Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:34, курсовая работа
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников.
Предмет исследования: формирование межличностных взаимоотношений первоклассников в процессе адаптации.
Цель исследования – выявить и исследовать влияние межличностных взаимоотношений первоклассников на процесс адаптации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений …………………...6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации первоклассников…………………………6
1.2. Особенности формирования межличностных взаимоотношений первоклассников…………………………... 11
1.3. Влияние формирования межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию …………15
Глава 2. Практическое изучение влияния межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию……………….. 21
2.1. Изучение психодиагностических методик адаптации первоклассников …………………… 21
2.2. Анализ процесса адаптации первоклассников на современном этапе ………………………….. 26
2.3. Проектирование комплекса мероприятий по формированию межличностных взаимоотношений первоклассников для успешной адаптации……………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список литературы………………………………………………………… 37
Приложения…………………………………………………………………. 39
Оборудование: глина, каштаны, шишки, бусинки, макароны, перья, камушки, ракушки, мелкие палочки, картины с изображениям леса, доска, слайды.
Описание занятия:
Детям заранее дается задание принести из дома материал для поделок: глину, каштаны, шишки, бусинки, макароны, перья, камушки, ракушки, мелкие палочки.
Урок физической культуры «Подвижные игры»
Цель: Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе; развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Оборудование: мяч
Описание занятия:
Занятие состоит из трех игр :
Учащимся объясняются цели занятий, рассказывается, как они будут проходить, вводятся элементарные правила поведения в группе.
Игра «Мяч». Передавать мяч по кругу, называя свое имя, глядя в глаза соседа. На первом занятии нужно постараться, чтобы все ребята побывали в роли водящего.
Игра «Тропинка». Все встают в затылок за ведущим, участники игры идут «змейкой» по воображаемой тропинке в затылок друг другу, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, которые в ходе игры называет учитель.
Игра «Что изменилось?». Дети замирают в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. Нужно найти пять изменений.
Внеклассное занятие «Знатоки Русского языка»
Цель: закреплять, расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, литературному чтению, расширять кругозор, побуждать к познанию нового, воспитывать любовь к родному языку, развивать мышление, память, воображение; стимулирование работы в командах, установление межличностных отношений.
Оборудование:
Таблички в виде облачков «Сказки», «Загадки», «Слова», «Пословицы», «Существенное», «Прочитай-ка», «Действия», «Предложение», «Ребусы»; предметные картинки – ворона-Каркуша, кораблик; карточки с заданиями по указанным темам; жетоны красного, жёлтого или синего цветов, таблички с названием команд: «Жёлтые», «Синие», «Красные»; медали «Знатоку русского языка».
Описание занятия:
Оценивание. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
Таким
образом, данный комплекс мероприятий
способствует повышению уровня коммуникабельности
детей, уровня групповой сплочённости,
уровня эмпатии детей, снижению уровня
тревожности у первоклассников.
Стимулирует работу в командах,
способствует развитию межличностных
отношений первоклассников.
Заключение
Целью работы было выявление и исследование влияния межличностных взаимоотношений первоклассников на процесс адаптации.
Были решены следующие задачи:
Аналитический обзор психолого-педагогической литературы, научных публикаций по проблеме формирования межличностных взаимоотношений первоклассников как средства их успешной школьной адаптации и проведённая исследовательская работа подтвердили исходную гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
Было установлено, что трудности адаптации проявляются в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся общеобразовательной школы
Проведённое исследование показало, что на адаптацию первоклассников влияют межличностных взаимоотношения.
Список литературы
Приложение
1
Стимулы для Бендер-теста
Примеры оценки и интерпретации протоколов Гештальт-теста Бендер
испытуемый 1., 7
лет
Результаты балльной оценки выполнения теста Бендер
(«ОТ» — общие тенденции)
Можно отметить значимое превышение возрастных норм. В числе недостатков:
Фигура | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | "ОТ" | Сумма |
Оценка | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 9 |
Фигура 1 — паттерн несколько отклоняется от горизонтальной линии — 2 балла;
недостаточно четко воспроизведен наклон колонок Фигуры 2, но каждая колонка все же наклонена в правильном направлении (девочка перевернула карточку вверх ногами,
поэтому наклон колонок слева вниз не принимается за ошибку); не одинаковы расстояния между элементами — 1 балл;
Фигура 3 — воспроизведены только два угла, последняя серия точек образует дугу — 2 балла;
синусоиды Фигуры 6 пересекаются под прямым углом — 2 балла;
не вполне правильно воспроизведено пересечение элементов Фигуры 7 — 2 балла.
Испытуемый 2, 7 лет
Результаты балльной оценки выполнения теста Бендер
(«ОТ» —общие
тенденции)
Фигура | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | "ОТ" | Сумма |
Оценка | 7 | 6 | 5 | 10 | 7 | 6 | 4 | 10 | 10 | 9 | 74 |
Отмечается значимое отставание от возрастных норм. Выполнение на уровне ребенка 5-летнего возраста. Нетипичная последовательность расположения копируемых фигур. Снижение качества копирования по мере выполнения задания. Неправильное воспроизведение размеров фигур (в большинстве случаев значимое увеличение). Встречаются почти все возможные типы ошибок и искажений: неверное воспроизведение взаимного расположения и количества элементов фигур, а также их размеров, формы и ориентации.
Испытуемый
3, 7 лет
Результаты
балльной оценки («ОТ»
— общие тенденции)
Фигура | А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | "ОТ" | Сумма |
Оценка | 2 | 2 | 5 | 7 | 7 | 9 | 2 | 12 | 2 | 5 | 48 |
Результат в
пределах возрастной нормы, но ниже среднего.
Отмечаются довольно слабые (без нажима)
линии рисунка; многократные исправления;
тенденция к преуменьшению
Информация о работе Адаптация первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений