Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:34, курсовая работа
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников.
Предмет исследования: формирование межличностных взаимоотношений первоклассников в процессе адаптации.
Цель исследования – выявить и исследовать влияние межличностных взаимоотношений первоклассников на процесс адаптации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений …………………...6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации первоклассников…………………………6
1.2. Особенности формирования межличностных взаимоотношений первоклассников…………………………... 11
1.3. Влияние формирования межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию …………15
Глава 2. Практическое изучение влияния межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию……………….. 21
2.1. Изучение психодиагностических методик адаптации первоклассников …………………… 21
2.2. Анализ процесса адаптации первоклассников на современном этапе ………………………….. 26
2.3. Проектирование комплекса мероприятий по формированию межличностных взаимоотношений первоклассников для успешной адаптации……………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список литературы………………………………………………………… 37
Приложения…………………………………………………………………. 39
Таблица 2.5 количественные результаты по методике Гештальт-тест Бендер
№п/п | Уровень | 1А контрольная группа | 1Б экспериментальная группа | ||
чел | % | чел | % | ||
1 | высокий | 8 | 32% | 7 | 28% |
2 | средний | 6 | 24% | 5 | 20% |
3 | низкий | 11 | 44% | 13 | 52% |
В
результате данной методики было выявлено,
что большинство
Тест Тулуз – Пьерона.
Цель методики: исследование уровня внимания и умственной работоспособности.
Дата проведения: 21.03 – 22.03.2011г.
Процесс проведения: данный вид проводился групповым способом, отдельно в каждом классе после уроков. Вначале ученики отреагировали положительно, но при выполнении возникло много трудностей: ученики долго не могли сосредоточиться на выполнении задания, многим ученикам не хватало времени, было много помарок, ученики работали не внимательно.
Все работы фиксировались в протоколе (см. Приложение 2). Образец представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6 Образец бланка ответов 1А класса по тесту Тулуз – Пьерона
№п/п | ФИО ученика | Показатели теста | Уровень | |
Скорость выполнения | Точность выполнения | |||
1 | Мария К. | 50 | 1 ошибка в строке | Высокий |
2 | Никита Т. | 34 | 2 ошибки в строке | Средний |
3 | Саша Ш. | 16 | 6 ошибок в строке | Низкий |
Таблица 2.7 колличественные результаты по тесту Тулуз – Пьерона
№п/п | Уровень | 1А контрольная группа | 1Б экспериментальная группа | ||
чел | % | чел | % | ||
1 | высокий | 7 | 28% | 6 | 24% |
2 | средний | 9 | 36% | 9 | 36% |
3 | низкий | 9 | 36% | 10 | 40% |
По результатам теста было выявлено нарушение внимания у 19 учеников (38%), 18 учеников обладают средним уровнем (36%) и у 13 учеников высокий уровень развития внимания и умственной работоспособности.
Тест на тревожность Прихожан.
Цель методики: диагностика уровня тревожности.
Дата проведения: 6.04 – 7.04.2011г.
Процесс проведения: тест был проведен коллективно, отдельно в каждом классе. Дети неохотно приступили к выполнению задания, часто переспрашивали вопросы, отвлекались, мешали друг - другу сосредоточиться.
Все работы фиксировались в протоколе (см. Приложение 2). Образец представлен в таблице 2.8.
Таблица 2.8 Образец бланка ответов 1А класса по тесту Прихожан
№п/п | ФИО ученика | Показатели теста | Уровень | ||
Школьная тревожность | Самооценочная тревожность | Межличностная тревожность | |||
1 | Мария К. | 15 | 10 | 8 | низкий |
2 | Никита Т. | 17 | 15 | 9 | средний |
3 | Саша Ш. | 20 | 18 | 11 | высокий |
Таблица 2.9 колличественные результаты по тесту Прихожан
№п/п | Уровень | 1А контрольная группа | 1Б экспериментальная группа | ||
чел | % | чел | % | ||
1 | высокий | 15 | 60% | 16 | 64% |
2 | средний | 4 | 16% | 3 | 12% |
3 | низкий | 6 | 24% | 6 | 24% |
По результатам теста было выявлено, что у большинства первоклассников 31 человек (62%) высокий уровень тревожности, у 7 учеников (14%) средний уровень тревожности и у 12 учеников (24%) низкий уровень тревожности.
