Здоровьесберегающие аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации, которую нужно обработать и применить. Чтобы помочь современному школьнику учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал учитель, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
§1.1. ……………………………………….5
§1.2. …………………………………………..11
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
§1. Констатирующий эксперимент………………………………………24
§2. Формирующий эксперимент…………………………………………….34
§3. Итоговый эксперимент…………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….36
Библиографический список…………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Здоровьесберегающие аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в начальной шк.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

    Ну, а самый постой способ борьбы - после  занятий на компьютере умыться холодной водой.

    Высокочастотные электромагнитные поля. Их воздействие сравнимо с радиацией, но, к счастью, они очень быстро уменьшаются с расстоянием, элементарно экранируются и управляются. Основной их источник - отклоняющая электромагнитная система кинескопа . В современных мониторах все излучение отводится вверх и частично назад. Вперед не излучается ничего. Поэтому в школах компьютеры расставляют вдоль стен таким образом, чтобы люди не могли находиться возле их задних стенок. А вот наклоняться над монитором, чтобы поглядеть на него сверху, не рекомендуется.

    Низкочастотные  электромагнитные поля. Низкочастотные электромагнитные излучения до сих пор не считались вредными, поскольку от компьютера они ниже, чем, скажем, от электрического утюга. Однако по данным PC Week за февраль 2003 следует, что взаимодействие собственных полей монитора и внешних электромагнитных полей может вызывать интерференцию, из-за которой изображение на экране начинает мерцать, вызывая ухудшение зрения и головную боль. Радикальные способы борьбы с этим явлением пока, по сведениям журнала, не найдены.

    Следует отметить, что дисплеи на жидких кристаллах лишены большинства этих недостатков - напряжение на них значительно  ниже, а электромагнитного излучения  почти нет.

    Повышенная  нагрузка на зрение

    Зрительная  система человека плохо приспособлена  к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют  на самую мелкую вибрацию текста или  картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана. 
Работа на компьютере технически сводится к введению или чтению текста, рисованию или изучению деталей рисунков, чертежей. Это огромная нагрузка на глаза – ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать: у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.
 

    Перегрузка  суставов кистей рук

    В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущения слабости, онемения и «мурашек» в  подушечках. Это может привести к  повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими (карпальный туннельный синдром).

    Каковы  причины возникновения КТС? Это  и генетическая предрасположенность, и заболевания суставов, и нарушения  обмена веществ, и изменения гормонального фона, травмы кисти и предплечья. Но главная причина – длительная однообразная и неправильная работа кистями и пальцами рук. От КТС сильно страдают пользователи ПК, которые по многу часов совершают однообразные мелкие движения руками.

    Основная задача при лечении больных с КТС – добиться уменьшения давления на нервные окончания. На ранних стадиях болезни это достигается терапевтическими методами. В более тяжелых случаях может понадобиться оперативное вмешательство – рассечение фиброзного канала, ревизия нерва. Операция не опасная и эффективная, в большинстве случаев приводящая к полному восстановлению функции поврежденного нерва.

    Чтобы длительная работа на компьютере не привела  к возникновению КТС, достаточно следовать несложным рекомендациям по организации своего рабочего места и режима работы, в частности каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.

    Стресс  при потере информации

    Далеко  не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.  

    Психическая нагрузка

    Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно.

    Главное – помнить, что хотя в общественном сознании укоренилась мысль о том, что самое вредное в компьютере - это излучения, на самом деле психическое воздействие может оказаться намного серьезнее.

    Важно наблюдать за поведением ребенка  во время работы за компьютером. Легко будет убедиться, что каждый раз время начала утомления будет неодинаковым. В одних случаях ребенок будет уставать очень быстро, даже ранее рекомендуемого срока (раньше 15 минут). В другие дни он сможет общаться с компьютером без особого утомления более продолжительное время.

    Специальные исследования показали, что утомление  при работе на компьютере проявляется  совсем иначе, чем при других видах  деятельности. Обычно, выполняя работу, не связанную с компьютером, дети становятся вялыми, сонливыми. У них  пропадает интерес к работе, внимание снижается, дети часто отвлекаются. За компьютером же ребята, как правило, очень активны и эмоциональны. С интересом выполняя задание на ПК, они увлекаются и могут долго не чувствовать усталости. В то же время объективными методами исследования устанавливается факт наступившего утомления и даже переутомления у этих детей.

