Адаптация первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание

Объект исследования: процесс адаптации первоклассников.
Предмет исследования: формирование межличностных взаимоотношений первоклассников в процессе адаптации.
Цель исследования – выявить и исследовать влияние межличностных взаимоотношений первоклассников на процесс адаптации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений …………………...6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации первоклассников…………………………6
1.2. Особенности формирования межличностных взаимоотношений первоклассников…………………………... 11
1.3. Влияние формирования межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию …………15
Глава 2. Практическое изучение влияния межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию……………….. 21
2.1. Изучение психодиагностических методик адаптации первоклассников …………………… 21
2.2. Анализ процесса адаптации первоклассников на современном этапе ………………………….. 26
2.3. Проектирование комплекса мероприятий по формированию межличностных взаимоотношений первоклассников для успешной адаптации……………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список литературы………………………………………………………… 37
Приложения…………………………………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Быть всегда послушными, 
Веселыми, нескучными, 
Маме с папой помогать, 
Малышей не обижать. 
Быть всегда прилежными 
И нашей службе верными 
В дорогу знаний путь открыть, 
На благо Родине служить! 
Клянемся! Клянемся! Клянемся! (хором)
 

Родители:

Теперь уж первоклассники! 
Мальчишки и девчонки! 
Для вас сегодня праздником 
Кончается учеба. 
В день этот знаменательный 
Хотим мы пожелать 
Друзей вам замечательных 
Найти и не терять, 
Чтоб в жизни радости 
И счастья больше было. 
Здоровья, чтоб учиться 
На “5” вам сил хватило!
 

Ведущий: Слово для поздравления предоставляется директору нашего лицея Козыревой Людмиле Александровне.

 А теперь  вас поздравят ваши  родители, вручат вам подарки. 
 

Урок  по математике в 1-м  классе.

Закрепление изученного материала  по теме: «Табличные случаи умножения и деления»

Цели:

  • закрепить знания изученных таблиц умножения и соответствующих случаев деления;
  • совершенствовать умения и навыки в нахождении периметра прямоугольника, решения составных задач, в составлении и решении уравнений;
  • развивать вычислительные навыки учащихся, познавательную активность;
  • расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощь, ответственность.

Оборудование:

  • рисунок-карта «Остров сокровищ»;
  • рисунки: акулы, дельфина, бутылки, пирата, маяка, фрегата;
  • указательные стрелки, карточки с заданиями, жетоны;
  • таблица  «Шифрограмма».

Ход урока:

I. Организационный  момент.

Приветствие.  
Деление класса на 3 команды.

II. Постановка темы  и целей урока. 

Сегодня мы с  вами совершим увлекательное путешествие  на остров сокровищ. Наш многопарусный  корабль стоит у причала и  ждёт сигнала к отправлению. Такие  корабли с парусами назывались каравелла. На каравеллах великий мореплаватель Христофор Колумб пересёк океан и открыл неведомую  тогда землю – Америку. Цель нашего путешествия доплыть до острова, который расположен на карте, и найти сокровища. Уверяю вас, путешествие будет увлекательным и опасным. Но справиться с этими опасностями и препятствиями вам помогут знания  и умения, которые приобрели на уроках математики. 

III. Повторение и закрепление  изученного материала:

1. Поплывём мы с вами на корабле. (работа с маршрутным листом)

2. Устный счёт

- Чтобы выбрать  правильный маршрут, надо зажечь огонь на маяке
- Кто знает, что такое маяк?  (Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове, в устье реки)  
Выполнив правильно цепочку примеров, вы узнаете, какой свет зажегся на маяке.

54 → : 9 →  • 4 → : 8 → • 5 → + 27 → : 6 → ?  (7)

- Что может  означать число 7?

На острове  Фарос, около 280 л. до н.э. был построен самый большой маяк древности. Высота башни была 135 метров. На вершине  в открытой каменной беседке пылал  костёр, указывая путь кораблям. Этот маяк  называют 7-ое чудо света.   (учитель закрепляет на доске указательные стрелки маршрута)

3. Составление уравнений  и их решение.

- Первое наше  препятствие это акула. А знаете  ли вы, что существует 170 видов  акул. Среди них есть опасные,  а есть безвредные. Например, акулы, которые следуют часто за кораблями, - подбирают остатки пищи с кораблей. Этих акул не бояться даже маленькие рыбки. Из крупных акул не опасны китовые акулы, если на них  не нападать. Но самая ужасная – гигантская белая акула, её длина достигает 12 метров. Она – то уж точно опасна. Скорее всего она на нашем пути и попалась. Посмотрим, какое у неё «зубастое» задание. (сзади рисунка, в конверте, находится задание).

Используя числа 473, 860 - составьте   уравнение  решите его.

- Акулу мы  победили. Плывём дальше.

4. Физкультминутка.

- Ребята, нас  встречает дельфин.  
Дельфины – это самые мелкие китообразные. Они прославились как неутомимые спутники кораблей. Самые быстрые - дельфины – белобочки развивают скорость до 50 км/ч. Учёные выяснили, что дельфины сообразительнее собак и обезьян. Они очень игривы и поддаются дрессировке. Дельфины могут стать нашими большими друзьями. 

5. Решение составной задачи на нахождение неизвестного третьего.

- Ребята, на нашем  пути – бутылка. В таких  запечатанных бутылках хранилась информация или просьба о помощи корабля, который терпел бедствие. Распечатаем её?

SOS – помогите составить схему к задаче, а затем решить её: 
  Ныряльщик за жемчугом за 3 часа работы выловил 100 ракушек. В первый час он выловил 27 ракушек, во второй час на 14 ракушек больше, чем в первый. Сколько ракушек выловил ныряльщик в третий час работы?

6. Нахождение периметра прямоугольника.

- Мы подплываем  к острову и последние наше  препятствие – пираты. 
- Я так и знала, что без них не обойдётся. Ведь там, где сокровища – там и пираты. 
- Кто такие пираты? (морские разбойники) Этот пират знает точное место нахождения сокровищ. Для этого нам надо найти периметр данной местности, которая имеет прямоугольную форму.

Одна  сторона прямоугольника равна 3м, другая – 2 м. Чему равен периметр прямоугольника?

А вот и сундучок. В нём шифрограмма. Карточки с  ключом раздаются каждому ребёнку, а шифр напечатан на доске.

Ш Э А С Б И Н -
26 31 1 19 2 10 15 34
Г Я З В Т О Е
4 33 9 3 20 16 6 35

15, 1, 26, 6, 
2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16, 
34, 
31, 20, 16, 
9, 15, 1, 15, 10, 33, 
35.

НАШЕ  БОГАТСТВО – ЭТО ЗНАНИЯ.

IV. Обобщение.

- Ребята, вы согласны  с этим высказыванием? 
- Стоило нам совершать такое путешествие? 
- В сундучке двойное дно: для каждого медаль за то, что выдержал эти испытания, закрепил полученные знания.

V. Итог урока. 
 

Конспект  урока по физкультуре.

Тема: «Коллективные игры»

Цели: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе; развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

 Игра «В мяч».

Игра  «Тропинка».

 Игра «Что изменилось?»

Ход занятия

1. Вступительное  слово психолога.

Учащимся объясняются  цели занятий курса, рассказывается, как они будут проходить, вводятся элементарные правила поведения в группе.

2. Игра «Мяч». Передавать мяч по кругу, называя свое имя, глядя в глаза соседа. На первом занятии нужно постараться, чтобы все ребята побывали в роли водящего.

3. Игра «Тропинка». Все встают в затылок за ведущим, участники игры идут «змейкой» по воображаемой тропинке в затылок друг другу, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, которые в ходе игры называет психолог.

4. Игра «Что изменилось?». Дети замирают в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. Нужно найти пять изменений.

5. Рефлексия  занятия.

— С чем мы познакомились на нашем занятии?

— Что вам  понравилось на нем?

— Что не понравилось?

— Для чего мы играем в эти игры? 

Занятие  «Учимся работать дружно»

Цель: Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.

Задачи:  

1. Организация  взаимодействия между учащимися, создание предпосылок для формирования навыков учебного сотрудничества.

2. Помощь детям  в осознании и принятии правил  школьной жизни и себя в  роли учеников.

3. Формирование  у детей отношения друг к  другу как к партнерам в учебном сотрудничестве.

4. Создание доброжелательной  атмосферы при взаимодействии учащихся.

5. Создание предпосылок  для групповой сплоченности класса.

Материалы к занятию:

1. Название выставки  «МОИ ДРУЗЬЯ».

2. Листы чистой  бумаги для выполнения учащимися  заданий: «Что на свете желтого цвета?» (на каждую пару один лист) и «Мои друзья» (по количеству детей).

3. Цветные карандаши.

Ход занятия:

Учитель приветствует детей и предлагает начать занятие  стихотворными строками, которые сопровождаются движениями детей и учителя (см. Занятие 1).

Учитель: «На  прошлом занятии вы выполняли  многие задания не по одному, а вместе с другими ребятами. А работать дружно вам помогали несколько важных правил, о которых напоминает этот знак (показывает детям Знак № 5). Кто помнит, о каких правилах напоминает этот знак? Кто вспомнил, поднимите руку. (Учитель спрашивает нескольких учеников). Молодцы, вы действительно вспомнили очень важные правила, которые помогают работать вместе, дружно.

Это, во-первых, то, что надо говорить по очереди, не перебивая друг друга.

Во-вторых, то, что  надо внимательно слушать того, кто  говорит.

И в-третьих, если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

Пользуясь правилами, о которых мы вспомнили, выполним упражнение «Что на свете желтого цвета?».

Упражнение  «Что на свете желтого  цвета?»

Выполнять это  задание надо по двое, в парах. Объединитесь, пожалуйста, в пары с соседями по парте. Готовы? Послушайте внимательно задание.

Подумайте и  нарисуйте, что на свете бывает желтого цвета. Чтобы легче было выполнять задание, повернитесь друг к другу. Если один из вас знает что-то, что бывает желтого цвета, то пусть ШЕПНЕТ соседу. Когда вы согласны друг с другом, кивните головами. Если нет, то уточните мнения друг друга. Договорившись, нарисуйте, что вы придумали на листе бумаги (учитель раздает каждой паре по одному листу бумаги).»

(Время выполнения  задания около 5 минут. По окончании  задания учитель просит ребят  рассказать, что они придумали.  Если начинается много повторов, то не стоит опрашивать весь класс, а имеет смысл попросить назвать то, что еще не называли, если кто-то такое придумал и нарисовал.)

Учитель: «Сейчас мы поиграем в игру «Один или два». Напомню вам правила. Я буду называть разные части тела человека. Если я назову что-то, что у человека только одно, например, нос, то встают все девочки. А если я назову часть тела, которая не одна, а таких частей две, то встают все мальчики. Вспомнили? Молодцы! Слушайте меня внимательно.

Рука. (Встают мальчики.)

Лоб. (Встают девочки.)

Локоть. (Встают мальчики.)

Глаз. (Встают мальчики.)

Зуб. (Дети должны догадаться, что никому не надо вставать, так как зубов у человека не 1 и не 2. Если они догадываются, учитель  хвалит за внимательность и сообразительность, если нет, то подводит к мысли, что никому не надо вставать, напоминает, что такая «ловушка» была на прошлом занятии.)

Информация о работе Адаптация первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений