально опасные.
Ещё у 30% опрошенных сформирован симптом «редукция профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
3.2.2. Анализ результатов исследования привлекательности труда
Таблица 6
Степень удовлетворённости трудом
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | Σ |
1 | -1,75 | -1,75 | -0,5 | -1,5 | -2,5 | -4 | -0,5 | 0 | -0,5 | -5,25 | 0 | 1 | 3 | 3 | -11,25 |
2 | -3,75 | -7,75 | -3,25 | -2,25 | -5,5 | -7,25 | -4 | -4,5 | -3 | -6,75 | -5 | -2,75 | 1,25 | -3,7 | -58,2 |
3 | -4 | -2,75 | -2 | -1,25 | -2,5 | -4,5 | -3 | -2 | -4 | -5,75 | -1,75 | -2,25 | -1 | -1 | -37,75 |
4 | -1,5 | -3,75 | -0,75 | -1,75 | -1,75 | -6,5 | -1,75 | 0,5 | -1,25 | -3 | -1,75 | -1,25 | -1,3 | -2,5 | -28,3 |
5 | -0,5 | -2 | 0 | -0,75 | -3,75 | -7,5 | -1,75 | -0,5 | -2,25 | -3,5 | 0 | 0,25 | 1,3 | 0,3 | -20,65 |
6 | 0,25 | 0 | 0 | 0 | 0 | -1 | 0 | 1 | -0,25 | -3,2 | -0,5 | 0,25 | 0 | 0,3 | -3,15 |
7 | -6,25 | -7 | -1,75 | -2,5 | -6,25 | -7,5 | -2,75 | -1 | -5 | -5,75 | -1,25 | -4,5 | 0 | 1,6 | -49,9 |
8 | -1,25 | -4 | -2 | -0,5 | -1,25 | -4 | -1 | -0,5 | -1,25 | 0,75 | -0,25 | 1,25 | 5 | 0 | -9 |
9 | 6,25 | 0,5 | 2,25 | 5,5 | 2,5 | -1,5 | 5 | -0,25 | 1,25 | 2,25 | 7,5 | 1,25 | 8 | 8 | 48,5 |
10 | 0 | -0,25 | 0 | 0 | 0 | -2,5 | 0 | 0 | 0 | -0,25 | -0,25 | 0 | 0 | 0 | -3,25 |
11 | -0,25 | -0,75 | -0,5 | -0,25 | -2,5 | -1 | -0,5 | 0 | 0 | -0,5 | 0 | -2,5 | 0 | 0 | -8,75 |
12 | -1,25 | -3,25 | -3,25 | -0,75 | -1,5 | -3,25 | -0,5 | -1,5 | -1,75 | -3,25 | 0,5 | 0 | 0 | 0 | -19,75 |
13 | -3,5 | -6,75 | -2,5 | -4 | -5 | -7,5 | 2,75 | -3,75 | -3 | -7 | -2,75 | -5,5 | -1,7 | -3,25 | -53,45 |
14 | -1,25 | -2,25 | -3,5 | 0 | -1,5 | -1 | -2,75 | -0,25 | -2 | -0,75 | -0,5 | -1,5 | -1,75 | -2,4 | -21,4 |
15 | -5,25 | -4,25 | -3,5 | -2,75 | 1,25 | -1,25 | -2,25 | -0,5 | -5 | -5,5 | -0,75 | -1,25 | -1,3 | 5 | -27,3 |
16 | -6,75 | -5,5 | -3,75 | -3,25 | -1 | -6 | -1,75 | -0,75 | -6 | -4 | -1,5 | -1,75 | -1,4 | 1,8 | -41,6 |
17 | -6,25 | -7,5 | -6,25 | -3,45 | -2,7 | -1,25 | -2,25 | -0,5 | -7 | -3,75 | -2,25 | -1,5 | -3,5 | -0,25 | -48,4 |
18 | -7,25 | -6,5 | -5,25 | -3 | -4,25 | -6,5 | -1,25 | -1 | 0 | -6 | -0,75 | -1,25 | -0,25 | 1,75 | -41,5 |
19 | -5 | -6 | -0,25 | -2,25 | -2 | -5 | -2,5 | -2,5 | -0,5 | -3 | 6,5 | -2,25 | -0,5 | 1,25 | -24 |
20 | 0 | -4 | -3,25 | -2,5 | -3 | 0 | -3,25 | -4,25 | -0,25 | -2,25 | 0 | 3 | 6 | -3,25 | -17 |
Средн. По шкалам | -2,46 | -3,77 | -2 | -1,36 | -2,16 | -3,95 | -1,2 | -1,11 | -2,08 | -3,32 | -0,23 | -1,06 | 0,59 | 0,33 |
|
В таблице 6 представлены средние показатели по всей группе. Из приведённой таблицы видно, что по большинству показателей привлекательность труда отсутствует. Наименьшие показатели выявлены по шкале 6 (потребность в материальном и социальном обеспечении) -3,95 и
шкале 2 (потребность в благоприятных условиях труда) -3,77. Далее следуют шкала 10 (потребность в хорошей организации труда) -3,32 и
шкала 1 (потребность в интересной, творческой работе) -2,46 .
Дальнейшие показатели распределяются следующим образом:
шкала 5 (потребность в собственном развитии) -2,16;
шкала 9 (потребность в активной жизненной позиции членов коллектива) -2,08;
шкала 3 (потребность в тёплых и доверительных отношениях в коллективе) -2; шкала 4 (потребность в признании и личном авторитете) -1,36;
шкала 7 (потребность в принципиальных отношениях в коллективе) -1,2;
шкала 8 (потребность в развитии всех членов коллектива) -1,11;
шкала 12 (утилитарная потребность, потребность в простой работе) -1,06; шкала 11 (потребность в производственных успехах всего коллектива) -0,23.
Необходимо отметить положительные показатели по шкале 13 (потребность в общественном признании личного вклада и важности работы коллектива в целом) и шкале 14 (потребность в общении, как по «вертикали» так и по «горизонтали») 0,59 и 0,33 соответственно.
3.2.3. Анализ результатов выявления взаимосвязи между степенью выраженности эмоционального выгорания и уровнем удовлетворённости трудом у педагогов
Для проверки предположения о наличии связи между уровнем развития удовлетворённость трудом и его влияния на степень проявления синдрома эмоционального сгорания был использован один из параметрических методов выявления степени тесноты связи между двумя этими явлениями – ранговая корреляция Спирмена.
6∑di2
Rs =1 - ————— ,
(n-1)n(n+1)
где Rs – коэффициент ранговой корреляции по Спирмену;
di – разница между рангами показателей одних и тех же испытуемых в упорядоченных рядах;
n – число испытуемых или цифровых данных (рангов) в коррелируемых рядах.
После проведения корреляционного анализа значений степени удовлетворённости трудом и выраженности синдрома эмоционального выгорания был получен следующий результат: корреляция -0,38. Кроме того, была выявлена корреляция между отдельными фазами синдрома эмоционального выгорания и степенью удовлетворённости трудом: удовлетворённость трудом - фаза напряжения – -0,45;
удовлетворённость трудом - фаза резистенции – -0,29;
удовлетворённость трудом - фаза истощения – -0,12.
Т.к. значение ранговой корреляции по Спирмену оказался отрицательным, то это значит, что между исследуемыми двумя признаками существует обратная связь.
Полученное значение Rs ≈ - 0,38 означает то, что чем больше выражен один из этих признаков, тем менее выражен второй, т.е. чем больше уровень развития удовлетворённости трудом, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания.
Выводы по третьей главе
Гипотеза подтверждена: взаимосвязь синдрома эмоционального сгорания и уровня развития удовлетворённости трудом обнаружена.
В работе применялись статистические методы обработки данных:
- описательная статистика, позволяющая охарактеризовать, подытожить и воспроизвести в виде таблиц данные того или иного распределения;
- корреляционный анализ, с помощью которого было установлено: насколько связаны между собой две переменные.
Степень корреляции между уровнем удовлетворённости трудом и степенью эмоционального выгорания педагогов -0,38.
Таким образом, между степенью удовлетворённости трудом и выраженностью синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения существует средняя степень корреляции — чем меньше удовлетворённость трудом — тем выше уровень эмоционального выгорания.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу: неудовлетворённость трудом является важным фактором в формировании эмоционального выгорания и выдвигают следующие проблемы:
1. Создание условий для предотвращения или снижения личностной деформации (внешний фактор). В качестве внешних условий лежат требования к организации рабочего времени и режима профессиональной деятельности. Это является задачей администрации.
2. Проблема профилактики личностных деформаций (внутренний фактор). Для создания внутренних факторов в качестве профилактики негативных личностных профессиональных изменений необходимо сформировать у педагогов механизмы сознательного сохранения здоровья и сознательной защиты. Одним из подходов в решении этой проблемы может быть введение в содержание профессионального повышения квалификации педагогов курса по психической культуре, включающего в себя разделы:
1. Самопознание
2. Развитие коммуникативных способностей
3. Овладение навыками саморегуляции и самокоррекции
И в заключение добавим, что для профилактики явления эмоционального выгорания педагогам нужно уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение, не воспринимать драматически любые неудачи, полноценно отдыхать, выезжать за город - общение с природой приносит заряд бодрости, посещать театры, выставки и другие культурные мероприятия, что обогатит духовный мир и пополнит потенциал энергии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная выпускная квалификационная (дипломная) работа посвящена проблеме взаимосвязи эмоционального выгорания и удовлетворённости трудом педагогов муниципального образовательного учреждения дошкольного образования.
Профессиональная деятельность педагога предполагает высокую эмоциональную насыщенность, личностную мотивацию, высокие коммуникативные способности. Поэтому некоторые из педагогов подвержены «эмоциональному выгоранию».
Проблема эмоционального выгорания педагогов стала довольно распространённой и в нашей стране. Существуют различные точки зрения на это понятие. Одни определяют его как вид эмоционального истощения, другие считают, что источник проблем находится больше в ситуации, чем в людях. Некоторые авторы считают «выгорание» является одним из проявлений профессиональной деформации личности. Причём под деформацией понимают, прежде всего, некоторые сформированные в профессии аспекты личности, имеющие негативный оттенок и проявляющиеся в большей степени в непрофессиональной жизни. «Выгорание» — это профессиональный феномен, негативное влияние которого сказывается и на самочувствии людей и не может не проявляться в других непрофессиональных сферах.
Работа включает три главы. В первой главе представлены определения синдрома эмоционального выгорания, составляющих его симптомов, рассмотрены вопросы формирования стресса, механизмы психической адаптации и их роль в формировании синдрома эмоционального выгорания.
Вторая глава посвящена теоретическим аспектам удовлетворённости трудом. В ней дано определение потребностей человека, мотивов и удовлетворённости трудом, охарактеризованы потребности людей, работающих в организации, рассмотрены факторы, влияющие на удовлетворённость трудом.
Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, приводятся в третьей главе. Полученные подтверждают гипотезу о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывает влияние уровень удовлетворенности педагога своим трудом.
Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, и главное – дети, воспитанники, которые становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно на наш взгляд, продолжить начатую работу, но уже с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Издат. центр «Академия», 1996. – 224 с.