    Подметить же, что ребенок уже начал уставать, не так сложно. Признаки утомления  будут различны у разных детей.

    Во-первых, они будут различаться у детей инертных и подвижных. У инертных детей увеличивается пассивность, которая отражается на позе (полулежа, лежа, иногда с задиранием ног, с поиском опоры у стола и т. п.).

    У подвижных детей утомление сказывается  с преимущественным увеличением  нервно-мышечной напряженности, что проявляется в виде усиления двигательной активности (вскакивание с места, прыжки, хлопки в ладоши и т. п.) и выраженности эмоциональных реакций (смех, плач, вскрикивание, пение, бурное веселье и т.д.)

    Можно выделить следующие четыре основных направления, по которым реализуется наступающее утомление:

    1. Потеря контроля над собой:  ребенок трогает лицо, сосет палец,  гримасничает, трясет ногами, кричит  и т. п. 

    2. Потеря интереса к работе на  ПК: частые отвлечения, разговоры,  переключение внимания на другие предметы, отказ от продолжения работы.

    3. Утомление от пребывания в  одной позе: склонение головы  на бок, опора на спинку стула,  задирание ног с упором в  край стола, переход в позу  лежа.

    4. Эмоционально-невротические реакции:  крики, истерический смех, подпрыгивания, пританцовывание, плач, пение и др.

    Признаки  развития зависимости  у ребенка

    Компьютерная  зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.

    Кимберли  Янг приводит 4 симптома Интернет - зависимости:

    1. Навязчивое желание проверить  e - mail . 

    2. Постоянное ожидание следующего  выхода в Интернет.

    3. Жалобы окружающих на то, что  человек проводит слишком много времени в Интернет.

    4. Жалобы окружающих на то, что  человек тратит слишком много  денег на Интернет.

    Признаки  зависимости

    • Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
    • Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
    • Прогулял школу – сидел за компьютером.
    • Приходит домой, и сразу к компьютеру.
    • Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
    • Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
    • Он конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

    Первая  стадия — интерес.

      Друзья посоветовали, как отвлечься  от проблем, «убить время», развлечься.

    Вторая  стадия — втягивание.

    Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

    Третья  стадия — полная зависимость.

    Конечно, люди с нарушенной психикой находят  мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.

    Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером

    Первое, с чего следует начинать профилактическую работу по сохранению здоровья младших  школьников – это организация  рабочего места.

    Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в  глаза. Укомплектуйте компьютер  хорошим монитором, правильно его  настройте, используйте качественные программы.

    Самое важное в уменьшении нагрузки - это  правильно подобранная мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированны, причем подобраны именно для детей.

    Стул. Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают.

    Стол  должен быть только специализированным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна быть расположена на 7- 10 см. ниже. Выдвижная доска позволяет опустить клавиатуру ниже.

    Если  компьютер устанавливается в  учебном кабинете, где постоянно  занимаются младшие школьники, то учитель  начальных классов должен знать  и соблюдать требования, предъявляемые  современным санитарным законодательством.

    Перечислю некоторые из них:

  • помещение должно иметь искусственное и естественное освещение;
  • желательно, чтобы окна помещения были обращены на север и северо-восток;
  • необходимо оборудовать окна регулируемыми устройствами типа жалюзи, плотными занавесями;
  • для отделки стен и пола помещений рекомендуется применять полимерные материалы с антистатическим покрытием, безопасные для здоровья детей и позволяющие проводить влажную ежедневную уборку;
  • при установке компьютера в классе следует учитывать, что радиус магнитного поля, создаваемого компьютером, составляет 1,5 метра, и не допускать влияния излучения на учащихся;
  • подобрать компьютерную мебель в соответствии с ростом младших школьников, так, чтобы расстояние от глаз до экрана было не менее 50 см;
  • обеспечить освещенность рабочего места за компьютером не ниже 300 люкс, а экрана не ниже 200 люкс;
  • соблюдать благоприятные параметры микроклимата в помещении, а именно: температура воздуха 19-21 градус Цельсия, относительная влажность – 55-62%;
  • заземлить все электроприборы, максимально удалить пользователя от сетевых розеток и проводов электропитания и т.д.

    Для коррекции ионного состава воздуха  можно использовать различные устройства, самым известным из которых является люстра Чижевского. Часто применяются  различные ионизаторы, которые в сочетании с кондиционером и увлажнителем помогут создать благоприятный микроклимат в кабинете.

Информация о работе Здоровьесберегающие аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в начальной школе