Качественные результаты диагностики.
Качественный
анализ и соотнесение трех перечисленных
методик позволил определить общий
уровень адаптации
Таблица 2.10 уровни адаптации первоклассников
№ п/п | Уровни | 1А
Контрольная группа |
1Б
Экспериментальная группа | ||
Чел. | % | Чел. | % | ||
1 | высокий | 7 | 28% | 6 | 24% |
2 | средний | 6 | 24% | 5 | 20% |
3 | низкий | 12 | 48% | 14 | 56% |
Графическое
представление результатов
Рис. 2.1 Изменение уровня адаптации
Результаты
анализа уровней адаптации первоклассников
показали, что большинство детей 48% в контрольной
группе и 56% в экспериментальной группе
обладают низким уровнем адаптации. Это
говорит о том, что большинство детей в
первом классе дезадаптированы к школьной
жизни. Первоклассники отрицательно относятся
к школе, наблюдаются нарушения дисциплины,
объясняемый учителем материал усваивают
фрагментарно, самостоятельная работа
с учебником затруднена, не умеют строить
отношения с одноклассниками, не имеют
близких друзей.
2.3. Проектирование комплекса мероприятий
по формированию межличностных взаимоотношений
первоклассников
для успешной адаптации
В результате анализа результатов исследования, проведенные в параграфе 2.2, было выявлено, что процесс адаптации первоклассников на современном этапе находится на низком уровне и требует педагогической коррекции.
Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, на начальном этапе обучения могут быть задействованы следующие приемы работы:
1. Межличностные контакты. Они предполагают знакомство друг с другом. Первоклассники в течение сентября тоже должны носить бейджики с крупно написанной фамилией, именем, номером класса.
2. Рассказ о себе. Целью является налаживание системы межличностных контактов в классе.
3. Вхождение в коллектив. Детей, которые испытывают трудности межличностного общения необходимо адаптировать к системе межличностных отношений, проведя с ними тренинг по формированию навыков коммуникативной компетентности.
4. Заочное знакомство. Педагоги в первые учебные дни предлагают детям обменяться телефонными номерами и электронными адресами. Важно подвести каждого ребенка к мысли, что одиноко и тревожно может быть не только ему, но и его одноклассникам.
5. Общее дело. Ничто так не сплачивает коллектив, как общие дела.
6.Совместная работа на уроках. С первых дней обучения использование совместной работы на уроках, в ходе которой первоклассники будут учиться взаимодействовать друг с другом, общаться.
Работа в паре помогает каждому первокласснику сформировать такие важные качества и умения школьника, как:
Для решения проблемы был составлен
комплекс мероприятий формирования межличностных
отношений, способствующий успешной адаптации
первоклассников. Данный комплекс представлен
в таблице 2.11.
Таблица 2.11 Комплекс мероприятий формирования межличностных отношений
№ п/п | Форма проведения | Название мероприятия | Цель |
1 | Урок технологии | «Лесная полянка» | Достижение совместной деятельности учеников, установление контактов, умение работать в коллективе; развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения. |
2 | Урок физической культуры | «Подвижные игры» | Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе; развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения. |
3 | Внеклассное занятие | «Знатоки Русского языка» | Закреплять, расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, литературному чтению, расширять кругозор, побуждать к познанию нового, воспитывать любовь к родному языку, развивать мышление, память, воображение; стимулирование работы в командах, установление межличностных отношений. |
Урок технологии «Лесная полянка»
Цель: Достижение совместной деятельности учеников, установление контактов, умение работать в коллективе; развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Информация о работе Адаптация первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений